«Одиссея» - поэма странствий». ( Урок по зарубежной литературе в 7 классе)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шавыраа Светлана Чамьяновна

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odisseya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                «Одиссея» - поэма странствий».

                ( Урок по зарубежной литературе в 7 классе)

Учитель русского языка и литературы 1 категории Шавыраа Светлана Чамьяновна (МБОУ СОШ с.Межегей Тандинского кожууна Республики Тыва)

«Мы стоим на плечах великанов,

 поэтому нам легче дотянуться до звезд».

        Н.Тихонов.

Цель: 1) познакомить учащихся с греческим эпосом; 2) воспитать у детей чувство товарищества, гуманизма.

Наглядность: карта-схема путешествия Одиссея, раздаточные карточки.

Словарная работа.

Забвение – утрата памяти о чем-нибудь.

Искушать (искусить) – соблазнять, испытывать.

Остерегшись (остеречься) – беречься, предохранять себя от чего-нибудь.

Оземь – об землю.

(Утес) приворотный – привернутый, заменяющий ворота.

Смрадная (пещера) – вонючая, с отвратительным запахом.

Руно (уст.) – шерсть овцы.

Меха вина – меха делались из козьей, свиной или бычьей кожи, были крепко сшиты и отличались иногда значительной величиной. В них было два отверстия: одно – для вливания жидкости, другое – для выливания.

Молоко в плетеницах – в отличие от циклопов греки умели плести корзины так плотно, что в них можно было держать скисшее молоко.

Рогожа – грубая плетеная ткань из мочала.

Лотофаги – «поедатели лотоса», в греческой мифологии мирное племя, питающееся плодами лотоса.

Цирцея (Кирка) – в греческой мифологии волшебница с о.Эя.

Сирены – в греч. мифологии полуптицы, полуженщины.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на этот эпиграф. Кто такие эти великаны? Это те, кто создал бессмертные произведения мировой культуры. И самым ярким памятником мировой культуры является героический гомеровский эпос. Он состоит из двух больших поэм «Илиада» и «Одиссея», которые рассказывают о событиях Троянской войны. В поэмах более тысячи героев, но самой яркой фигурой в древнегреческой мифологии является Одиссей.

В греческой мифологии существует 2 великие реки – это Лето и Мнемосина. Лето – это река забвения, а Мнемосина – река Памяти. В Мнемосину входили люди, которые хотели знать и помнить все великое, что было в прошлом. Давайте и мы, окунувшись мысленно в эту реку, вспомним великих героев, известных всему миру. Об одном из таких героев рассказывает замечательная поэма Гомера «Одиссея».

Кто же такой Одиссей?

Одиссей – царь, полководец и мореплаватель, возвращаясь из Трои на родину со своими воинами, испытал по пути много приключений.

Сейчас мы вместе с вами посмотрим, какие приключения пережил Одиссей.

Вспомните, как греки уничтожили Трою?

(Рассказ ученика).

Учитель. Отплыв от берегов сожженной Трои, Одиссей попадает в плен к нимфе Калипсо.

( Инсценировка.)

Автор. Вечную жизнь и любовь обещает ему нимфа Калипсо.

Нимфа. – Здесь бы вместе со мною ты  в этом жилище остался. Стал бы бессмертным! Но рвешься ты духом в родимую землю.

Одиссей. Рвусь я все дни непрерывно домой и день возвращенья увидеть.

И Одиссей отвергает бессмертие ради возвращения на свой бедный скалистый остров, к своей жене Пенелопе и сыну Телемаху.

Когда Одиссей проплывал мимо острова сирен, он велел залепить гребцам уши воском, а себя приказал накрепко привязать к корабельной мачте.

Услышав пение, он стал рваться из пут, чтобы броситься за борт и поплыть к скалистому острову.

А гребцы с залепленными воском ушами продолжали грести, как ни в чем не бывало. Страдал Одиссей, пока остров не скрылся из виду, а голоса сирен не затихли вдали.

Но еще множество опасностей и бедствий ожидало их. Бог холодного северного ветра поднял бурю, и греки сбились с пути. Листригоны (племя великанов) разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили находившихся на них людей. Только кораблю Одиссея удалось уплыть в море.

Вскоре они встречаются с лотофагами, поедателями лотоса. Вкусивший лотоса, забывает отчизну и навсегда остается в стране лотофагов. Силой уведя на корабль двух своих спутников, попробовавших чудесный цветок лотоса, Одиссей и его товарищи «в землю прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов».

