Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Корчева Елена Николаевна

Данный урок связан с предыдущими темами и последующими. С этим произведением учащиеся знакомы, а на следующем уроке обобщим полученные знания и напишем минисочинение.

Целью урока было понять, как описание природы перекликается с описанием состояния героев.

Из данной цели вытекали следующие задачи:

Цели:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с творчеством С.Т.Аксакова, расширить читательский кругозор;
  • научить анализировать текст;
  • показать выразительность прозы С.Т.Аксакова.

Развивающие:

  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • развивать  речь,  память, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к литературному наследию русского народа;
  • формировать навыки работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Урок имеет практическую значимость, так как он позволяет использовать полученные представления в жизни самих учащихся, на последующих уроках для более глубокого идейного понимания и для написания сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран».

Цели:

1. Закрепить умение составлять простой план.

2. Закрепить умение пересказывать с сохранением авторского стиля.

3. Формирование умения анализировать текст с точки зрения выбора средств выразительности и характеристики героев по их поведению.

4. Определение роли пейзажа в произведении.

Ход урока

I. Литературоведческая разминка.

Учитель. Мы знаем немало стихотворений о природе, в творчестве многих поэтов и прозаиков встречаются пейзажные зарисовки. Именно о пейзаже в литературном произведении мы будем говорить сегодня, но сначала вспомните имена поэтов, стихотворения которых с описанием пейзажа мы знаем.

Запись на доске:

Пушкин

Тютчев

Фет

Есенин

Некрасов

Ваша задача – назвать автора стихотворения, отрывки из которого я вам буду читать, если помните продолжение – можно продолжить. Фамилии поэтов могут повторяться.

1) Топи да болота,

    Синий плат небес.

    Хвойной позолотой

    Взвенивает лес.

    Тренькает синица

    Меж лесных кудрей… (Есенин.)

2) Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, –

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован… (Тютчев.)

3) Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льет печально свет она.

    По дороге зимней, скучной

    Тройка борзая бежит… (Пушкин.)

4) Поздняя осень. Грачи улетели,

    Лес обнажился, поля опустели,

    Только не сжата полоска одна…

    Грустную думу наводит она. (Некрасов.)

5) Ласточки пропали,

    А вчера с зарей

    Все грачи летали

    Да как сеть мелькали

    Вон над той горой.

    С вечера все спится,

    На дворе темно. (Фет.)

6) Зима недаром злится,

    Прошла ее пора –

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора.

    И все засуетилось,

    Все нудит Зиму вон –

    И жаворонки в небе

    Уж подняли трезвон.

    Зима еще хлопочет

    И на Весну ворчит… (Тютчев.)

Оценить данную работу можно только хорошей отметкой либо не оценивать вообще, пообещав, что мы еще не раз будем вспоминать стихи и их авторов.

II. Объявление темы урока и цели.

Учитель. Скажите, только ли пейзаж изображен в тех отрывках, которые мы сейчас вспомнили? Еще показано настроение лирического героя, его состояние. Подобные описания встречаются не только в поэтических текстах. Иногда неопытный читатель пропускает описание природы, считая его неинтересным, так как ничего не происходит. Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой, это помогает нам, читателям, лучше его понять.

Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран». Именно с этого произведения началась его писательская деятельность. Мы рассмотрим, как описание природы перекликается с описанием состояния героев, проведем исследовательскую работу, определяя, какими приемами выразительности пользовался автор.

    Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Этот рассказ о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.

С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран».

Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.

БУРА́Н -а; м. [тюрк. буран] Сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах)

III. Аналитическое чтение.

1. Кратко рассказать сюжет произведения.

2. Составление простого плана учащимися (не больше 10 минут). Заранее предупредить, что между пунктами плана надо оставить пустую строчку.

Примерный план.

1) Знакомство с героями. Природа перед бураном. (1–2-й абзацы.)

2) Предвестие бури. (3–4-й абзацы.)

3) Описание обоза. (5-й абзац.)

4) Начало бурана. (6–7-й абзацы.)

5) Решение опытного старика переждать буран. (8–9-й абзацы.)

6) Опрометчивое решение молодых крестьян. (10-й абзац.)

7) Конец бурана. (11-й абзац.)

8) Спасение крестьян, пережидавших буран в степи. (12-й абзац.)

9) Гибель их товарищей. (13-й абзац.)

На доске цитаты из текста к каждому пункту плана (либо плакат).

џ «Степи  представляли  собой  вид  бурного  моря,  внезапно  оледеневшего».

џ «Все  одел  белый  мрак,  непроницаемый,  как  мрак самой темной… ночи!»

џ «Русский мужик не боится мороза».

