Главные вкладки

    Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

     

    Урок литературы

    Тема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

    Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии.

                2.Формировать навыки осмысленного чтения.

                3.Приобщать учащихся к чтению произведений донской литературы.

                Способствовать воспитанию патриотических чувств, сострадания, уважения к женщине-матери.

                                                   Основа, суть всего живого- Мать…

                                                                                      М. Миркошар

                                       Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2.Целеполагание.

    3.Предкоммуникативная фаза.

    Слово учителя. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами опять перенесёмся в грозные сороковые, «сороковые- пороховые» годы.

                            Лампы непогашенное пламя,

                            Непогодь играет на трубе.

                            Ласковыми нежными руками

                            Память прикасается к тебе.

    -Учащиеся читают наизусть отрывок из книги Ю. Бондарева «Мгновения» и стихотворение Н. Рачкова «Проводы».

    -Ребята, вы прослушали выразительное чтение своих одноклассников, а теперь посмотрите на репродукции картин и скажите:

    -Что их объединяет?

    -Что несёт собой война?

    -Что это за время?

    -Да, война - страшное, суровое время. Война, подобно огнедышащей гиене, всё испепеляет на своём пути.

    -А скажите, есть ли связь между стихотворением, отрывком и повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая»?

    - Да, тема войны объединяет эти произведения. В отрывке Ю. Бондарева есть слова «Война- …это и погибшие молодые жизни, непрожитые биографии.»

    -О ком вспомнили вы из повести «Матерь человеческая»?

    -А строки стихотворения: «Мама смотрит почти отрешённо. Мама мною беременна, мной…»- это о ком?

    -Сегодня на уроке мы продолжим работу над текстом повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Вслед за автором мы проследим, как донская казачка, преодолев трудности на своём пути, поборов в своём сердце ненависть, стала заступницей, Матерью для всех, кто ещё жил, дышал на покинутой всеми земле, выжженной, изуродованной врагами. Образ этой маленькой беззащитной женщины волнует нас и заставляет задуматься о повседневном, незаметном материнском подвиге, о созидании, которые порой не оцениваются по достоинству.

    -Прочтите тему нашего урока. Понятно ли вам, ребята, значение слова «преображение»? Вам на дом было дано задание: определить с помощью словаря его лексическое значение. . методыЗачитайте его.

    -Вспомните историю написания повести. Когда она была напечатана?

    -Ребята, вы дома до конца дочитали повесть. Скажите, что вы пережили во время чтения?

    -Радует, что это произведение вызвало у вас такие чувства, что вы не остались равнодушными к героям и событиям повести.

    4.Коммуникативная фаза.

    -Скажите, в какие годы войны происходят события в повести?

    -Найдите в тексте картины войны. Зачитайте.

    -С чем сравнивает писатель войну? (страшная работа, кровавая жатва)

    -Как Закруткин, который сам был на войне с первого её дня, относится к врагам земли русской? Найдите слова, подтверждающие это. (лающими голосами закаркали немцы; серый смерч)

    -Какая картина мира предстаёт перед нами после нашествия фашистов?

    -На какие мысли наводит всё это? (конец света, Апокалипсис)

    -Определите лексическое значение слова Апокалипсис.

    -Кому удаётся выжить в этом страшном мире?

    -Почему, на ваш взгляд, автор оставляет в живых Марию?

    Чтение отрывка(учитель).

    -Почему, глядя на скульптуру Мадонны, Закруткин вспоминает простую русскую женщину, казачку Марию?

    -Что общего в их судьбе? Случайно ли у них одно имя?

    -Кем является Матерь Иисуса Христа для людей? («тёплая заступница  мира холодного», молитвенница перед Богом за людей грешных)

    -Поэтому люди ищут у неё помощи и защиты, преклоняют колени.

    -Почему же Закруткин по истечению многих лет не в силах забыть Марию из далёкого донского хутора? (её горе масштабнее и незбывнее горя Пречистой, а мадонна для него чужая, она всего лишь каменная статуя).

    -С женщинами, похожими на Марию, он встречался не раз. Это женщины-труженицы, заботливые матери, любящие жёны.

    -Найдите в отрывке слова, которые отделяют образ Богородицы от Марии.(«Но разве нет на земле матерей человеческих…»)

    -Вспомните, как жила Мария до войны? Какие отношения были с мужем?

    -В чём видела она смысл жизни?

