Публикация " Музыка на уроках литературы"
статья по литературе (5 класс) по теме

Юхневич Ирина Егоровна

Музыка в изучении литературы в школе……

Здесь всё зависит от задачи учителя, от его знаний, культуры и эрудиции, а чем значительнее они, тем богаче и влияние педагога на своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_muzyka_na_urokakh_literatury.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка на уроках литературы

Привлечение музыки на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения обучающихся, их эстетическому развитию.

        Воздействия на чувства, музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Музыка на уроке литературы может звучать на разных этапах урока в зависимости от задачи, которую ставит учитель.

        Так при изучении и стихотворения А.С. Пушкина « Зимнее утро» обязательно надо подготовить восприятие обучающихся, создать своеобразный психологический настрой на чтение и понимание этого шедевра поэтического мастерства.

Уместно прослушать фрагменты музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель».

        Обучающимся предлагается вообразить себя в заснеженном Михайловском: прогуляться по запорошенной снегом, спящей липовой аллее парка, заглянуть в замёршее окошко деревянного домика, на весёлой тройке с бубенцами проехаться по хрустящему снегу в соседнее Тригорское (при этом используется альбом « Государственный музей – заповедник А.С. Пушкин М.1978).

 Только после такой подготовки выразительно читается наизусть стихотворение.

Подобные музыкальные заставки практически можно использовать при изучении лирики русских поэтов,  использовать при изучении лирики русских поэтов, на только начальном этапе знакомства с произведением, но и на последующих обзорных темах. Включение звукозаписи не только « перебивает» характерный для этих уроков « сплошной « рассказ учителя, но  и заряжает обучающихся общим настроением.

         Особое место занимает музыка при изучении биографии писателя. Многих художников слова отмечает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка.

        На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдёт мимо музыкальной одарённости М.Ю. Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнёт широкий музыкальный кругозор Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановиться на проникновенном музыкальном творчестве А.С. Грибоедова.

        Через всю жизнь пронёс любовь к музыке великий драматург А.И. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел лёгким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М.И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретённых драматургом, нашло своё естественное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введённые в драматическое действие, является важным средством характеристики героев.

Драма А.Н. Островского « Гроза» не случайно начинается со звуков песни « Среди долины ровные», исполняемой Кулигиным» муз. С.И. Давыдова, слова А.Ф. Мерзлякова, профес. Московского университета). Песня, впервые исполнённая в Московском императорском театре, близка к фольклорным источником и быстро стала известна самым широким слоям городского населения.

В песне, которую желательно прослушать на уроке комментированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Песня выполняет важную идейную и композиционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопоставлена душной атмосфере « тёмного царства», как бы предвосхищает одиночество Катерины, её нравственные страдания.

        Наиболее широкое использование музыки найдёт на уроках анализа литературного произведения. Анализ « музыкальных страниц» литературных произведений с попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия обучающихся, но и прояснить особенности авторской позиции. В пьесе « Бесприданница» драматург А.Н. Островский вводит музыку уже с первого акта. Обаятельная героиня Лариса Огудалова напевает начало романса М.И. Глинки на слова Е.А. Баратинского « Не искушай меня без  нужды». В третьем акте этот романс звучит вновь, он исполняется Ларисой целиком и в полный голос. Музыка романса с безупречной психологической  точностью позволяет подчеркнуть глубокие душевные переживания героини, её искренность и нравственную чистоту. Упоение музыкой сочетается с чувством страха, с мольбой о пощаде. Исполнение романса – один из высших взлётов сюжета пьесы, после которой действие стремительно  движется к роковой  и трагической развязке. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приёмом развития образа Ларисы, оттеняет естественную красоту её натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувствие в бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли- продажи, в мире, где никто никогда не постарался заглянуть ей в душу.

        Особое место на уроках литературы нужно отнести для ознакомления обучающихся с музыкальными произведениями, созданных на основе текста.

         Изучая творчество Н.А. Некрасова подчеркнуть, что стихотворения его нашли живой отклик в музыкальном искусстве. Композиторов особенно привлекала напевность произведений Некрасова, ритмический строй его стихов.

Все это не только вызвало многочисленные отклики в музыке, но и определило жанровое многообразие: песни, романсы.

Одна из наиболее популярных народных песен на стихи Некрасова – « что ты жадно глядишь на дорогу»(« Тройка»). Прослушиванию песни предшествует чтение стихотворения « Тройка»(1846г.) и краткий комментарий. Уже в 50- е годы « Тройка « вышли в песенный обиход «. Один из современников Некрасова подчёркивал « Тройка» всем нам пришлась по сердцу и плечу .Посмотрите, где только её не поют и кто только не поёт её». В последующей беседе о песне обучающиеся выскажут свои суждения о напевности стихов Некрасова, о созвучии слов поэта, проникнутых сочувствием и симпатией к героине, о мелодическом рисунке песни – романса, заставляющем слушателя глубже почувствовать печальную долю русской женщины.

