Система деятельностных приёмов для изучения повести А.С. Пушкина "Дубровский"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Предлагаются творческие, поисковые, деятельностные задания для прочтения и изучения повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovskiy.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Система деятельностных приёмов для организации изучения

повести А.С. Пушкина «Дубровский»  

Тема урока

Содержание урока

Деятельностные приёмы

Соседи, ставшие врагами

Жизнь неожиданна, непредсказуема, несправедлива. Гордость и достоинство, благородство побеждены деньгами, самодовольством, самодурством.

  • Троекуров и Дубровский
  • Истинные причины ссоры героев
  • Пути потери Кистенёвки

1. Работа в группах: Выписать из текста,  оформить в виде тезисов и прокомментировать свою работу:

1) Положительные черты Троекурова;

2) Отрицательные черты Троекурова;

3) Положительные черты Дубровского;

4) Отрицательные черты Дубровского.

2. Какие выводы можно сделать на основании полученного материала?

3. Прочитайте эпизод ссоры между Троекуровым и Дубровским и сформулируйте проблемный вопрос.

4. Домашнее задание: эссе «Пути потери Кистенёвки?»

5. Объясните причины ссоры героев от лица Дубровского и от лица Троекурова.

6. Составьте цепочку ключевых слов, объясняющих ссору друзей.

7. Составьте цветовую цепочку эмоционального состояния героев.

8. Заполните чаши богини правосудия.

Возвращение Владимира в Кистенёвку

Жизнь, которая начиналась счастливо и не обещала неожиданностей, разбивается. Пожар в душе от несправедливости становится главной причиной мщения.

  • Семья. Отец и сын
  • Родина для Владимира. Память сердца.
  • Пожар в душе Владимира
  • Пожар в Кистенёвке
  1. Анализ цитаты и выход на проблемный вопрос: «В чем главная причина мщения?»

  1. Толстые и тонкие вопросы по анализу образов отца и сына.

  1. Изобразить на временном луче путь Владимира от получения письма до пожара в Кистенёвке.

  1. Нарисовать образ внутреннего состояния Владимира (цветовое решение, схема, символ) и объяснить свой рисунок.

Я - Дубровский

Честь, благородство, чувство собственного достоинства не зависят от сословной принадлежности.

  • Дубровский под маской Дефоржа
  • Дубровский в рассказах, вымыслах, слухах (обед в Покровском)
  • Дубровский и Спицын: почему по-настоящему смешон этот случай
  1. Инсценировать сцену разговора Дефоржа и Спицына.

  1. Рассказ одного из гостей (слуг) о случае с медведем.

  1. Кластер качеств Дубровского – Дефоржа, который сделала бы Маша

Представление героев о счастье

Представление о счастье раскрывает внутренне благородство или ущербность человека.

  • Счастье в представлении Маши, Троекурова, Дубровского, кн. Верейского
  • Предпоследняя встреча Маши и Дубровского
  1. Нарисовать счастье разных героев:

 Маши, Троекурова, Дубровского, кн. Верейского

  1. Эссе « Моё счастье»

  1. Советы психолога Маше Троекуровой.

  1. Таблица Маша  - Дубровский

Потеря надежд

Потеря надежды ведёт к потере смысла жизни. Столкновение мечты и реальности. Драматизм судьбы Дубровского.

  • Пути Маши к спасению: почему ни один из них не достиг цели
  • Предательство Саши
  • Потеря надежд на счастье (Маша перед венчанием и во время венчания, последняя встреча Маши и Д.)
  • Смысл открытого финала
  1. Составление вопросов по тексту.

  1. Эссе «Правильный выбор сделала Маша или нет?», «Что будет дальше?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...

Иллюстрации к изучению повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Иллюстрации,собранные моими учениками.Картинки,которые позволяют увидеть детали повести....

Урок по изучению повести "Капитанской дочки" Пушкина. Образ Пугачева

Содержит материал к уроку по изучению повести, акцентирует особое внимание на детали, проблемный вопрос...

Системно-деятельностный подход в изучении химии. 9класс Характеристика элемента по его положению в периодической системе.

Дано описание первого урока 9 кл по химии по теме " Характеристика элемента по его положению в периодической системе." Урок дан с применением системно-деятельностного подхода, с применением разли...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

Как увлечь математикой: некоторые приёмы мотивации изучения математики при устном счёте в 5-6 классах.

В данной статье показаны  различные виды устных упражнений, которые позволяют совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными....

Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"

Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим  педагогическим опытом использования игровых приёмов при изу...