    -В повести автор не даёт портрета Марии. Какой вы себе её представляете?

    -Как изменилась её жизнь после вторжения фашистов на донскую землю?

    -Что пришлось ей пережить?

    -Что происходит с Марией, когда она осознаёт, что никогда больше не обнимет её любимый муж, не услышит она звонкого смеха своего Васятки, что вся её жизнь в  прошлом, что ничто уже не держит её в этом мире?

    -Прочитайте этот отрывок.(«Я не могу жить, господи,…я не хочу жить… Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»)

    -Что отогнало желание смерти? Прочтите этот отрывок («А жизнь властно звала её…»)

    -Как же начинается её жизнь на хуторе, сожжённом немцами?

    -Под воздействием чего Мария чуть не совершила самый страшный грех? Отрывок(«Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…»)

    -Что приводит её в себя, предостерегает от убийства? («Ведь только святое слово «мама»…спасли его.»)(милосердие победило, погасило злобу)

    -Как  была вознаграждена  она за мудрость и сострадание? («Голуби всё кружились над пожарищем… И вся стая опустилась у ног Марии.»

    -Как вы думаете, что происходит с Марией после всего случившегося?

    -Да, она изменилась. Иными словами-преобразилась. Она стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы и заступницы.

    -Чем были заполнены дни Марии на хуторе?

    -Что не давало ей покоя? Из-за чего она вела спор сама с собой?

    -Куда идёт она за советом? Почему? (кладбище помогает ей утвердиться в своей правоте, именно здесь она ощутила свою ответственность за продление рода, за возрождение жизни на своём хуторе, на родной земле)

    -Нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Кто и что ей в этом помогает?

    -Что решила для себя Мария, покидая кладбище? Какую работу ей предстояло выполнить?(«Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея…»)

    -Каким человеком была эта вид физически слабая женщина?

    -Что помогало ей жить, трудиться?(«…по-матерински любила людей…она укрепилась в мысли, что самое главное в жизни человека- делать людям добро.»)

    -Были у неё минуты слабости? Почему?

    -В чём видела она свой долг? Как она его исполняла? («Всё равно никуда мне не деться, буду работать…»)

    -А кто смиренно несёт свой крест? Какие нравственные качества вы вспоминаете при слове «святой»?

    -Можем ли мы причислить Марию к лику святых?

    -За что? (за нечеловеческий труд, за любовь ко всему живому, за милосердие, мудрость)

    -Кого спасла она, обогрела на хуторе? О ком ежедневно заботилась?

    Читать отрывок.(«Все они издали узнавали шаги Марии…»)

    -Вспомните, в какие ещё моменты Мария испытывает острое чувство материнства? (когда детдомовские дети, пригретые ею, назвали её мамой )

    -А когда она начинает осознавать себя матерью всех?

    Читать отрывок.(«В это мгновение… Марии показалось, что она родила их всех…»)

    -Что произошло с Марией?

    Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех, не сострадать всем. Так автор подводит нас к мысли, что завершилось её преображение в Матерь Человеческую!

    5.Поскоммуникативная фаза.

    -Что помогло ей выжить, выстоять?

    Да, материнская любовь и ответственность за всех, кто рядом.

    Мария, сама не зная толком Богоматери, последовала её примеру, став утешительницей и заступницей всех живых, поистине Матерью Человеческой.

    Найдите в повести словесную икону Женщине - Матери и гимн Материнству, которые создал писатель В. А. Закруткин. Прочтите этот отрывок.(«Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры.»)

    -Образ какой женщины показал нам писатель? Какой подвиг совершает эта женщина?

    -В своём материнском подвиге Мария поднялась до святости, разрушив тем самым ложное противопоставление образов Девы Марии-Матери Иисуса Христа и Матери Человеческой.

    -Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Есть ли связь этих слов с повестью В.Закруткина «Матерь человеческая»?

    Чтение отрывка(«Я всматривался …засияет над землёй образ Матери Человеческой…»)

    Стихотворение М. Миркошара «Основа, суть всего живого- Мать…»

    6.Подвидение итогов. Рефлексия.

    7.Домашнее задание.

    8.Оценка работы учащихся на уроке.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preobrazhenie_marii.docx24.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

    Тема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

    Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии.

            2.Формировать навыки осмысленного чтения.

            3.Приобщать учащихся к чтению произведений донской литературы.

            Способствовать воспитанию патриотических чувств, сострадания, уважения к женщине-матери.

