Урок литературы по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

На уроке по рассказу Ю. Нагибина "Старая Черепаха"  учащимся предлагается подумать об ответственности человека перед теми, кто от него зависит, о том, как непросто взрослеть и брать на себя ответственность за свои поступки, о том, как трудно воспитать настоящего, хорошего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_yu.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»

                                                             Автор: Елясова Ольга Николаевна, учитель

    русского языка  и литературы

Цель: развитие мыслительных навыков, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций, развитие эстетических и творческих способностей.

Задачи: осмысление текста, позиции автора; формирование навыков исследования вопроса; обучение самостоятельной работе с текстом; развитие критического и творческого мышления; умений анализировать, сравнивать, обобщать; исследовательских умений; воспитание нравственных ценностей (милосердия, совести, долга, ответственности);

1. «Становиться хорошим человеком»

Сравнить Машку и двух новых черепашек.

     «В углу магазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, оскальзывались, падали на дно и снова, проворно двигая светлыми лапками с твердыми коготками, лезли наверх».
    «- Машка! Машка! - позвал он ее, стоя на четвереньках, но темный круглый булыжник долго не подавал никаких признаков жизни. Наконец в щели между щитками что-то зашевелилось, затем оттуда высунулся словно бы птичий клюв, и вслед за ним вся голая, приплюснутая голова с подернутыми роговой пленкой глазами мертвой птицы. По сторонам булыжника отросли куцые лапы. И вот одна передняя лапа медленно, будто раздумывая, поднялась, слегка вывернулась и со слабым стуком опустилась на пол. За ней, столь же медленно, раздумчиво и неуклюже заработала вторая, и минуты через три Машка выползла из-под кровати.
Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вытянула далеко вперед морщинистую, жилистую шею, обнажив тонкие, также изморщиненные перепонки, какими она прикреплялась к своему панцирю, по-птичьи клюнула дольку абрикоса и разом сглотнула. От второй дольки, предложенной Васей, Машка отвернулась и поползла прочь. В редкие минуты, когда Машке приходила охота двигаться, ее вытаращенные глаза не замечали препятствий, сонным и упрямым шагом, мерно переваливаясь, шла она все вперед и вперед, стремясь в какую-то, ей одной ведомую, даль.»

Почему Вася предпочёл новых черепашек?

«Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!» - говорит Вася. Докажите, что он действительно их любит.

     Учащиеся рассказывают о том, как Вася продал Машку, как принёс домой новых питомцев, как играл с ними до самого вечера, как устроил их на ночь

Зачем Вася ночью тайком уходит из дома и забирает с собой черепашек?

Почему он хочет обменять их на Машку, разве он их разлюбил или ему надоело с ними играть? Что послужило толчком для принятия такого решения?

     (- Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, - заметила мать, накрывая сына одеялом).

  Перечитать текст рассказа после слов матери. На какие фразы обратили внимание и почему?

   Учащиеся зачитывают предложения и комментируют их:

- « Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик в мире, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия»

- « Да, она тебе не нужна, - прозвучал ответ,- но ты ей нужен. не только мир существует для тебя, но и ты для мира».

- « Нет, сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце: мама устала, и ей так трудно бывает уснуть. Ты сам должен все сделать...»

 Учитель: Вася делает первые шаги  во взрослую жизнь. Какие? Можем ли мы по первым его взрослым поступкам судить о том, какой человек вырастет из Васи?

 «Сильное и верное сердце». Можно ли так озаглавить урок? Почему? Почему мать называет поступок сына «первым добрым подвигом»?

Чему мы можем научиться, прочитав рассказ?

В числе прочих ответов звучат мысли о том, что, прочитав рассказ, можно научиться и тому, как стать хорошими родителями.

 Учитель: вам всем предстоит повзрослеть, научиться принимать важные и трудные решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Вам предстоит стать родителями и взять на себя ответственность за воспитание своих детей. Поэтому название второй части урока – «Вырастить человека».

                                            «Вырастить человека»

Учащиеся делятся на группы по 5 – 6 человек. Им предлагается три  ситуации:

-  Вася без разрешения ушёл из дома и продал старую черепаху.

-  Вася принёс двух новых черепашек.

-  Вася ночью ушёл из дома, никого не предупредив.

Учитель: мы уже знаем, как среагировала на эти поступки мама Васи. А как ещё могут повести себя родители в подобных ситуациях? Каждая группа придумывает сценку и инсценирует  её.

Какой из вариантов поведения родителей вы считаете самым правильным и почему?

Чему мы можем научиться у  мамы Васи?

- Уважать  личность  ребёнка:  «Конечно, он маленький и неповинен ни в дурном, ни в хорошем, - думала мать», «ведь дети такие сложные и трудные люди...»

- Проявлять терпение: «Она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. А раз так, лучше обождать и подумать»

- Не читать нотаций, не навязывать свои решения, не пытаться силой воздействовать на ребёнка, потому что в таком случае можно потерять любовь и доверие маленького человека и добиться обратного результата. Если бы Вася не сам пришёл к решению вернуть Машку, он тосковал бы по черепашкам, затаил обиду на мать и не извлёк бы урок из этой ситуации. Первый шаг к взрослой жизни не был бы сделан. Порой как бы нечаянно сказанная фраза может оказать большее воздействие, чем долгие уговаривания и объяснения. Надо только найти нужные слова и вовремя произнести их. Какие слова?

-  Дать ребёнку возможность проявить самостоятельность и возможность исправить свои ошибки: « Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына..».

Сравнить маму Васи с Лидией Михайловной из повести В. Распутина «Уроки французского».

В каких ещё произведениях шла речь о взаимоотношениях взрослых и детей?

Почему трудно быть родителями?

Подведение итогов

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Презентация к уроку литературы по рассказу Н. С. Лескова "Старый гений"

Разработка урока литературы. Рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» обычно очень сложен для восьмиклассников. Определение идеи этого произведения им просто не под силу. За внешней непритязательностью и бе...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)

Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств....

интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар

Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...

поурочные разработки по литературе 5 класс "Уроки доброты в рассказе М.Пришвина "Старый гриб"

Путешествие и знакомство с волшебным миром Михаила Пришвина.Урок с огромным воспитательным значением,формирующий  уважительное отношение не только к старым людям, но и ко всему, что нас окружает....