Статья "Использование музыки на уроках литературы и чтения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья (5, 6, 7 класс) на тему

 

       В своей статье я хочу рассказать об использовании музыки на уроках литературы и чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью,  с расстройством аутистического спектра). Музыка на уроках литературы и чтения активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает культуру, развивает эстетический вкус,  учит понимать прекрасное, успокаивает.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыки на уроках литературы и чтения

при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

       Музыка и литература – два вида искусства. Они взаимодействуют, дополняют друг друга. Литература – это искусство слова. Слова состоят из звуков, из звуков же  создаётся и музыка. Без литературы в музыке не существовали бы такие жанры, как романс, песня, опера. Эти два вида искусства обогащают друг друга. Благодаря их слиянию рождаются шедевры.

       В своей статье я хочу рассказать об использовании музыки на уроках литературы и чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью,  с расстройством аутистического спектра). Музыка на уроках литературы и чтения активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает культуру, развивает эстетический вкус,  учит понимать прекрасное, успокаивает.

       При изучении лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других великих поэтов нельзя не рассказать о музыкальном воплощении их стихотворений. По произведениям Пушкина созданы замечательные романсы известных композиторов М.И.  Глинки ("Я помню чудное мгновенье", "Погасло дневное светило", "Где наша роза".), А.С. Даргомыжского ("Ночной зефир", "Девицы-красавицы", "Что в имени тебе моём"),  Н.А. Римского-Корсакова ("На холмах Грузии", "Пророк"), П.И. Чайковского ("Ария Ленского", "Соловей")  и др.

       На уроках чтения и развития речи для обучающихся с умственной отсталостью по программе З.Ф. Малышевой в 5-7 классах представлены четыре раздела по каждому времени года. Вначале дети читают текст об изменениях в природе летом, осенью, весной, зимой, затем рассказы, загадки, приметы, стихотворения по каждому времени года. Первый урок такого учебного раздела я предпочитаю начинать с музыкальной минутки. Например, при изучении темы "Осень" в начале урока дети слушают музыкальную композицию Ф. Шопена "Ноктюрн, Ор. 9 №1", сопровождающуюся  визуальными иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин известных художников или видеороликом на осеннюю тематику. Затем я задаю учащимся вопросы: "Понравилась ли вам музыка?  Какое настроение она создаёт? Какие чувства вызывает? Какие картины представляются вам? Как вы думаете, какую тему мы будем изучать?" К каждому времени года можно подобрать  соответствующую  музыку неизменных классиков Л.В. Бетховена, И.С. Баха, В.А. Моцарта, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др. Учащиеся с интересом слушают музыкальные композиции, смотрят видеоклипы о природе. Такой приём работы способствует и развитию воображения детей. Школьники искренне удивляются трепещущим веточкам деревьев на ветру, падающему от дуновения ветерка листу, радуются пробежавшему по первому снегу зайцу, упавшей на грозди рябин снежинке.

       Если в классе обучаются дети с расстройством аутистического спектра, то я подбираю такую музыку, которая не доставляла бы дискомфорт, не травмировала слух, не раздражала. Это может быть спокойная расслабляющая мелодия. Можно сделать музыку неким фоном при прочтении стихотворных произведений. Такие музыкальные минутки можно делать в середине урока для отдыха, релаксации.

       Использование музыкальных видеоклипов на уроках литературы и чтения в коррекционной школе помогают не только развивать в детях любовь к прекрасному, но и лучше разобраться в содержании стихотворения, лучше запомнить текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Конспект урока по теме "Traveling" (Путешествие) в 9классе (Домашнее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья))

Данный конспект урока представляет из себя адаптацию материала данной темы к особенностям домашнего обученияна детей с ограниченными возможностями здоровья. Он составлен на основе материала учебно-мет...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях

Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...