        Популярны также народные песни « Меж высоких хлебов затерялося» - источником – стихотворение « Похороны» (1861г.), песня « Коробушка» по тексту поэмы « Коробейники». Некрасов был любимым поэтом Ц.А. Кюи, который написал романсы и объединения их в сборник « 21 стихотворение Некрасова». Среди них» Прости! Не помни дней паденья», « Что ты, сердце моё, расходилося?» и др.

        Первая половина XIX века – расцвет русского романса, как музыкального жанра, соединившего русскую лирическую поэзию и музыку.

Русский романс рождался не для концертного исполнения, а для слушания его в узком кругу людей, которые объединённые общим интересом или дружескими чувствами, собирались в непринуждённой обстановке кружка салона. Исполнитель стремился сосредоточить своё внимание на раскрытии  художественных  достоинств произведения, его музыкальности и содержательности. Лирический герой русского романса многолик. Зачастую в романсе раскрывается человеческая судьба, порой драматическая. Тематика русского романса многообразна: раздумья о жизни, о красоте человека, величии природы – всегда соединяющиеся в творчестве поэтов и композиторов с темой любви.

Особенно много романсов написано на мелодичные стихи В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов.

Трудно пройти мимо романса при изучении творчества А.С. Пушкина. Его поэзия имела для развития русского романса совершенно исключительное значение. Уже первые стихи лицеиста Пушкина перекладывались его товарищами на музыку. До наших дней сохранился автограф нот романса пятнадцатилетнего Николая Корсакова на стихи шестнадцатилетнего поэта « К живописцу», посвящённые Е.П. Бакуниной.

Романс пользовался большой популярностью у лицеистов. Его мелодия, непринуждённая и искренняя, легко запоминалась и исполнялась под гитару или фортепиано.

        Пушкин знал хорошо и глубоко чувствовал музыку: « …из наслаждения жизни. Одной любви музыка уступает, но и любовь, мелодия…» Он искренне желал, чтобы его стихи были положены на музыку.

        Музыкальные стихи Пушкина привлекали внимание многих мастеров русского романса. М.И. Глинка по праву занимает среди них первое место.

В разные годы он написал десять романсов на стихи поэта. Подлинным лидером является знаменитый романс « Я помню чудное мгновение». А.П. Керн, которой Пушкин посвятил свои гениальные стихи, вспоминает о композиторе; « Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою: « Я помню чудное мгновенье…», чтоб положить их на музыку, да и затерял их, бог ему прости!. Ему хотелось сочинить на эти слова музыку, и он долго хлопотал об этом « Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка.- М., 1989 – с.56).

Композитор, действительно, не сразу написал романс. В 1839 году он познакомился с дочерью Анны Петровны Керн – Екатериной Ермолаевной и страстно увлёкся ею. В своих «Записках» М.И Глинка отмечает « пламенные поэтические чувства к Е.К., которые она вполне понимала и разделяла». В этом же году и был опубликован романс; стихи, которые посвящены А.П. Керн, а музыка её дочери, Е.Е Керн. М.И. Глинка, как « гений музыки «, как « поэт- музыкант» ( по словам А.П. Керн) сумел постичь красоту чувства поэта и передать её в проникновенной, запоминающейся музыки. Прослушивание романса углубит восприятие и постижения школьниками Пушкинского шедевра, расширит их эстетические представления.

        Уместно также сообщить обучающимся, что опера П.И. Чайковского

 « Евгений Онегин» открывается дуэтом Татьяны и Ольги на текст юношеской элегии Пушкина, с которым целесообразно познакомить старшеклассников.

        Включение романсов и песен в уроки изучения лирической поэзии стало традицией преподавания литературы.

Музыка в изучении литературы в школе……

Здесь всё зависит от задачи учителя, от его знаний, культуры и эрудиции, а чем значительнее они, тем богаче и влияние педагога на своих учеников.

Литература:

1. Библиотека учителя русского языка и литературы « Межпредметных связи при изучении литературы в школе « под редакцией Е.Н. Колокольцева М.,

« Просвещение», 1990, с 199

2. Журнал. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР ст.10, 1988. Киев, Родянька школа с.25 С.Б. Табенцкая « К Пушкину через современное искусство».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Где слово немеет, там царствуют звуки..." Музыка на уроках литературы.

В статье приводятся фрагменты уроков в 5- 11 классах с использованием музыки. На конкретных примерах изучения программных произведений показывается, как музыка помогает создать эмоциональный настрой н...

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Статья "Использование музыки на уроках литературы и чтения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

     В своей статье я хочу рассказать об использовании музыки на уроках литературы и чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательн...