Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Орлова Людмила Анатольевна

    Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения в 6 классе

    Тема урока: Простые истины человеческого мира.

    (По рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)

    Автор –   Орлова Людмила Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа

    с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

    го Саранск Республики Мордовия

    Цели: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что совершать добрые поступки, быть милосердным, воспитывать в себе лучшие моральные качества –  духовная радость.

    Задачи: 

    • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
    • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
    • воспитательная:  воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету.

    Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания

    Ход урока

    Ты навсегда  в ответе за тех, кого приручил…

                                                                                  Экзюпери

    1. Вступительное слово учителя.

    Наш урок – не совсем обычный урок. Наряду с учителем работу проводят его помощники – ассистенты. Они задают вопросы, подытоживают ответы, делают выводы. (Роль учителя – направляющая). Запишите тему урока и эпиграф к нему.

    1. ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
      Представление героя (короткая инсценировка эпизода из рассказа)

    Ассистент 1 (ее же роль мамы)

    Эта сцена поможет составить портрет литературного героя

    - Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? (Капризный, эгоистичный, дерзкий) и т.п.

    1. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

           Ассистент 2

    1. Как меняется душевное состояние мальчика в этой сцене и следующей?

     Найдите в тексте и запишите цепочку слов: ликующий вопль – обиженно отвернулся – равнодушно вышел

    1. На какой поступок решается мальчик? ( На предательство старого друга)
    2. Он настолько готов к предательству, что любимое домашнее животное видится ему в странном свете: ТЕКСТ
    3. Почему Вася решает продать черепаху? (Она старая и некрасивая, уже ненужная, тем более ему хочется иметь у себя двух новеньких симпатичных черепашек)
    4. Итак, Вася продает Машку. Что теперь творится в его душе? Он рад и доволен? ТЕКСТ
    5. С чего началось смятение в его душе? (Со слов мамы: «Выходит, старый друг не лучше новых двух?»
    6. А что думаете вы по этому поводу? Найдите слова, передающие чувства Васи: ТЕКСТ
    7. Вася исправляет свою ошибку?

    Какой путь он проделал  в своей душе? (Осознал, раскаялся, изменился)

    1. Как изменился Вася?

    Капризный, избалованный мальчишка превращается в серьезного, ответственного, милосердного человека. Не знавший до сих пор ни в чем отказа, Вася сам себе теперь  во многом отказывает, потому что теперь он сам отвечает за свои поступки, потому что у него «новое, мягкое, горячее сердце», которое согрела любовь, верность и преданность

             IV     НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

            Учитель: Мы познакомились с главным героем. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи

    Ассистент 3  (называет проблему, поясняет ее, записывает):

     - совесть

    Далее спрашивает учеников, записывает за ними:

    - милосердие

    - долг, ответственность

    - верность, преданность

    - нравственный подвиг и др.

    Учитель: Какие истины открываются мальчику во всей этой истории?

    Ответы из текста

    Запись в тетрадь:

    1. Старый друг лучше новых двух.
    2. Не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
    3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

                 

                 Учитель: Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с «солдатом с ружьем за спиной»? (Солдат – всегда защитник, и Вася защищает старого друга Машку, спасая ее от возможной беды)

    IV РР Письменный ответ на вопрос

     «ИСТИНА, ОТКРЫВШАЯСЯ МНЕ»

    Например:

    1. Не предавай
    2. Люби не за красоту
    3. Совершай добро
    4. Помни о старых друзьях
    5. Будь милосердным
    6. Умей совершить поступок и др.

    Прослушивание ответов (по времени – запись наиболее подходящих в тетради)

    V   Учитель в  заключение: молодцы вы, ребята, вот сколько истин открылось вам в этой истории. Желаю вам, чтобы вы сохранили их в своих сердцах, чтобы эти простые истины не забылись и вы следовали им в своей жизни.

    Домашнее задание: привести в пример других литературных героев-детей, которые признали свои ошибки и сделали для себя выводы



    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения в 6 классе

    Тема урока: Простые истины человеческого мира.

    (По рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)

    Автор –   Орлова Людмила Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа

    с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

    го Саранск Республики Мордовия

    Цели: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что совершать добрые поступки, быть милосердным, воспитывать в себе лучшие моральные качества –  духовная радость.

    Задачи: 

    • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
    • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
    • воспитательная:  воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету.

    Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания

    Ход урока

    Ты навсегда  в ответе за тех, кого приручил…

                                                                                  Экзюпери

    1. Вступительное слово учителя.

    Наш урок – не совсем обычный урок. Наряду с учителем работу проводят его помощники – ассистенты. Они задают вопросы, подытоживают ответы, делают выводы. (Роль учителя – направляющая). Запишите тему урока и эпиграф к нему.

    1. ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
      Представление героя (короткая инсценировка эпизода из рассказа)

    Ассистент 1 (ее же роль мамы)

    Эта сцена поможет составить портрет литературного героя

    - Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? (Капризный, эгоистичный, дерзкий) и т.п.

    1. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

           Ассистент 2

    1. Как меняется душевное состояние мальчика в этой сцене и следующей?

     Найдите в тексте и запишите цепочку слов: ликующий вопль – обиженно отвернулся – равнодушно вышел

    1. На какой поступок решается мальчик? ( На предательство старого друга)
    2. Он настолько готов к предательству, что любимое домашнее животное видится ему в странном свете: ТЕКСТ
    3. Почему Вася решает продать черепаху? (Она старая и некрасивая, уже ненужная, тем более ему хочется иметь у себя двух новеньких симпатичных черепашек)
    4. Итак, Вася продает Машку. Что теперь творится в его душе? Он рад и доволен? ТЕКСТ
    5. С чего началось смятение в его душе? (Со слов мамы: «Выходит, старый друг не лучше новых двух?»
    6. А что думаете вы по этому поводу? Найдите слова, передающие чувства Васи: ТЕКСТ
    7. Вася исправляет свою ошибку?

    Какой путь он проделал  в своей душе? (Осознал, раскаялся, изменился)

    1. Как изменился Вася?

    Капризный, избалованный мальчишка превращается в серьезного, ответственного, милосердного человека. Не знавший до сих пор ни в чем отказа, Вася сам себе теперь  во многом отказывает, потому что теперь он сам отвечает за свои поступки, потому что у него «новое, мягкое, горячее сердце», которое согрела любовь, верность и преданность

             IV     НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

            Учитель: Мы познакомились с главным героем. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи

    Ассистент 3  (называет проблему, поясняет ее, записывает):

     - совесть

    Далее спрашивает учеников, записывает за ними:

    - милосердие

    - долг, ответственность

    - верность, преданность

    - нравственный подвиг и др.

    Учитель: Какие истины открываются мальчику во всей этой истории?

    Ответы из текста

    Запись в тетрадь:

    1. Старый друг лучше новых двух.
    2. Не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
    3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

                 

                 Учитель: Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с «солдатом с ружьем за спиной»? (Солдат – всегда защитник, и Вася защищает старого друга Машку, спасая ее от возможной беды)

    IV РР Письменный ответ на вопрос

     «ИСТИНА, ОТКРЫВШАЯСЯ МНЕ»

    Например:

    1. Не предавай
    2. Люби не за красоту
    3. Совершай добро
    4. Помни о старых друзьях
    5. Будь милосердным
    6. Умей совершить поступок и др.

    Прослушивание ответов (по времени – запись наиболее подходящих в тетради)

    V   Учитель в  заключение: молодцы вы, ребята, вот сколько истин открылось вам в этой истории. Желаю вам, чтобы вы сохранили их в своих сердцах, чтобы эти простые истины не забылись и вы следовали им в своей жизни.

    Домашнее задание: привести в пример других литературных героев-детей, которые признали свои ошибки и сделали для себя выводы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

    Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

    Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

    Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

    Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

    Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

    Урок литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по рассказу Луиджи Пиранделло "Черепаха"

    План-конспект внеклассного чтения по литературе в 7 классе по новелле крупнейшего итальянского драматурга и прозаика Луиджи Пиранделло "Черепаха". Урок построен  в соответствии с  технологие...