Преображение Марии
план-конспект урока по литературе на тему

Анашкина Зоя Викторовна

Интегрированный урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preobrazhenii_marii.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Демидовская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок-практикум

«Преображение Марии»

по повести В.Закруткина

Учитель русского языка и литературы

Анашкина Зоя Викторовна

  1. Учебная дисциплина – Литература.
  2. Класс  - 10
  3. Тема урока «Преображение Марии» (по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»)
  4. Тип урока – интегрированный урок-практикум.
  5. Общие цели урока: расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига и о путях человека к подвигу; показать величие матери, самоотверженность материнского созидания; способствовать развитию устной монологической речи учащихся, умения аргументировано высказывать свою точку зрения; воспитывать уважение к материнству как высшей ценности.
  6. Основные элементы содержания урока: выявление восприятия повести и понимания ее идейного содержания; анализ текста повести и характера главной героини; соотнесение содержания повести и ее темы с другими видами искусства.
  7. План урока.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы, целей урока, форм организации деятельности учащихся (предстоит работа в группах, но каждый может проявить себя, сделать урок интересным). Призвать учащихся принимать активное участие на уроке, не бояться высказывать любые соображения. Ведь только из множества мнений рождается истина.

Чтение эпиграфа:

О, Владычице Царица Небесная!

Ты мне упование и прибежище,

Покров и заступление и помощь.                (из молитвы)

«Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря».

В.В.Высоцкий

Выявление восприятия и понимания идейного содержания повести (фронтальная беседа).

- Как вы думаете, почему я выбрала эти слова в качестве эпиграфа к повести? Как они связаны с ее идейным содержанием?

- Какие вопросы и мысли возникли у вас при чтении повести? Поделитесь ими.

- Какой эпизод в повести произвел самое сильное впечатление? Почему?

- Попытайтесь одним предложением сформулировать идею произведения (обсуждение наиболее удачного ответа).

Групповая работа.

Каждому учащемуся предлагается подойти к столу на котором разложены карточки: «Читатель», «Искусствовед», «Музыкант», «Скульптор». Ученик выбирает карточку в соответствии со своими склонностями, увлечениями и объединяются в группы. Внутри группы учащиеся могут меняться заданиями, но за установленное время они должны быть выполнены.

  1. Задание группе «Читатель».

Подготовьте ответы на следующие вопросы по содержанию повести, опираясь на текст:

  • Что помогло Марии подняться над горем, страданием и выжить в бесчеловечных условиях?
  • Найдите эпизод «Сельское кладбище». Какую роль он играет в раскрытии характера главной героини?
  • Почему Мария оставляет в живых В.Бракта? Как этот поступок помогает понять идею всей повести?
  • Когда и как Мария начинает ощущать себя матерью всех?
  1. Задание группе «Искусствовед».
  • Познакомьтесь с репродукциями полотен белорусского художника М.А.Савицкого «Беженцы», «Дети войны», «Казнь», «Мать партизана». Какие из них вы могли бы соотнести с повестью и судьбой ее главной героини? Какая  из них вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу?
  • В начале повести автор, глядя на скульптуру Мадонны, говорит, что не имеет права забывать «эту женщину». Рассмотрите репродукции известных изображений Богоматери, Мадонны, Матери на иконах и полотнах художников. Какой образ кажется вам наиболее близким героине Закруткина? Какая картина близка идее повести?
  1. Задание группе «Музыкант».
  • Прослушайте «Песнь о Земле» В.Высоцкого и запись «Ave Maria» И.С.Баха- Ш.Гупо. Какую внутреннюю связь можно обнаружить между этой музыкой и повестью?
  • Если бы вам предложили продумать музыкальное оформление к сегодняшнему уроку, какое произведение вы бы выбрали? Почему?
  1. Задание группе «Скульптор».

Продумайте и изобразите проект памятника Матери. Подготовьте защиту своего проекта.

Выступление участников групп, коллективное обсуждение ответов, совместная оценка работы группы и отдельных учеников.

Заключительное слово учителя, подведение итогов:

Что понравилось на уроке? Почему?

Что хотели бы сделать по-другому?

  1. Каким образом в данному уроке реализованы профессиональные позиции учителя:

Содержание урока опирается на субъективный опыт ученика: на знание из области различных видов искусств, базовые умения и навыки.

Соблюдался принцип вариативности учебного материала, предоставляющий ребенку право выбора в соответствии с индивидуальными особенностями.

Организованная коммуникативная среда на уроке предусматривала общение «на равных»: учитель выполнял лишь роль организатора самостоятельной работы класса.

  1. Самоанализ урока.

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу

Учитель начал урок с доброжелательного приветствия, создал атмосферу заинтересованности, подчеркнул, что на уроке каждый сможет проявить себя и выбрать задание по своему усмотрению.