                                    Основа, суть всего живого- Мать…

                                                            М. Миркошар

                            Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2.Целеполагание.

    3.Предкоммуникативная фаза.

    Слово учителя. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами опять перенесёмся в грозные сороковые, «сороковые- пороховые» годы.

                    Лампы непогашенное пламя,

                    Непогодь играет на трубе.

                    Ласковыми нежными руками

                    Память прикасается к тебе.

    -Учащиеся читают наизусть отрывок из книги Ю. Бондарева «Мгновения» и стихотворение Н. Рачкова «Проводы».

    -Ребята, вы прослушали выразительное чтение своих одноклассников, а теперь посмотрите на репродукции картин и скажите:

    -Что их объединяет?

    -Что несёт собой война?

    -Что это за время?

    -Да, война - страшное, суровое время. Война, подобно огнедышащей гиене, всё испепеляет на своём пути.

    -А скажите, есть ли связь между стихотворением, отрывком и повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая»?

    - Да, тема войны объединяет эти произведения. В отрывке Ю. Бондарева есть слова «Война- …это и погибшие молодые жизни, непрожитые биографии.»

    -О ком вспомнили вы из повести «Матерь человеческая»?

    -А строки стихотворения: «Мама смотрит почти отрешённо. Мама мною беременна, мной…»- это о ком?

    -Сегодня на уроке мы продолжим работу над текстом повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Вслед за автором мы проследим, как донская казачка, преодолев трудности на своём пути, поборов в своём сердце ненависть, стала заступницей, Матерью для всех, кто ещё жил, дышал на покинутой всеми земле, выжженной, изуродованной врагами. Образ этой маленькой беззащитной женщины волнует нас и заставляет задуматься о повседневном, незаметном материнском подвиге, о созидании, которые порой не оцениваются по достоинству.

    -Прочтите тему нашего урока. Понятно ли вам, ребята, значение слова «преображение»? Вам на дом было дано задание: определить с помощью словаря его лексическое значение. . методыЗачитайте его.

    -Вспомните историю написания повести. Когда она была напечатана?

    -Ребята, вы дома до конца дочитали повесть. Скажите, что вы пережили во время чтения?

    -Радует, что это произведение вызвало у вас такие чувства, что вы не остались равнодушными к героям и событиям повести.

    4.Коммуникативная фаза.

    -Скажите, в какие годы войны происходят события в повести?

    -Найдите в тексте картины войны. Зачитайте.

    -С чем сравнивает писатель войну? (страшная работа, кровавая жатва)

    -Как Закруткин, который сам был на войне с первого её дня, относится к врагам земли русской? Найдите слова, подтверждающие это. (лающими голосами закаркали немцы; серый смерч)

    -Какая картина мира предстаёт перед нами после нашествия фашистов?

    -На какие мысли наводит всё это? (конец света, Апокалипсис)

    -Определите лексическое значение слова Апокалипсис.

    -Кому удаётся выжить в этом страшном мире?

    -Почему, на ваш взгляд, автор оставляет в живых Марию?

    Чтение отрывка(учитель).

    -Почему, глядя на скульптуру Мадонны, Закруткин вспоминает простую русскую женщину, казачку Марию?

    -Что общего в их судьбе? Случайно ли у них одно имя?

    -Кем является Матерь Иисуса Христа для людей? («тёплая заступница  мира холодного», молитвенница перед Богом за людей грешных)

    -Поэтому люди ищут у неё помощи и защиты, преклоняют колени.

    -Почему же Закруткин по истечению многих лет не в силах забыть Марию из далёкого донского хутора? (её горе масштабнее и незбывнее горя Пречистой, а мадонна для него чужая, она всего лишь каменная статуя).

    -С женщинами, похожими на Марию, он встречался не раз. Это женщины-труженицы, заботливые матери, любящие жёны.

    -Найдите в отрывке слова, которые отделяют образ Богородицы от Марии.(«Но разве нет на земле матерей человеческих…»)

    -Вспомните, как жила Мария до войны? Какие отношения были с мужем?

    -В чём видела она смысл жизни?

    -В повести автор не даёт портрета Марии. Какой вы себе её представляете?

    -Как изменилась её жизнь после вторжения фашистов на донскую землю?

    -Что пришлось ей пережить?

