Учитель и ученик.Эссе.
статья по литературе по теме

Размышления о сути педагогического труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_i_uchenik.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и ученик

   Совсем недавно я познакомилась с интереснейшим рассказом аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса», которому можно было бы дать и другое название: «Учитель и ученик». Как известно, Парацельс был одним из самых известных алхимиков средневековья.

              Все произведение построено как диалог героев, на первый взгляд кажущийся простым и незатейливым. Незнакомец просит ученого взять его к себе в ученики и высыпает перед ним на стол золотые монеты в доказательство своей готовности работать и желания пройти вместе с учителем весь долгий и трудный путь к Камню. Пришедший и не заметил, что ученый уже начал свой урок, сказав, что Дорога и даже  «Место, откуда идешь,- это и есть Камень». А затем будущий ученик потребовал от учителя чуда, которое бы стало подтверждением подлинного мастерства Парацельса: пусть Мастер тут же, на его глазах, сожжёт розу, а затем возродит её из пепла. И Мудрец в то же мгновение понял, что пришедший всего лишь душевный человек, идущий вслед за своим сердцем (чувством), обладающий лишь доверчивостью, но не верой. Парацельсу же нужна была именно вера. Но вошедший продолжал настаивать. Он не понял и не принял на веру слов Мастера о том, что возврат к небытию невозможен ни для одной вещи, существующей в мире. Мудрец, продолжая свою мысль, добавил: «Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю? Юноша продолжал упорствовать, не желая понять, что роза бессмертна и только облик её меняется, а для её «возрождения» достаточно одного Слова, да, Слова, которым пользовался Всевышний, создавая и небо, и землю, и «невидимый Рай» .И Парацельс, продолжая для ничего не подозревавшего юноши свой урок, отказал ученику в чуде, мудро рассудив, что исчезновение и появление розы будет принято тем всего как лишь обман зрения, потому что чудо не приносит человеку искомой веры, до веры надо дорасти самому. Бросившему розу в огонь ученику Мастер заявил, что пепел уже никогда не будет цветком и что врачи и аптекари Базеля правы: он действительно шарлатан. Юноша не понял учителя, ему стало жаль этого ничтожного старика, и, движимый состраданием, он заявил: «Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу». И юноша ушёл. На прощание Парацельс сказал, что он всегда будет в этом доме желанным гостем. А после ухода юноши, взяв щепотку пепла в руки, тихо произнёс Слово – и появилась роза…

              Да, рассказ удивительный, полный многих смыслов, глубоко философский по содержанию. Он – о взаимоотношениях Учителя и Ученика. Парацельс молил Бога о том, чтобы тот послал ему ученика, и вот, когда этот желанный ученик пришёл, дал ему один – единственный урок и распрощался навеки.

              Почему же всё так произошло? Кто в этом виноват? Или оба? Почему не получилось союза? А, может, и нужен был всего лишь один урок? На эти вопросы, прочитав рассказ, невозможно ответить однозначно.

              Мы все, как и Парацельс, мечтаем о таких учениках, которые будут понимать нас с полуслова, верить безоговорочно, выполнять все указания, блестяще работать на уроках. Кажется, что тогда мы будем совершенно счастливы. Но ведь у каждого человека, ребёнка тем более, свой внутренний мир и свой уровень развития, домашние проблемы и психологические комплексы. Поэтому, знакомясь с учениками, я прежде всего пытаюсь хотя бы отчасти «вжиться» в ученика почти так же, как актёр «вживается» в свою роль.

             

В рассказе Борхеса меня поразила мудрость Старца, сумевшего по нескольким словам понять, что пришедший юноша ещё не способен принять его Слово. Но, может быть, Парацельсу нужен был не ученик, а союзник, равный по степени знания и понимания жизни? Не обманулся ли сам Парацельс, ожидая от впервые встретившегося с ним юноши именно веры?

               Не случайно в педагогике есть такое понятие, как «служение» ученику, своему делу. Думаю, что главная задача педагога – помочь воспитать в ученике веру в себя, в жизнь, в добро.

               Моя заветная мечта – быть образцом для моих учеников во всём: в делах, в поступках, в мыслях.

               Наверное, Парацельс, не будучи учителем, всё же дал юноше самый главный урок: не ждать чуда от других, оно должно совершиться в тебе самом, чтобы наполнить «искомой верой» твоё сознание, всё твоё существо.

               Задачей учителя, по-моему, и является создание условий для того, чтобы это чудо произошло. Мудрец, как ни странно, выполнил свою задачу именно разочаровав юношу в своём всесилии. А ученик, сам того не подозревая, произнёс главные слова, который отныне будут его жизненным девизом и помогут найти то, чего он так страстно желал. Благодаря творческому наитию Парацельс нашёл тот единственный «рисунок» урока, который был необходим его ученику. Конечно, можно сказать, что этому помогли многие годы упорного научного труда. Да, наш учительский труд во многом сродни ежедневной, кропотливой работе учёного. Учитель постоянными усилиями собственной воли и разума возводит дом души ребёнка. Только творческий подход к делу позволяет возникнуть тому разряду, благодаря которому ученик становится со-творцом. Только учитель, сам постоянно находящийся в процессе поиска, способен своим примером научить ребёнка работать и достигать новых уровней в развитии. И поможет нам в этом, конечно же, хорошая литература…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель как ученик.Эссе

Учитель - профессионал? Что вкладывают в это понятие сам учитель, его собратья по педагогическому цеху, родители учащихся,   общественность и сами  обучающиеся?Учитель - профессио...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...