В Россию верил он и в честь
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Дедюкина Светлана Викторовна

Мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_rossiyu_veril_on_i_v_chest.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дедюкина Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ - СОШ  №3 города Аткарска.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

ТЕМА  «В РОССИЮ ВЕРИЛ  ОН  И В ЧЕСТЬ». (7-8 КЛАСС.)

Цель: - продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;

           - развитие навыков выразительного чтения;

           - развитие умения слушать и запоминать;

           - формирование культуры речи учащихся;

           - формирование духовно- нравственной культуры личности.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, презентация, аудио записи.

 

Ход мероприятия.

Ведущий 1. – Дорогие друзья. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить великого писателя             России - М.Ю. Лермонтова. Он жил в одно время с А.С. Пушкиным и благоговел пред ним. Больше всех книг на свете он любил «Евгения Онегина», а ещё Лермонтов любил Россию, верил в честь и порядочность.

Ведущий 2. – Родился Михаил в 1814 году в Москве, но будучи в колыбели был увезён в имение  бабушки в Тарханы. Там прошло его детство, там дружил он с деревенскими мальчишками, слышал народные песни и предания, богатую русскую речь.

Чтец.  И вижу я себя ребёнком, кругом родные всё места:

            Высокий барский дом –

            И сад с разрушенной теплицей:

            Зелёной сетью трав подёрнут старый пруд.

            А за прудом село дымится – встают

            Вдали туманы над полями.

            Туман здесь одевает неба своды,

            И степь раскинулась лиловой пеленой.

            И так она светла, и так родна с душою

            Как будто создана лишь для свободы.

Ведущий 1. –Лермонтову не было ещё и трёх лет, когда умерла его мать. После её смерти он рос и воспитывался у бабушки Е.А. Арсеньевой. Он был любимым внуком. Женщина окружила его заботой и вниманием. Лермонтов писал: « Когда я был трёх лет, была песня, от которой я плакал. Её напевала мне покойная мать».

Чтец. Я сын страданья. Мой отец

           Не знал покоя по- конец.

           В слезах угасла мать моя:

           От них остался только я.

Ведущий 2. – Бабушка не жалела средств на воспитание внука. В качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Лермонтов рос болезненным ребёнком. Чтобы укрепить здоровье мальчика, бабушка возила его на Кавказ. Они ездили на своих лошадях через всю Россию. Путешествие длилось долго, и вот, наконец, на краю государства вставали перед Лермонтовым Кавказские горы.

Кавказ с детства вошёл в сознание поэта как край свободы и чести. Вот почему он назвал Кавказ своей второй Родиной.

Чтец. Тебе Кавказ – суровый царь земли

          Я снова посвящаю стих небрежный.

          Как сына ты его благословил

          И осени вершины белоснежной!

Чтец.  Стихотворение «Кавказ».

Ведущий 1. – Поездки улучшили здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал иностранные языки, общеобразовательные предметы, Занимался живописью и музыкой, читал русскую и зарубежную литературу.

Чтец. Он не имел ни брата, ни сестры.

           И тайных мук  его никто не ведал.

           До времени отвыкнув от игры,    

           Он жадному сомненью сердце предал.

           И презрев детства малые дары,

         Он начал думать, строить мир воздушный.

         И в нём терялся мыслию  послушной.

Ведущий 2. – Но детство поэта закончилось. В 1827 году бабушка с внуком переехала в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании. Его определяют в лучший пансионат при МГУ. В это время он начинает писать свои первые стихи, а в 16 лет он был уже зрелым поэтом. Выбрав поэтическую дорогу, поступает на словесное отделение Университета.

Ведущий 1. – В свободные от занятий часы Лермонтов бродил по улицам Москвы, знакомился с памятниками. Эту Москву, душу страны, он любил и воспевал.

Чтец.  Москва! Москва! Люблю тебя как сын.

           Как русский – сильно, пламенно и нежно.

          Люблю священный блеск твоих седин

          И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

Ведущий 2. За время учёбы в пансионате он написал около трёхсот  стихотворений, несколько поэм. Но свободолюбивый, смелый и независимый, Вскоре поэт был исключён  из числа студентов. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в военную школу. Он мечтает о великом подвиге во имя Отчизны, и он пишет:

         « Мне нужно действовать; я каждый день

          Бессмертным сделать бы желал, как тень

          Великого героя, и понять

         Я не могу, что значит отдыхать».

Ведущий 1. – Трудно найти в нашей стране человека, который не читал бы его стихотворение «Родина» - одно из величайших стихотворений о любви к Родине.

Чтец.  Стихотворение «Родина».

Ведущий 2. – В январе 1837 года по Петербургу пронёсся слух, что Пушкин смертельно ранен на дуэли. Лермонтов не был с ним знаком лично, но под впечатлением этой национальной трагедии написал стихотворение «Смерть поэта», в котором именитых вельмож назвал палачами великого поэта. С этого стихотворения началась всенародная слава Лермонтова.

Чтец.  Стихотворение «Смерть поэта».

Ведущий 1. – За это стихотворение  поэта сослали на Кавказ, где шла кровопролитная война. Лермонтов был ещё на Кавказе, когда в журнале «Современник»  появилось его стихотворение  «Бородино». Это был отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения – важнейшего события войны 1812 года.

Инсценировка  стихотворения «Бородино».

Ведущий 2. – Вернувшись из ссылки, Лермонтов продолжает писать.

Чтец.  Стихотворение «Беглец».

Чтец.  Стихотворение «Три пальмы».

Ведущий 1. – Но спустя два года он опять попадает в ссылку на Кавказ, где погибает на дуэли. Ему было только 26 лет. Это было летом 1841 года. Позднее в его записной книжке нашли стихотворения «Утёс», «Листок»,  «Выхожу один я на дорогу». На эти стихи были написаны романсы.

Звучат романсы на стихи Лермонтова «Колыбельная». «Утёс».

Ведущий 2.  – Лермонтова нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим  совершенством выражения. Даже когда вспоминаем его стихи молча, они звучат в нашей памяти словно музыка.

Ведущий 1. – Давайте пронесем через всю жизнь в душе и памяти образ и стихи этого великого  человека, который любил Россию, верил в честь; поэта гениального, рано ушедшего, но бессмертного и всегда молодого.

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Честь и отвага"

Аннотация  урока-игры по истории России (8 класс) «Честь и отвага», составитель Чегодаева Елена Геннадьевна Целью данного урока является систематизация и обобщение знаний учащихся ...

Конференция "К чести России"

Внеклассное мероприятие посвящённое 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...

Суворов - честь и слава России

Цель: Познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося полководца А.В. Суворова.  Оценить его вклад в историю Российского государства...

Викторина "Память времен: за честь и веру!"

Тема данной разработки очень актуальна для патриотического воспитания школьников, особенно, в год 200-летия победы над Наполеоном. Известно, что Отечественная война 1812 года была величайшим событием ...

Внеклассное мероприятие "Пленники чести, хранители веры"

Внеклассное мероприятие о примерах воиской чести в литературе, музыке, кино....

«Крым и Россия». Сценарий открытого урока в рамках акции «Мы вместе» в честь воссоединения Крыма с Россией

Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо!Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, п...

"Верю - не верю". Презентация ко Дню России.

Презентация ко Дню России "Верю - не верю". Перечислены факты, на которые необходимо дать ответ....