2. Беседа по прочитанному тексту.

Учитель. Как Гомер говорит о циклопе?

Прочтите в отрывке.

Ответ. Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко

Пас он баранов и коз, ни с кем из других не водился,

Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона.

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

Учитель. Какие два качества циклопа подчеркивает Гомер в этом отрывке?

Ответ. Он был очень большого роста и жил одиноко («великанского роста», «ростом чудовищным», «казался лесистой вершиной горы», «одиноко пас», «ни с кем из других не водился», «нелюдим»).

Учитель. Что еще говорит Гомер о внешности циклопа? Какой у него был голос? Был ли он сильный? Прочтите в отрывке.

Ответ «Голос гремящий», «образ чудовища», «Камень, который и двадцать два воза четырехколесных с места б не сдвинули, поднял». Этим камнем он закладывал на ночь свою пещеру.

Учитель. Как повел себя циклоп, когда увидел в своей пещере странников?

Ответ. Яркий огонь разложил, нас увидел и грубо сказал нам:

«Странники, кто вы? Откуда пришли водяною дорогой?

Учитель. Вместо приветствия он заговорил с ними грубо. Как поступил со странниками циклоп? Прочтите в отрывке.

Ответ. Прянул, как бешеный зверь, и, огромные вытянув руки,

Разом меж нами двоих, как щенят подхватил и ударил

Оземь; их череп разбился, обрызгало мозгом, людоед беззаботно

Между козлов и баранов на голой земле растянулся.

Учитель. Значит, циклоп был огромным чудовищем с гремящим голосом. Он был очень сильный, грубый и злой, и он был людоед.

Скажите, чем занимался циклоп? что он умел делать? Где он жил?

Ответ. Он был пастух, он пас овец и коз, доил их и делал простоквашу сыр. Жил он в пещере вместе со своим стадом, как первобытный человек.

Учитель. Тувинцы тоже занимаются скотоводством. Они тоже из молока умеют делать продукты. Какие? Перечислите.

Вот видите, ребята, тувинцы, как и греки, делают вкусные молочные продукты.

Теперь мы вернемся к Одиссею и его товарищам. Гомер так говорит о своем герое (зачитать).

Он не низкого роста

Голени, бедра и руки его преисполнены силы,

Шея его жиловата, он мышцами крепок; годами

Также не стар; но превратности

жизни его изнурили…

Каким же был Одиссей?

Ответ. Одиссей был высокий и сильный.

Учитель. Как ведут себя Одиссей и его товарищи в пещере циклопа?

Ответ. Они были любознательны и хотели узнать, как он живет.

Учитель. Вы помните, что спутники Одиссея давали ему полезный совет – уйти из пещеры циклопа до его прихода. Почему Одиссей отказался выполнить их совет?

Ответ. Одиссей надеялся, что циклоп их угостит и даст подарок.

Учитель. Греки, в отличие от чудовища циклопа, знали обычаи жертвоприношения и гостеприимства. Ребята, по правилам гостеприимства тувинского народа как поступили бы вы?

Учитель. Почему Одиссей не убил спящего циклопа?

Учитель. Почему Одиссей и его спутники не смогли бы отодвинуть камень, которым он закрыл на ночь пещеру.

Учитель. Скажите, как ведет себя хитроумный Одиссей, запертый вместе с товарищами верными в пещере циклопа? Прочтите отрывок.

Ответ. Я ж, в заключенье оставленный, начал выдумывать средство,

Как бы врагу отомстить, и молил о защите Палладу.

Вот что, размыслив, нашел, наконец, я удобным и верным…

Учитель. Обратите внимание на то, как Гомер говорит здесь об уме Одиссея. Чтобы отомстить циклопу за гибель своих верных товарищей, он стал придумывать средство. Какое смертельно-опасное средство мести придумал хитроумный Одиссей? Прочтите отрывок, строка 125

Ответ. Кончив, своих пригласил я сопутников жеребий кинуть,

Кто между нами колом обожженным поможет пронзить мне

Глаз людоеду, как скоро глубокому сну он предастся.

Учитель. Значит, Одиссей решил взять на себя ослепление зверонравного циклопа, а товарищей в помощь взял по жребию. Прочтите в тексте, как Гомер, рассказывая о дальнейшем поведении Одиссея, подчеркивает, что он не трус.

