Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7_klass.zip170.83 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе  

7 класс

ур

Тема урока

Формируемые умения и навыки

Элементы содержания (стандарты)

Дата

Домашнее задание

Базовый уровень

Тип  урока

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Личность автора, позиция и отношение к героям.

З н а т ь: образную природу словесного

 искусства.

Ум е т ь: составлять тезисы и план

 прочитанного; владеть различными

 видами  пересказа.

Комбиниро

ванный

Содержание

учебного курса.

Знакомство с

учебником. Уровень литературного развития учащихся.

Прочитать

предания,

пересказ.

Устное народное творчество – 5 + 1

2

Устное народное творчество. Предания. Исторические и художественные основы былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

З н а т ь: своеобразие былин как

героических песен эпического характера.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтику былин.

Комбиниро

ванный

Предание как

жанр фольклора.

Герои преданий. Исторические события в преданиях. Понятие о былине.

С. 10-16. записать

теоретические

понятия в тетрадь

4

Новгородский цикл былин.  Былина «Садко».

Знать:  художественные особенности былин, своеобразие и поэтичность былины «Садко»; тематическое различие Киевского и новгородского цикла былин,

Уметь: выразительно читать, анализировать былину

Комбиниро

ванный

Былина «Садко»

Композиция,

художественные

особенности.

Прочитать

былину «Илья

Муромец

и Соловей-

разбойник».

5

В мире былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.

Знать: Киевский цикл былин, его основные отличия
Уметь: определять особенности былинного стиха и поэтические интонации; выразительно читать и анализировать

Урок внеклассного чтения

Былина «Илья

Муромец

и Соловей-

разбойник».

Композиция,

художественные

особенности.

Подобрать по

2-3 пословицы

на разные темы,

объяснить их

смысл.

6

Пословицы и поговорки, их народная мудрость.

Знать: своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества.

Уметь: анализировать поэтику пословиц и поговорок.

Комбиниро

ванный

Пословицы

и поговорки.

Выражение

народной

мудрости.

С.43-44

пересказ, с42

в 4 сочинение-

миниатюра по

пословице

7

Р/Р  Сочинение по заданной пословице

Урок развития речи

8

Волшебный мир пословиц и поговорок . Удмуртские пословицы и поговорки.

Знать: пословицы и поговорки удмуртского народа, их особенности

Уметь:  применять их в жизни.

Урок  внеклассно

го чтения

Удмуртские пословицы и поговорки.

Древнерусская литература  - 2+1

9

Жанр летописи. "Повесть временных лет".

Знакомство с отрывками. «Поучение»  Владимира Мономаха.

Знать: основы христианской морали,

понятие жанра летописи, жанра поучение

Уметь: воспринимать и анализировать

древнерусский текст.

Урок усвоения новых знаний

Древнерусская

литература. «По

вести временных

лет». Поучения

Владимира

Мономаха, их

актуальность в

наши дни.

Прочитать

«Повесть о Пет

ре и Февронии

Муромских»

10

«Повесть о Петре

и Февронии

Муромских»

Показать как

развиваются темы

любви, верности

слову, долгу,

святости поступков

и желаний.

комбинированный

«Повесть о Петре

и Февронии

Муромских».

Темы любви,

верности слову,

долгу, святости

поступков и

желаний.

Пересказать близко к тексту

11

Р/Р  Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»

Знать: что такое духовные ценности и как они отражаются в древнерусской литературе

Уметь: выражать свои мысли, излагать их письменно, подтверждать примерами из текста

Урок развития речи

Дописать сочинение

Произведения русских писателей 18 века

12

М.В. Ломоносов - поэт, гениальный учёный и

общественный деятель.

Знать: основные сведения о

 М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в

стихотворстве

Уметь: воспринимать и анализировать

текст в жанре оды.

Урок усвоения новых знаний

М.В. Ломоносов.

Жизнь и

творчество. Теория "трех штилей"

"К статуе Петра Великого"

Прочитать оду

13

М.В. Ломоносов. Отрывок из "Оды на день

 восшествия на  Всероссийский престол ея Величества

 государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года".

Урок усвоения новых знаний

Отрывок из "Оды на день

 восшествия на  Всероссийский престол ея Величества

 государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года".

Особенности жанра оды.

Выучить отрывок наизусть

14

Державин - гражданин и Державин - поэт.

Размышления о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях

 "Река времён в своём  стремленьи...", "На птичку", "Признание"

З н а т ь: основные сведения о жизни Г.Р. Державина, новаторство

Державина в стихотворстве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

державинские стихотворения.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и

деятельность Г.Р.

Державина.

 «Птичка», «Приз

нание», «Река

времён…» Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Подготовить сообщение о В.А.Жуковс

ком

15

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады

З н а т ь: основные сведения о жизни В.А.Жуковского, новаторство

Жуковского в стихотворстве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

балладу.

Урок усвоения новых знаний

В.А. Жуковский.

Жизнь и

творчество. Жанр

баллады. «Лесной

царь»

Подготовить сообщение о Пушкине - лицеисте

Произведения русских писателей 19 века

16

А. С. Пушкин "Медный всадник". Вступление к поэме.

Интерес поэта к истории

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Комбиниро

ванный

А.С. Пушкин-

лицеист.

Жанр поэмы, его особенности.

Поэма «Медный

всадник».

Интерес поэта к судьбе «маленького человека» Образ автора в отрывке из поэмы.

отрывок наизусть

17

 А. С. Пушкин "Полтава". Мастерство поэта в изображении

Полтавской битвы, прославление мужества и отваги

русских воинов

Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте,  элементах сюжета

Комбиниро

ванный

Поэма «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл II

Отрывок наизусть.

18

А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Баллада и ее

летописный источник

Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев

Комбиниро

ванный

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Композиция. Связь с Древнерусской литературой, фольклорные традиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе.

Отрывок наизусть

19

А. С. Пушкин - драматург. "Борис Годунов" : сцена в Чудовом монастыре(отрывок).

 Образ летописца

Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Урок усвоения новых знаний

А.С.Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Прочитать повесть «Станцион

ный смотритель»

20

Внеклассное чтение. «Повести Белкина»

Знать: материал по теме

"А.С. Пушкин", технологию тестовой

 работы с выбором  варианта ответа

Уметь: работать с тестом

Урок  внеклассно

го  чтения

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».  Тема «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Пересказ понравившегося эпизода

21

М.Ю. Лермонтов. "Песня  про  царя  Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение

 к  изображаемому.

З н а т ь: содержание поэмы; нравственную

 проблематику поэмы; владеть различными

 видами пересказа, участвовать в диалоге по

 прочитанному произведению.

Урок усвоения новых знаний

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

«Песня про купца Калашникова» Картины быта XYI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Отрывок наизусть

22

"Песня про царя  Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Характеристика героев поэмы.

Знать: содержание поэмы

Уметь: сравнивать героев, оценивать их поступки, видеть отношение автора к своим героям.

Комбиниро

ванный

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.  Фольклорные начала в «Песне…» Особенности сюжета. Образы гусляров и автора.

Выучить наизусть начало 3 главы

23-24

Р/Р  Подготовка и написание сочинения по поэме Лермонтова

Знать: особенности написания сравнительной характеристики героев.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героев

Урок развития речи

Сравнительная характеристика героев Калашникова и Кирибеевича

25

Лирика М.Ю. Лермонтова "Молитва",

"Когда волнуется желтеющая нива..."

З н а т ь: понятие "лирический герой"

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стихотворение

 Комбини

рованный

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стих. Мастерство поэта в создании худож. образов.

Выучить наизусть

26

Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Знать: материал по теме.

Уметь: давать развёрнутые ответы.

Урок контроля

27

Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".  Запорожская  Сечь, её нравы и обычаи.

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

 владеть различными видами пересказа,

 участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части

 художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев.

Урок усвоения новых знаний

Н.В.Гоголь, Жизнь и творчество. Понятие «героическая повесть» Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Подготовить рассказ о жизни и нравах Запорож

ской Сечи

28

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его

товарищей в борьбе за родную землю

Урок усвоения новых знаний

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев; героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу.

29

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия.

Смысл этого сопоставления

Комбиниро

ванный

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Составить план

30

Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение

 автора к героям повести.

Комбиниро

ванный

Прославление боевого

товарищества, осуждение предательства

Отрывок наизусть

31,

32

Р/р  Сочинение по повести Н.В.Гоголя. Сравнительная характеристика героев

Знать: особенности написания сравнительной характеристики героев.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героев

Урок развития речи

33

И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство пейзажной живописи

Знать: содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы и план

 прочитанного; владеть различными

 видами пересказа.

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.»Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Выборочный пересказ

34

"Вера в торжество света, добра и нравственной красоты."

 (И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе")

Знать: своеобразие стихотворений в прозе.

Уметь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

Урок усвоения новых знаний

И.С.Тургенев Стихи в прозе: «Русский язык». «Два богача», «Близнецы» Авторские критерии нравственности. Особенности жанра.

Выучить наизусть стих. «Русский язык»

35

Тест по теме "И.С. Тургенев"

З н а т ь: материал по теме

"И.С. Тургенев", технологию тестовой

 работы с выбором  варианта ответа

У м е т ь: работать с тестом

Урок контроля

36

Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы "Русские женщины". Знакомство с I частью "Княгиня Трубецкая"

З н а т ь: особую роль жен декабристов,

их высокий нравственный подвиг

У м е т ь: говорить о героях, их словах

и поступках, убеждениях, давать

характеристику героям поэмы

Урок усвоения новых знаний

Декабристы, их роль в жизни страны.

Верность жён декабристов, самоотверженность, гордость.

Подготовиться к сочинению

37

Р/р Сочинение о героинях поэмы Некрасова

Урок развития речи

38

Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда".

 Боль поэта за судьбу народа

З н а т ь: понятия "сатира", антитеза"

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно читать

стихотворный отрывок

Комбиниро

ванный

Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Отрывок наизусть

39

Сатирическое изображение людей господствующего класса.  

Комбиниро

ванный

Антитеза как основной художественный приём,

раскрывающий  идейное содержание стихотворения

Прочитать сказку

40

 М. Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".  Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в Повести..."

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы

 в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.

Урок усвоения новых знаний

Сказка, эзопов язык, сатира и юмор, гипербола. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его пороков

Пересказ от имени другого лица (генерала или мужика)

41

М.Е.Салтыков – Щедрин Сказка "Дикий помещик".  Сатира на социальные и нравственные пороки общества.                  .

Комбинирован

ный

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Средства создания комического в сказках  М.Е.Салтыкова - Щедрина

Прочитать указанные сказки

42

Внекл. чт.  Сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина

З н а т ь: материал по теме

"М.Е. Салтыков- Щедрин",

технологию тестовой  работы с

выбором  варианта ответа

У м е т ь: работать с тестом

Урок  внекл. чтения

Художественные особенности щедринских сказок

43

Р/р Отзыв на прочитанную сказку

Урок развития речи

44

Л.Н.Толстой "Детство". Главы "Классы", "Наталья Саввишна" Взаимоотношения детей и взрослых.

З н а т ь: содержание повести;

 нравственную проблематику

повести;

Уметь:

 владеть различными

 видами пересказа, участвовать

 в диалоге по прочитанному

произведению.

Урок усвоения новых знаний

Понятие трилогии Главы «Классы», «Детство» Автобиографический характер повести Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Прочитатьрассказы Бунина

45

И.А. Бунин "Цифры", "Лапти". Взаимоотношения детей

и взрослых.

З н а т ь: содержание понятия

 “деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые

 части художественного текста.

Урок усвоения новых знаний

Нравственный смысл рассказов. Мастерство Бунина – прозаика и поэта Влияние природы и крестьян на творчество писателя

Прочитать биографию Чехова, ответить на вопросы

46

А.П. Чехов - писатель и человек. Рассказ "Хамелеон".