    -Что происходит с Марией, когда она осознаёт, что никогда больше не обнимет её любимый муж, не услышит она звонкого смеха своего Васятки, что вся её жизнь в  прошлом, что ничто уже не держит её в этом мире?

    -Прочитайте этот отрывок.(«Я не могу жить, господи,…я не хочу жить… Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»)

    -Что отогнало желание смерти? Прочтите этот отрывок («А жизнь властно звала её…»)

    -Как же начинается её жизнь на хуторе, сожжённом немцами?

    -Под воздействием чего Мария чуть не совершила самый страшный грех? Отрывок(«Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…»)

    -Что приводит её в себя, предостерегает от убийства? («Ведь только святое слово «мама»…спасли его.»)(милосердие победило, погасило злобу)

    -Как  была вознаграждена  она за мудрость и сострадание? («Голуби всё кружились над пожарищем… И вся стая опустилась у ног Марии.»

    -Как вы думаете, что происходит с Марией после всего случившегося?

    -Да, она изменилась. Иными словами-преобразилась. Она стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы и заступницы.

    -Чем были заполнены дни Марии на хуторе?

    -Что не давало ей покоя? Из-за чего она вела спор сама с собой?

    -Куда идёт она за советом? Почему? (кладбище помогает ей утвердиться в своей правоте, именно здесь она ощутила свою ответственность за продление рода, за возрождение жизни на своём хуторе, на родной земле)

    -Нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Кто и что ей в этом помогает?

    -Что решила для себя Мария, покидая кладбище? Какую работу ей предстояло выполнить?(«Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея…»)

    -Каким человеком была эта вид физически слабая женщина?

    -Что помогало ей жить, трудиться?(«…по-матерински любила людей…она укрепилась в мысли, что самое главное в жизни человека- делать людям добро.»)

    -Были у неё минуты слабости? Почему?

    -В чём видела она свой долг? Как она его исполняла? («Всё равно никуда мне не деться, буду работать…»)

    -А кто смиренно несёт свой крест? Какие нравственные качества вы вспоминаете при слове «святой»?

    -Можем ли мы причислить Марию к лику святых?

    -За что? (за нечеловеческий труд, за любовь ко всему живому, за милосердие, мудрость)

    -Кого спасла она, обогрела на хуторе? О ком ежедневно заботилась?

    Читать отрывок.(«Все они издали узнавали шаги Марии…»)

    -Вспомните, в какие ещё моменты Мария испытывает острое чувство материнства? (когда детдомовские дети, пригретые ею, назвали её мамой )

    -А когда она начинает осознавать себя матерью всех?

    Читать отрывок.(«В это мгновение… Марии показалось, что она родила их всех…»)

    -Что произошло с Марией?

    Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех, не сострадать всем. Так автор подводит нас к мысли, что завершилось её преображение в Матерь Человеческую!

    5.Поскоммуникативная фаза.

    -Что помогло ей выжить, выстоять?

    Да, материнская любовь и ответственность за всех, кто рядом.

    Мария, сама не зная толком Богоматери, последовала её примеру, став утешительницей и заступницей всех живых, поистине Матерью Человеческой.

    Найдите в повести словесную икону Женщине - Матери и гимн Материнству, которые создал писатель В. А. Закруткин. Прочтите этот отрывок.(«Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры.»)

    -Образ какой женщины показал нам писатель? Какой подвиг совершает эта женщина?

    -В своём материнском подвиге Мария поднялась до святости, разрушив тем самым ложное противопоставление образов Девы Марии-Матери Иисуса Христа и Матери Человеческой.

    -Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Есть ли связь этих слов с повестью В.Закруткина «Матерь человеческая»?

    Чтение отрывка(«Я всматривался …засияет над землёй образ Матери Человеческой…»)

    Стихотворение М. Миркошара «Основа, суть всего живого- Мать…»

    6.Подвидение итогов. Рефлексия.

    7.Домашнее задание.

    8.Оценка работы учащихся на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

    Данный материал , "Восславим Женщину-мать!", подойдёт не только для урока по повести В. Закруткина. Его можно использовать и для внеклассных мероприятий к Дню Матери, к 8 Марта, к урокам по теме "Обра...

    Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"

    Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации....

    Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

    Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

    Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

    Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...

    "Вы в битве Родину спасли" (по фрагменту из повести В.А.Закруткина "Матерь человеческая")

    Цели урока: знакомство с произведениями о ВОВ; воспитание воспитание патриотизма и гуманизма....