Ответ. Тут подошел я отважно и речь обратил к людоеду,

Полную чашу вина золотого ему предлагая:

«Выпей, циклоп, золотого вина… узнаешь, какой драгоценный

Напиток на нашем был корабле; для тебя я его сохранил, уповая

Милость в тебе обрести; но свирепствуешь ты нестерпимо.

Учитель. Действительно, Одиссей показан Гомером как отважный человек, который прямо говорит циклопу, что тот обращается свирепо со своими гостями. А как дальше проявляется хитроумие Одиссея. Расскажите.

Ответ. Когда Одиссей увидел, что циклоп опьянел, он хитро сказал, что его зовут Никто. Потом циклоп заснул, греки достали кол, спрятанный в навозе, и ослепили его.

Учитель. Ослепить человека – это очень жестокая месть. Но циклоп был людоедом, и у греков не было другой возможности спастись. Если бы они его не ослепили, он съел бы их всех.

Каким же образом победил своего врага: силой или хитростью?

Ответ. Он не мог победить его силой, он его победил хитростью: напоил крепким вином и обманул.

Учитель. Скажите, ради кого Одиссей так жестоко поступил с циклопом Полифемом? Прочтите в тексте.

Ответ. Во мне же смеялось

Сердце, что вымыслом имени всех мне спасти удалося.

Учитель. Одиссей мог погибнуть первым, но он думал не только о себе. Вспомните пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай». Одиссей поступил именно так.

Как Одиссей со своими товарищами выбрался из пещеры?

Ответ. Одиссей крепкими лыками из рогожи, на которой спал циклоп, связал баранов по трое. Под каждым средним бараном он подвязал одного из своих товарищей. Сам он повис под шершавым брюхом барана вожака. Слепой циклоп ощупывал только спины баранов, но не догадался посмотреть у них под грудью и брюхом.

Учитель. Посмотрите в 6 части отрывка, как Гомер рассказывает о чувстве коллективизма, товарищества у людей. Что сделал Одиссей, когда хитростью спас своих товарищей от злого циклопа? Прочтите в тексте 6 части отрывка (строка 230).

Ответ. Я ж, недалеко от входа пещеры и внешней ограды

Первый став на ноги, путников всех отвязал…

И сладко товарищам было нас встретить,

Гибели верной избегших; хотели о милых погибших

Плакать они…

Учитель. Видите, как люди держатся друг за друга и помогают один другому. У одного Одиссея не хватило бы сил ослепить циклопа и спастись, но ему помогли товарищи. Они одни не придумали бы средство спасения, но Одиссей придумал и спас их. Спутники Одиссея, оставшиеся около корабля, тревожились о своих товарищах и обрадовались, когда они вернулись. Люди должны помогать друг другу. Вместе они представляют большую силу.

3. Итог урока.

Одиссей символизирует весь греческий народ, мудрый, любознательный, умелый, трудолюбивый.

Сегодня, ребята, на нашем уроке вы убедились, что разум человека, его сила воли, трудолюбие, упорство, сметка, преданность друзьям и отвага способны победить силы зла, преодолеть все опасности.

И в наши дни Гомер дорог и близок нам, именно он продолжает бороться вместе с нами за утверждение на земле истинной человечности, добра и свободы духа.

4. Домашнее задание. Составить сравнительную характеристику Одиссея и циклопа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки по зарубежной литературе и истории: Авраам Линкольн и роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"

Интегрированные уроки с привлечением учителя английского языка, с тестами и творческими заданиями...

Конспект урока по калмыцкой литературе 11 класс "Бунт разума. По творчеству Д.Н.Кугультинова". Кичәлин төр «Өрүни шовуһар җиргхүв».(Көглтин Даван шүлгүд болн поэм «Ухана буцлт»)

Үкхәсн төрүц әәхшив.Үнинь келхлә, би ,Оршагдснаннь хөөн дәкнәс ,Орчлң үзхәр , һазрасӨндәҗ моднд хүврхүв.Өрүни шовуһар җиргхүвКичәлин күцл. Шүлгчин  җирһлин болн билгин хаалһ давтлһн, «Ухана буцлт...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)

ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...

Рабочая программа по зарубежной литературе. 9 класс

Данная авторская рабочая программа для 9 класса является завершающим этапом в курсе" Зарубежная  литература", предназначенном для классов с углубленным изучением литературы. Программа реализуется...

Урок по зарубежной литературе "Знакомые незнакомцы"

Данный урок дает возможность учащимся познакомиться с жизнью и творчеством зарубежных писателей....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника....