Рекомендации при подготовке к итоговому сочинению по первому направлению
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

В презентации представлен материал, с помощью которого учащиеся 11 класса смогут подготовиться к итоговому сочинению по первому направлению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работаем по первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015 1 . «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Слайд 2

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Слайд 3

Какими могут быть темы по этому направлению (ВСЁ ПРИМЕРНО!!!) «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...» Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова «А что такое счастие ?» Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени` Имя Лермонтова на карте России «Лермонтов и Кавказ», «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...», «То сердце, где кровь кипела...». «...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...» Я думал: жалкий человек. Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого…» ? «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? 10. Что в имени тебе моём? 11. «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова « Валерик »

Слайд 4

Ещё 24 мая 2011 года был издан «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА». А в текущем году мы всей страной, всей мировой общественностью обращаемся к творчеству великого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…» К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова проводятся театральные фестивали, издаётся трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями. Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Межвузовский конкурс экслибриса «Первые шаги – 2014» также посвящён 200-летию поэта. Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором смогут принять как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы. Не случайно и то, что одно из направлений итогового сочинения посвящено юбилею поэта.

Слайд 5

Как готовиться к сочинению по этому направлению? Безусловно, самое главное здесь – хорошее знание фактов жизни М. Ю. Лермонтова и его творчества. Поэтому имеет смысл вспомнить и биографию поэта, и произведения, которые мы изучали в школе. Даю ссылки, по которым вы можете освежить свои знания: http://tvorilife.com/lermontov-mihail-yurevich-biografiya.html ; http://www.mlermontov.ru/zizn_tvorchestvo (краткая биография поэта); http://literature.do.am/publ/12-1-0-76 , http://www.pandia.ru/text/77/28/97450.php (Лермонтов и Кавказ) http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/plm/plm-001-.htm (Имя Лермонтова на карте России)

Слайд 6

Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в школе Лирика «Бородино» «Парус» «Тучи» «Листок» «На севере диком...» «Утес» «Три пальмы» «Когда волнуется желтеющая нива...» «Молитва» «Ангел» «Осень» «Смерть Поэта» «И скучно и грустно» «Дума» «Поэт» «Родина» «Пророк» «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...» «Расстались мы, но твой портрет...» «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание» «Нищий» «Я жить хочу! Хочу печали...». « Валерик » «Как часто, пестрою толпою окружен...» «Сон» «Выхожу один я на дорогу...» « «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ: http://ilibrary.ru/author/lermontov/l.%C3/index.html

Слайд 7

Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в школе Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Мцыри» Роман «Герой нашего времени» ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ: http://ilibrary.ru/author/lermontov/l.%C3/index.html

Слайд 8

Помните, что темы предложенные ЗДЕСЬ, примерные. На самом сочинении они могут звучать иначе, поэтому важно знать основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости , усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души); тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания); тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных поисков ); тема избранности (судьба поэта и его творений).

Слайд 9

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»); любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»); критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»); трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк »).

Слайд 10

Система подготовки к выпускному сочинению активно разрабатывается учителями. Несколько работ вы можете найти здесь: http://www.proshkolu.ru/user/ninsa/folder/914023 / и здесь: http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn-- p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege . Мы же попробуем рассмотреть самые сложные, на мой взгляд, темы из того, что имеем, например , ` А что такое счастие ?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`

Слайд 11

Желаю удачи, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным  путём героя, народа или целого государства, это способность к творче...

Аргументы к итоговому сочинению по первому направлению

Аргументы к итоговому сочинению по первому направлению...