Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературе "Сокол русской поэзии" по творчеству А. Кольцова
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Сегодня мы будем говорить о поэтическом мире Алексея Васильевича Кольцова. внешне его судьба – это обычная судьба обычного купеческого отпрыска. Родился  он 16 октября 1809 года в Воронеже в семье мещанина, торговца скотом. с детского возраста познал он изнанку жизни. Василий Петрович считал образование непозволительной роскошью, а в грамоте видел только средство обмануть простодушных обывателей и не быть обманутым самому. Девяти лет был отдан в воронежское уездное училище, но уже через два года, когда мальчик был всего лишь во втором классе, отец забрал его оттуда для помощи в торговых делах. Алексей, хорошо не освоивший даже орфографии, всю жизнь чувствовал свой недостаток

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_sokol_russkoy_poezii.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Урусовская СОШ»

    Учитель Родькина Н.Н.

    2012 год

    Задачи мероприятия :

    Образовательные:

     познакомить с творчеством великих людей земли воронежской;

     показать учащимся безграничные возможности настоящей поэзии:

     подчеркнуть, что жизнь А. Кольцова полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что их внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия.

    Воспитательные:

     прививать интерес к языку;

     воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;

     воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

    Развивающие:

     развивать творческое мышление при анализе лирических произведений;

     закрепить, углубить приемы и навыки работы с текстом;

     отработать технику редактирования текста.

    Ведущий1 Сегодня мы будем говорить о поэтическом мире Алексея Васильевича Кольцова. внешне его судьба – это обычная судьба обычного купеческого отпрыска. Родился  он 16 октября 1809 года в Воронеже в семье мещанина, торговца скотом. с детского возраста познал он изнанку жизни. Василий Петрович считал образование непозволительной роскошью, а в грамоте видел только средство обмануть простодушных обывателей и не быть обманутым самому. Девяти лет был отдан в воронежское уездное училище, но уже через два года, когда мальчик был всего лишь во втором классе, отец забрал его оттуда для помощи в торговых делах. Алексей, хорошо не освоивший даже орфографии, всю жизнь чувствовал свой недостаток

    Ведущий2

    Одаренный от природы живым воображением и умом, Кольцов следовал своему призванию художника, преодолевая многие препятствия. Поэт не встретил понимания в родной семье.

    Чтец

    Скучно и нерадостно

    Я провел век юности:

    В суетных занятиях

    Не видал я красных дней;

    Жил в степях с коровами,

    Грусть в лугах разгуливал,

    По полям с лошадкою

    Один горе мыкивал.

    Ведущий1 Так вспоминал он впоследствии. Но соприкосновение с природой благотворно воздействовало на его поэтическую душу. Большую часть времени Кольцовы жили в степи, перегоняя стада. Степь стала для Алексея родным домом и школой жизни. Именно она образовала из впечатлительного подростка будущего художника.

    Ведущий2 Так , большую половину года проводил он в бесконечных поездках верхом, в располагающих к откровенности беседах у костра. Черноземная степь с её волнуемым  по порывами ветра разнотравьем очаровала Кольцова. Она пробудила в Кольцове лирика, способного восхититься не только панорамой бескрайних просторов, но и красотой отдельного цветка, малой травинки. Степь стала воистину поэтической колыбелью Кольцова.

    Чтец

    Греет солнышко -

    Да осенью;

    Цветут цветики -

    Да не в пору;

    А весной была

    Степь желтая,

    Тучки плавали

    Без дождика.

    По ночам роса

    Где падала,

    Поутру трава

    Там сохнула.

    И все пташечки,

    Касаточки,

    Пели грустно так

    И жалобно,

    Что, их слушая,

    Кровь стынула,

    По душе лилась

    Боль смертная.

    Так прошла моя

    Вся молодость -

    Без любви-души,

    Без радости.

    Ведущий 1  Жизнь Алексея  увела в степь, где паслись стада. Он полюбил ее зеленый простор, безмятежную ширь и раздолье. Синее небо и яркие звезды. Хорошо было в степи! Зеленый океан трав мягко стелется вокруг. Словно волны серебрится на солнце высокий ковыль. Разъезжая по селам и деревням, Кольцов уже в молодые годы хорошо узнал и полюбил природу и познакомился с жизнью крестьян. Особенно ему полюбилось широкое раздолье степи. “Он, — писал Добролюбов, — радостно всматривался в прозрачную даль широкой степи; прислушивался к простому говору временных ее обитателей — чумаков, пастухов; чуял своим сердцем живые впечатления и веселого пения птички, и красоты весенней травки, и порывы степного ветра, и все это превосходно умел изобразить потом в своих простых, но глубоких стихах”.

    Чтец. Стихотворение «Ах ты, степь моя, степь привольная…»

    Ах ты, степь моя,

     Степь привольная,

     Широко, ты, степь,

     Пораскинулась,

     К морю Черному

     Понадвинулась!

     В гости я к тебе

     Не один пришел:

     Я пришел сам-друг

     С косой вострою;

     Мне давно гулять

     По траве степной

     Вдоль и поперек

     С ней хотелося…

     Раззудись, плечо!

     Размахнись, рука!

     Ты пахни в лицо,

     Ветер с полудня!

     Освежи, взволнуй

     Степь просторную!

     Зажужжи, коса,

     Как пчелиный рой!

     Молоньёй, коса,

     Засверкай кругом!

     Зашуми, трава,

     Подкошенная;

     Поклонись, цветы,

     Головой земле!

    Ведущий 2 О благотворном влиянии степи на поэтическую натуру Кольцова говорит и Белинский. По отзыву великого критика, почти во всех стихотворениях поэта “...есть что-то степное, широкое, размашистое и в колорите и в тоне. Читая их, невольно вспоминаешь, что их автор — сын степи, что степь воспитала его и взлелеяла”.

     Именно степь пробудила в юноше первые поэтические порывы. Вот как он рассказывал об этом А.Я.Панаевой: “Я ночевал с гуртом с гуртом отца в степи, ночь была темная-претемная и такая тишина, что слышался шелест травы; небо надо мною было такое темное, высокое, с яркими мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел на небо. Вдруг у меня стали в голове слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные, без связи рифмы, а тут приняли определенную форму. Я вскочил на ноги в каком-то лихорадочном состоянии; чтобы удостовериться, что это не сон, я прочел свои стихи вслух. Странное я испытал ощущение, прислушиваясь сам к своим стихам”.

    Чтец

    ПУТНИК

    Сгустились тучи, ветер веет,

    Трава пустынная шумит;

    Как черный полог, ночь висит,

    И даль пространная чернеет;

    Лишь там, в дали степи обширной,

    Как тайный луч звезды призывной,

    Зажжен случайною рукой,

    Горит огонь во тьме ночной.

    Унылый путник запоздалый,

    Один среди глухих степей,

    Плетусь к ночлегу; на своей

    Клячонке тощей и усталой

    Держу я путь к тому огню;

    Ему я рад, как счастья дню.

    И кто так пристально средь ночи

    Вперял на деву страстны очи,

    Кто, не смыкая зорких глаз,

    Кто так стерег условный час,

    Как я, с походною торбою,

    Трясясь на кляче чуть живой,

    Встречал огонь во тьме ночной?

    То наш очаг горит звездою,

    То спеет каша степняка

    Под песнь родную чумака!..

    Ведущий 1 Степь стала участницей тяжелой духовной драмы поэта. В доме Кольцовых жила в работницах купленная женщина с молоденькой дочерью Дуняшей. Не будучи дворянами, Кольцовы не имели права владеть крепостными, и покупка была оформлена на подставное лицо. Дуняша стала и прислугой, и подругой сестер Кольцова. И сам Алексей смотрел на нее как на сестру, пока расцветающая красота Дуняши и сочувствие ее Кольцову не пробудили в нем ответного горячего чувства. Его любовь была настолько сильной и серьезной, что расчетливый отец не на шутку встревожился, опасаясь, как бы его идеалист-сын не вздумал связать свою судьбу с батрачкой. В 1828 году он отослал сына в очередную поездку и в его отсутствие продал Дуняшу далеко в донскую степь. Потрясение, испытанное вернувшимся Алексеем, закончилось тяжелой болезнью, чуть не стоившей ему жизни. Едва оправившись, он бросился на поиски любимой, кружил по степным дорогам, расспрашивал людей на базарах— все было напрасно.

    По словам Белинского, Кольцов в конце концов получил известие, что Дуняша вскоре зачахла от тоски в глухой казачьей станице. По другим сообщениям, она надолго пережила Алексея, вышла замуж и даже приезжала в Воронеж, чтобы поплакать на могиле своего “ясного сокола”. Возможно, Кольцова просто обманули, сообщив о Дуняшиной гибели, чтобы прекратить его настойчивые поиски. Но с той поры трагическим лейтмотивом его лирики стало повествование о влюбленных, которых разлучили жестокие люди и беспощадная смерть.

    Песня “Не шуми ты, рожь”

    Ведущий 2 В своей поэзии А.В. Кольцов раскрывает духовный мир крестьянина, показывает его глубокую и подлинную человечность. Поэт открыл отечественной литературе ее настоящего героя – скромного мужика, на плечах которого держалась вся Россия. Душа простого человека способна не только на суетные страсти, но и на возвышенные чувства. Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен.

     Подлинная народность творчества поэта наиболее ярко проявилась в его песнях о крестьянском земледельческом труде, в которых выражается народная точка зрения на труд как на источник жизни, духовного величия, радости. Герой «Песни пахаря» «весело» ладит борону и соху. В стихотворении «Урожай» скрип возов в пору жатвы уподобляется музыке, а скирды на гумнах – князьям.

    Чтец

    УРОЖАЙ

    Люди семьями

    Принялися жать,

    Косить под корень

    Рожь высокую.

    В копны частые

    Снопы сложены;

    От возов всю ночь

    Скрипит музыка.

    На гумнах везде,

    Как князья, скирды

    Широко сидят,

    Подняв головы.

    Видит солнышко —

    Жатва кончена:

    Холодней оно

    Пошло к осени;

    Но жарка свеча

    Поселянина

    Пред иконою

    Божьей матери.

    Ведущий 1 В творчестве Кольцова нашло отражение стремление народа к свободе.

    Сокол, рвущий свои путы, стремящийся на волю — вот каков русский человек! Образ сокола — гордой, свободолюбивой птицы — один из самых излюбленных в устной народной поэзии. Недаром называл он песнями многие свои стихотворения. Ведь именно в песнях русский народ чаще изливает свою душу.

    Красным полымем

    Заря всколыхнула:

    По лицу земли

    Туман стелется;

    Разгорается день

    Огнем солнечным,

    Подобрал туман

     Выше темя гор ...

    Выразить чувства и помыслы русского крестьянина Кольцов смог потому, что не понаслышке и не из книг знал его быт, горе и радостьТяжелую жизнь Кольцова скрашивала рано пробудившаяся в нем страсть к поэзии. Песни Кольцова «Соловьем залетным», «Хуторок», «На заре туманной юности» стали подлинно народными. Их поют «на всем пространстве беспредельной Руси», — говорил Белинский.

    Чтец. Стихотворение «Дума Сокола»

    Долго ль буду я

     Сиднем дома жить;

     Мою молодость

     Ни на что губить;

    Долго ль буду я

     Под окном сидеть,

     По дорожке вдаль

     День и ночь глядеть.

    Иль у сокола

     Крылья связаны,

     Иль пути ему

     Все заказаны?

    Иль боится он

     В чужих людях быть,

     С судьбой-мачехой

     Сам собою жить?

    Для чего ж на свет

     Глядеть хочется –

     Облететь его

     Душа просится?..

    Иль зачем она,

     Моя милая,

     Здесь сидит со мной,

     Слезы льет рекой;

    От меня летит;

     Песню мне поет;

     Все рукой манит;

     Все с собой зовет!

    Нет, уж полно мне

     Дома век сидеть,

     По дорожке вдаль

     День и ночь глядеть.

    Со двора пойду,

     Куда путь лежит,

     А жить стану там –

     Где уж бог велит!

    Ведущий 2 Бывал А.В.Кольцов в Москве, Петербурге. Он познакомился со многими артистами, художниками, учеными. Подружился с В.Г.Белинским, А.С.Пушкиным. Дни дружеских встреч с Пушкиным- золотые дни для воронежского поэта. Но пришло время вернуться домой. Отец взвалил на плечи сына все хозяйство, все торговые дела. Много работы, редко выпадает свободная минутка, усталой голове не до книг, не до стихов. Стихи не пишутся, книга выпадает из рук.

    От кручины-думы

     В сердце кровь застыла,

     Что любил как душу,

     И то изменило.

    Ведущий1  Поэта бесконечно угнетало мещанско-купеческое окружение. В письме к Белинскому он пишет: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем». Друзья советуют ему переехать в Петербург, но в это время он тяжело заболел. 29 октября 1842 года на 34 году жизни умер народный поэт. В 1868 г. В Воронеже поставили памятник поэту, но лучшим памятником Алексею Васильевичу, конечно, являются его стихи.

    2. Поделитесь своими открытиями в лирике Алексея Васильевича Кольцова.

    Литература

    1. Воронцов Ю. Песни Кольцова в русской классической музыке и советской музыке // Песни на стихи А. В. Кольцова. 1809–1969. – Воронеж, 1969. – С. 3–22.

    2. Грачёва И.В. “Степь в творчестве А.В.Кольцова” Журнал “Литература в школе”, 2006, №5.

    3. Кольцов А.В. Стихотворения. Москва “Художественная литература” 1986.

    4. Ласунский О.Г. “Пишу не для мгновенной славы…” Вступительная статья к сборнику стихотворений А.В.Кольцова Воронеж 1984.

    5. Скатов Н. Кольцов. Москва “Молодая гвардия” 1983 (Жизнь замечательных людей).

    Тонков В.А. А.В.Кольцов. Жизнь и творчество. Воронеж 1950.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

    Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

    Внеклассное мероприятие по чтению:"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"

    В данном внеклассном мероприятии представлены интересные факты о жизни поэта и писателя А.С. Пушкина....

    Внеклассное мероприятие "Вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова"

    Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества М.Ю.Лермонтова. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе....

    Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

    Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана  Расула Гамзатова Цель: 1)повышение интереса к произведениям Р. Гамзатова, 2)расширение читательског...

    Внеклассное мероприятие «Следствие ведут детективы…», посвященное творчеству Агаты Кристи для 8-го класса

    Аннотация мероприятия: мероприятие представляет собой игру, в которой принимают участие две команды по 4-6 человек. В ходе игры разгадывается преступление, описанное в рассказе Агаты Кристи «Потерянны...