Сообщение ученикам темы, целей урока и форм организации

Учащиеся были ознакомлены с темой, целями урока и с предстоящей группой работой.

Гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока.

На первом этапе была организована фронтальная беседа с классом с целью выявления восприятия произведения, создания доверительной атмосферы; на втором этапе – групповая работа; на третьем – анализ работы, обсуждение результатов, совместная оценка.

Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

В процессе групповой работы учитель подходил к ученикам, призывая не бояться выбирать удобный способ выполнения задания. Например, ученик мог подготовить не устный, а письменный монологический ответ на вопрос. Разрешалось выступать одному ученику от лица всей группы, если кто-то, вследствие склада личности отказывался. Учащиеся из группы «Скульптор» могли представить свой проект устно, а не рисунок.

Использование разнообразного дидактического материала

Ученикам был предложен разнообразный материал для самостоятельной работы, позволяющий им проявить свою избирательность в соответствии со своими интересами и склонностями.

Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока

На всех этапах урока использовался только субъективный опыт учащихся. В начале ученики могли поделиться откровенно своими мыслями и чувствами, возникшими при чтении повести. В процессе групповой работы каждый ученик мог проявить самостоятельность, оригинальность, проявить инициативу и выбрать задание по своим интересам. Оценивали работу опять же сами ученики, предъявляя свои критерии.

Анализ ответа ученика с учетом того, как он рассуждал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения.

Все версии обсуждались не в  жестко-оценочной ситуации, а в  равноправном диалоге.

Преобладающая форма общения с классом.

Полилог

Предпочитаемые учителем формы работы

Эвристическая беседа; самостоятельная работа с наглядным материалом и текстом; коллективный анализ способ решения задач.

Иллюстрации:

  1. С.А.Красауснас. Из цикла «Вечно живые», 1978 г.
  2. К.С.Петров-Водкин «Мать», 1915 г.
  3. Монумент материнскому подвигу (Прообразом матери, запечатленной в монументе. Стала Анастасия Фоминична Куприянова. Пятеро ее сыновей отдали свою жизнь за свободу и счастье ныне живущих. Младший сын Петр удостоен звания Героя Советского Союза).
  4. М.А.Савицкий «Мать партизана» 1972 г.
  5. М.А.Савицкий «Дети войны», 1972 г.
  6. Владимирская школа Божьей Матери 12 век.
  7. Донская икона Божией Матери.
  8. Геннадий Сорокин «Мать с младенцем»
  9. Рафаэль «Сикстинская мадонна»
  10. М.А.Врубель «Богоматерь с младенцем»
  11. М.А.Савицкий «Партизанская мадонна»
  12. Мурильо «Мадонна в облаках»
  13. М.А.Савицкий «Беженцы-партизаны» 1972 г.

Преображение Марии

Урок по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»

Задачи урока: расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига, о формах его проявления, о путях человека к подвигу; показать величие матери, оберегающей жизнь; заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, которое порой не оценивается по достоинству; заставить пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир; убедить учащихся в том, как было нужно тем, далеким, которые впервые поклонились матери и воздали славу ее терпению и любви.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

О, Владычице Царица Небесная!

Ты мне упование и прибежище,

Покров и заступление и помощь.                (из молитвы)

«Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря».

В.В.Высоцкий

Слово учителя об авторе: Виталий Александрович Закруткин родился в 1908 году в Феодосии в семье народного учителя; окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русского языка и литературы в Ростове. В 1941 году он ушел на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня.

Основные его произведения:

«На переднем крае» (1942 г.)

«Кавказские записки» (1943 г.)

«Без вести пропавший» (киноповесть)

«Плавучая станица»

«Подсолнух»

«Лик земли»

«Костры детства»

«У моря Азовского» (исторический роман)

«Сотворение мира»

Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта – основные положительные черты героев В.Закруткина.

«Да разве об этом расскажешь»

М.Исаковский «Русская женщина»

Музыкальное вступление к уроку

«Песнь о Земле» В.Высоцкого – она перенесет нас в то суровое время, когда происходит действие повести, вызывает раздумья, создает возвышенно-драматическую атмосферу.