џ «Горе  неопытным,  запоздавшим  в  таких  безлюдных  и  пустых местах!»

џ «Ужасен вид возмущения зимней северной природы… Человек теряет память, присутствие духа, безумеет…»

џ «Беда пришла неминучая!»

џ «Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов…»

џ «Все они находились в сонном, беспамятном состоянии».

џ «Завтра… воротимся сюда и откопаем их».

3. Найти подходящую цитату к каждому пункту. Эту работу можно совместить с комментированным чтением:

1-й абзац – пересказ близко к тексту.

2-й абзац – выразительное чтение, обратить внимание на бодрый, веселый тон повествования, на лексику: «весело шутили», «сыпались остроты», «хохотали». Автор любуется неунывающими мужиками.

3-й абзац – перечислить детали в описании рощи: «бедная роща» – первое предвестие беды, обратить внимание на опытность старика, на его знание народных примет, объяснение природных явлений.

В 4-м абзаце найти приметы предвестия бури, обратить внимание на повторение оборотов с союзом «но» (их можно зачитать), на восклицательные предложения.

5-й абзац перечитать про себя и подумать, зачем нужна эта вставка – рассказ о возчиках, цели их путешествия. (Это описание подчеркивает быстрое наступление бури, буран застал почти врасплох.)

Из 6-го абзаца выбрать описание бурана и пересказать, сохраняя лексику и интонацию (до слов «…вой голодного волка»).

7-й абзац – прочитать выразительно, подготовить пересказ близко к тексту (дома).

8–9-й абзацы – прочитать и сказать, какие две жизненные позиции противопоставлены в этих отрывках: «человек теряет память, присутствие духа, безумеет» – сделаем все, что можно и «станем дожидаться свету Божьего и добрых людей».

10-й абзац – прочитайте выразительно слова молодого парня: что в них настораживает? Нежелание «удалого» молодца прислушаться к совету опытного старика, обвинение его в том, что тот не хочет идти из-за усталости. Что предсказывает его несчастливую судьбу? (Выражение «к несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».)

11-й абзац – найдите, с чем сравнивается разгулявшаяся снежная стихия? (С океаном, бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку.)

12-й абзац – кратко основное: надежды на спасение оправдались.

13-й абзац – вопрос на размышление: всегда ли в жизни нужна безрассудная смелость? (Со стихией бороться очень тяжело, в этой борьбе важнее умение приспособиться к ней, чтобы выжить, как, например, с волной бесполезно спорить, но можно, поднырнув под неё, не только спастись и выплыть, но и прокатиться на этой страшной волне.)

IV. Работа в группах.

Учитель. Очерк С. Т. Аксакова невозможно представить без описания состояния природы. Наша задача – определить, каким образом это описание автор сделал таким выразительным, ярким и даже страшным, ведь в некоторые моменты при удачном чтении (можно назвать фамилии учеников, у которых хорошо получилось прочитать или пересказать отрывки) нам казалось, что мы там, в степи, посреди бурана.

На доске перечислены те приемы, которые использовал С. Т. Аксаков для создания образа бури.

Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

Сравнение – троп, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому.

Метафора – это троп, скрытое сравнение.

Олицетворение – это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Олицетворения

Ряды однородных членов предложения

Повторы

Цветовая гамма

Задание: выбрать в тексте описание ветра, мороза, туч, неба и солнца, степи, рощи (абзацы 1, 3, 4, 6, 7, 11) и определить, какие средства выразительности использовал автор, приводя примеры.

Например, чтобы подчеркнуть силу мороза, автор использует эпитет «жестокий». Он наделяет мороз человеческими качествами, то есть использует олицетворение: сковал, сжимал, палил, жег.

Если данная работа вызовет затруднение, то можно составить следующую таблицу и заполнить ее ответами, например:

Выразительные средства

Ветер

Мороз

Степь

Облако,

туча

Солнце

и небо

Роща

Эпитеты

Жесток

Необозримое пространство;

волнистые снега

Сравнения

Слышался как будто отдалённый плач ребёнка, вой голодного волка; взрыл
степи, как пух лебяжий

Как голова огромного зверя; огромная, как небо

В снеговом ледяном уборе представляются чудные обелиски

Мета-

форы

Громады
снегов; пучина кипящего снежного
праха; снежный океан, бурное море, внезапно заледеневшее

Одевало
снега брил-
лиантовой
корою

Осыпана алмазным
блеском

Олицетворения

Разыгрался на приволье; вскинул
снег; свирепел, бушевал

Сковал, сжимал, палил, жёг

Бежало
лёгкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным
шипением, тихим,
но страшным; заки-
пели степи снегов

Поднималось и росло; заволокла небо, посы-пала мелкий снежный прах

Склонялось к западу, скользило
лучами; лучи заиграли

Ряды
однородных членов предложения, повторы

Наступил буран со всей яростью,
со всеми
своими
ужасами

Цветовая

гамма

Снежная,

то есть белая

Беловатая

Красное,

но неясное; бледные лучи; беловатое; красная погорелая заря; безоблачная синева

Обсуждение итогов работы.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок с описанием бурана; вопросы на с. 72.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 6 классе.

Урок закрепление полученных знаний.

Тема: Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран».

Данный урок связан с предыдущими темами и последующими. С этим произведением учащиеся знакомы, а на следующем уроке обобщим полученные знания и напишем минисочинение.

Целью урока было понять, как описание природы перекликается с описанием состояния героев.

Из данной цели вытекали следующие задачи:

Цели:

Образовательные: 

  • продолжить знакомство с творчеством С.Т.Аксакова, расширить читательский кругозор;
  • научить анализировать текст;
  • показать выразительность прозы С.Т.Аксакова.

Развивающие: 

  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • развивать  речь,  память, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к литературному наследию русского народа;
  • формировать навыки работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Урок имеет практическую значимость, так как он позволяет использовать полученные представления в жизни самих учащихся, на последующих уроках для более глубокого идейного понимания и для написания сочинения.

Данный класс по знаниям относится к низшему уровню, т.е. читающих учащихся 4 из 20; хотя это произведение прочитали все. Национальный состав разнообразен, т.е. русских – 11, турок – 5, дагестанцев – 3, армян – 1. Помимо этого есть учащиеся, которые были оставлены на повторный курс и на осень.

Мне кажется, что выбранная структура урока была рациональна, для решения поставленных задач. Я думаю, рационально было выделено время для вступительного слова учителя; для повторения содержания произведения; для исследовательской деятельности и для подведения итогов этой деятельности самими учащимися и мной как учителем.

Присутствовала логическая связь между всеми этапами урока. Каждый  соответствовал теме урока.

Методы обучения, выбранные для раскрытия темы урока:

  1. Словесный (беседа, рассказ ученика, рассказ учителя);
  2. Наглядный (метод иллюстрации, презентация,);
  3. Метод исследовательской деятельности (учащиеся в течение всего урока выясняли, какими приемами выразительности пользовался автор.
  4. Рефлексивный метод (учащиеся совместно решали проблемные вопросы с учителем и друг с другом).

Формы обучения:

  • актуализация опорных знаний,
  •  работа с произведением,
  • работа с другими источниками знаний (словарь Сергея Ивановича Ожегова, рассказ учителя (понятие очерка, буран)),
  • художественное слово.

Перед учащимися в течение всего урока ставились проблемные вопросы и мною и самими учениками.

На уроке была представлена возможность учащимся проявить самостоятельность.

Использованные средства обучения:

  1. Компьютер;
  2. Презентация к уроку;
  3. Художественное произведение;
  4. Интерактивная доска.

Принципы обучения:

Наглядность, научность, достоверность, доступность, активность, связь теории и жизненной практики.

Данный урок был связан с уроком русского языка (словарная работа), с музыкой (Георгий Свиридов «Метель»), с искусством (картины известных художников: Евгений Алексеевич Корнеев, Юлий Юльевич Клевер, Николай Никонорович Дубовский, Иван Иванович Шишкин, Павел Андреевич Брюллов, Иван Иванович Ендогуров).

Я считаю, что поставленные задачи были решены, так как учащиеся давали полные, аргументированные ответы; спорили; высказывали свою точку зрения и активно работали на уроке.



Предварительный просмотр:

Задание: выбрать в тексте описание ветра, мороза, туч, неба и солнца, степи, рощи (абзацы 1, 3, 4, 6, 7, 11) и определить, какие средства выразительности использовал автор, приводя примеры.

Выразительные средства

Ветер

Мороз

Степь

Облако,

туча

Солнце

и небо

Роща

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Олицетворения

Ряды
однородных членов предложения, повторы

Цветовая

гамма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Презентация к уроку по произведению С.Т. Аксакова "Буран"

Презентация используется на уроке: "Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова "Буран"....

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"

     «Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Урок подготовки к изложению по очерку С. Т. Аксакова "Очерк зимнего дня"

Это урок обучающего изложения при подготовке к написанию сочинения-описания природы. Урок построен на основе дифференцированного подхода...

Е. Замятин. Биографический очерк. Идейно-художественное своеобразие романа "Мы"

Презентация даёт общее представление о личности Е.Замятина, его судьбе и творчестве, предлагает материал для групповой работы и раскрывает идейно-художественное своебразие романа "Мы"...