 Живая картина нравов.

З н а т ь: сюжет и образную систему

рассказов.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

Урок усвоения новых знаний

Биография писателя, его творчество.

Красота, точность языка. Понятие сатиры. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Прочитать рассказы

Юмор в рассказах А. П. Чехова "Злоумышленник"  

Средства создания комического в рассказах Чехова. Смех и слёзы в рассказах Чехова.

47

"Край ты мой, родимый край…" Русские поэты о родине

З н а т ь: стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стих.

Комбинированный

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». »Замолкнул гром»,Бунин «Родина», Жуковский «Приход весны» Обучение анализу лирического стихотворения

Понравившее

ся стих. наизусть

48

"Подвиг во имя людей". (По произведению М. Горького

"Старуха Изергиль". Легенда о Данко)

З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа

У м е т ь: характеризовать особенности

 сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию;

 сопоставлять поступки героев,

использовать сравнительные

характеристики; участвовать в дискуссии

Внеклассное чтение

«Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Отрывок наизусть

49

В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выраз. чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Урок усвоения новых знаний

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стих.

Выразитель

ное чтение стих.

50

Л.Н.Андреев. Слово о писателе «Кусака»

Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа

Урок усвоения нового материала

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

Написать отзыв

51

А.П. Платонов. Рассказ "Юшка". Любовь и уважение к человеку.  Осознание необходимости сострадания, сопереживания

З н а т ь: основные сведения о жизни

Платонова А.П.

У м е т ь: читать платоновские

 рассказы, видеть их красоту,

воспринимать чувства,

передаваемые автором

Комбиниро

ванный

Друзья и враги главного героя, Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

Написать сочинение

52

"Идет война народная..." (Стихотворения А. Т. Твардовского "Братья", К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленшины...", "Жди меня")

Выразительное чтение наизусть

З н а т ь: как война отразилась в поэзии.

У м е т ь: выразительно читать стихи

о войне

Урок внеклассно

го чтения

Интервью с поэтом – участником Вов. Интервью как жанр публицистики Трудности и радости грозных лет войны в стихах

Выучить наизусть

53

Фёдор Александрович Абрамов "О чём плачут лошади".

Эстетические и нравственно-экологические проблемы,

 поднятые писателем в рассказе

З н а т ь: основные сведения о жизни

Абрамова Ф.А., познакомиться в

произведениях художественной

литературы с проблемой экологической

защиты человека.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

 пересказы

Урок усвоения новых знаний

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чём плачут лошади»

Прочитать рассказ Носова «Кукла»

54

Евгений Иванович Носов "Кукла".  Безразличное отношение  людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе

З н а т ь: основные сведения о жизни

Носова Е.И.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

 пересказы

Урок усвоения новых знаний

Нравственные проблемы рассказа

Обучение целостному анализу эпического произведения

Выборочный пересказ

55

Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро".

Раскрытие характеров героев рассказа

З н а т ь: основные сведения о жизни

Казакова Ю.П.

Уметь: составление плана,

художественный и краткий пересказы

Урок внеклассно

го чтения

Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Сравнить характеры героев

56

Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева,  М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова
Выразительное чтение наизусть

З н а т ь: основные средства

художественной выразительности

Уметь: выразительно читать наизусть

стихотворение о природе

Урок внеклассно

го чтения

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Наизусть

 (по выбору)

57

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»

Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы – мотивы перемен,обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения природе; пафос

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Урок усвоения нового материала

Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Наизусть

 (по выбору)

58

Д.С.Лихачёв.  Слово о писателе, учёном, гражданине.

«Земля родная» (главы)

Знать: публицистику, публицистические произведения; мемуары как жанры литературы

Урок внеклассно

го чтения

«Земля родная» как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

59

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда»

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов.

 Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко.

Урок внеклассно

го чтения

Смешное и грустное в рассказах писателя.

Пересказать близко к тексту

60

Песни на слова русских поэтов XX века.

Знать содержание изучаемых произведений

Урок внеклассно

го чтения

И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Создать презентацию на одну из понравившихся песен

61

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю», «О моей Родине»

Знать: особенности художественной образности дагестан-ского поэта

 Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

Урок усвоения новых знаний

Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Наизусть

(по выбору)

62

Зарубежная литература 

 Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность».

Знать: образ-настроение, образ-представление

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Урок усвоения новых знаний

Представления поэта о справедливости и честности. Народно – поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

63

Д.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

З н а т ь: термин "рефрен", основные

сведения о жизни представленных для  изучения зарубежной литературы поэтов,

особенности зарубежной поэзии

У м е т ь: выразительное чтение

Урок усвоения новых знаний

Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

64 - 65

Сказка на все времена. Новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Знать: основные сведения о судьбе Гофмана, редкостном своеобразии его дарования; текст сказки «Крошка Цахес»

Уметь: анализировать текст сказки, делать выводы.

Урок усвоения новых знаний

Слово о немецком писателе Э.Т.А.Гофмане. Сюжет сказки, композиция, жанр сказок нового времени и особенностях их создания. Система образов новеллы. Фантастика и реальность в сказке.

66

 Рассказ О`Генри "Дары волхвов".

Поэтический гимн благородству и любви

З н а т ь: основные сведения о жизни О Генри

У м е т ь: вдумчиво читать текст, пересказывать близко к тексту

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви

67

Японские хокку (хайку)

Знать: жанры японской поэзии

Уметь: понимать главную мысль, выразительно читать

Урок усвоения новых знаний

Особенности жанра японской поэзии

68

Э.По Слово о поэте.  Рассказ "Золотой жук"

З н а т ь: Основные сведения из биографии американского писателя, особенности жанра детектива

У м е т ь: воспроизводить содержание

литературного произведения

Урок внеклассного чтения

Особенности детективного жанра

Рабочая программа

по литературе

7 класс

(3-ый год обучения)

Учитель русского языка и

литературы, II кв. категория

Ершова

Елена Геннадьевна

г. Каменск – Уральский

2009 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 ?@8>1@5B5=85 7=0=89 ?> GB5=8N 8 0=0;87C EC4>65AB25==KE ?@>872545=89 A ?@82;5G5=85< 107>2KE ;8B5@0BC@>254G5A:8E ?>=OB89 8 =5>1E>48 8AB>@88 ;8B5@0BC@K;

 >2;045=85 A?>A>10<8 ?@028;L=>3>, 153;>3> 8 2K@078B5;L=>3> GB5=8O 2A;CE EC4>65AB25==KE 8 CG51=KE B5:AB>2, 2 B>< G8A;5 8 GB5=8N =087CABL;

 CAB=>3> ?5@5A:070 (?>4@>1=>@>G=>B 4@C3>3> ;8F0, EC4>65AB25==>;LH>3> >B@K2:0, 3;02K, ?>25AB8, @0AA:070, A:07:8; A2>1>4=>=>;>38G5A:>9 8 480;>38G5A:>9 @5GLN 2 >1J5<5 87CG05872545=89;

 =0CG8BLAO @0725@=CB>B25BC =0 2>?@>A, @0AA:07C > ;8B5@0BC@=>< 35@>5, E0@0:B5@8AB8:5 35@>O;

 >B7K2C =0 A0<>AB>OB5;L=> ?@>G8B0==>5 ?@>872545=85; A?>A>10<8 A2>1>4=>3> 2;045=8O ?8AL<5==>9 @5GLN;

 >A2>5=85 ;8=328AB8G5A:>9, :C;LBC@>;>38G5A:>9, :><9 :>

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

          Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я.

Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе

п/п

Тема

Основное содержание

1

Устное народное творчество

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

2

Древнерусская литература

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

3

Произведения русских писателей 18 века

Основные сведения о  М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

4

Произведения русских писателей 19 века

Основные этапы жизненного  пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

5

Произведения писателей 20 века

Основные этапы жизненного  пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова, А. Вампилова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны

Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...