  1. Как вы думаете, почему урок, посвященный повести Закруткина «Матерь человеческая», начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью? (ответы учащихся)

Учитель: Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

- Чтение начала повести до слов: « Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…» (стр.56-58)

  1. Почему же автор говорит, что не имеет права забывать «Эту женщину»? Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны? (ответы учащихся, текст стр. 120-122, стр.147).
  2. Взгляните на репродукции полотен белоррусского художника М.А.Савицкого «Беженцы», «Дети войны», «Казнь», «Мать партизана». Какие из них вы могли бы соотнести с повестью и судьбой ее героини? Почему? Какая кажется вам наиболее созвучной повести по смыслу? Почему? (стр.77,60, 61, 62, 79)
  3. Почему она пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить? (стр.79-80, 142-143, 64, 105, 123-125)
  4. Зачитать описание сельского кладбища.
  5. Как вы думаете, почему она вспоминает там Радоницу – день поминовения усопших? (стр. 113, 114, 115)
  6. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили? (стр.115-116)
  7. Но осознать свою великую миссию помогают ей не только мертвый, но и живые, один из них В.Брахт. Вспомните, какое чувство испытала Мария, впервые увидев его (стр. 91-92).
  8. Почему не совершила она этого страшного, не совместимого с материнской природой поступка? (стр. 92-93, 101, 102, 103-104)
  9. Вспомните, в какие еще моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства (стр. 133-135, 137-138)
  10.  Когда она начинает ощущать себя матерью всех? (стр.144-145)
  11. Что же помогло ей выжить?
  12. Включается музыкальная запись «Ave Maria» И.С.Баха-Ш.Гупо. А теперь нужно сопоставить образы Богоматери, Мадонны, Матери на иконах и полотнах художников и героини повести Закруткина.

Что на ваш взгляд объединяет все эти полотна? Какой образ кажется вам наиболее близким героине Закруткина? А какая картина особенно близка идее повести? (стр.146-147)

Итог урока: Все вернется на круги своя. И тысячи, миллионы людей припадут к стопам нашей вечной Матери – восстановится связь времени и поколений и символом единения станет Мать Бога и человека…

На дом: написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Матери».

«Матерь человеческая» В.Закруткина – одно из самых сильных произведений о великом подвиге материнства в году Великой Отечественной войны. Писатель заставил нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир… Убеждаюсь в том, что вечное осталось вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как было нужно тем, далеким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу ее терпению и любви.

 Обращение к этой повести В.Закруткина заставляет задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, которое порой не оценивается по достоинству.

9 класс

  1. Какова тема повести?

  • Эту повесть о тяжелых испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравственной силе простой советской женщине Марии.
  • Тема повести – судьба советской женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.
  • Зачитать строчки подтверждающие стих М.Исаковского «Была».

  1. Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему чувству мести?
  • Ее остановило слово «мама».
  • Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.
  • Гуманизм, человечность Марии, весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.
  • Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее мужа и сына. Этого Мария не могла допустить.
  • Человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.
  1. Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях? Чтобы прокормить себя, детей, животных. Зачем она это делала?
  • Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. Чувство причастности к судьбе всего народа помогло Марии понять, что ее горе – это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной. Помогло ей выжить.
  • Мария думала не только о тех, кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет сюда после победы.
  1. Вспомните произведение, где мальчик стал опорой взрослого человека в трудное для него время.
  • В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов тоже лишился в войну семьи. Жизнь потеряла смысл. И только Ванюша, которого он усыновил, связал его с жизнью, отогрел его сердце. Как важно для человека, быть кому-то нужным! Сознание своей необходимости дает человеку душевную силу.
  1. Как Мария идет от любви к своему сыну до любви ко всем людям?
  • Мария – мать своего ребенка, мать осиротевших детей, она мать всему живому – матерь человеческая!
  • Мария не дала погибнуть крохотной искорке жизни, которая была в ней. Пока есть такие матери, жизнь не исчезает. Марию можно назвать матерью человеческой.
  1. Какие мысли и чувства вызывает повесть?
  • Эта книга учит силе духа и мужеству.
  • Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.
  • Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.
  • Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах.
  • Книга напоминает людям о том, что несет людям война. Об этом надо знать нам, молодым, не испытавшим ужасов войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

Урок литературыТема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Мой край- Республика Марий Эл» посвященный ко Дню Республики Марий Эл

Обобщить знания детей о нашем крае, познакомить с бытом, культурой народа мари, формировать чувство ответственности за все живое, развивать логическое мышление...

Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...

Поздравляем!!!Кременную Марию и Вологину Марию!2 классы

Девочки приняли участие во всероссийском конкурсе Мy toy story...

Марий кугыжаныш йылме, 6 класс, Марий драме театрын пайремже

Тема: Марий кугыжаныш драме театрын лумгечыже. Anniversary of Mari State Dramatic TheatreТип урока: урок изучения нового материалаТехнология урока: педагогическая мастерская (урок ценностной ориентаци...

Музыка для короля Людовика XIV. Сочинения для двух виол придворного композитора Марена Маре (1686-1689 годы). Видеозапись Паоло Пандольфо и Амели Шеман.

Marin Marais (1656-1728). Premier livre de pièces à une et à deux violes (Paris, 1686-1689). Фрагменты.Концерт в рамках фестиваля Earlymusic-2015. Санкт-Петербург. Яани кирик. 01.10.2015. Marin M...