Проект школьного мероприятия , посвященного юбилею М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

       Данная работа посвящена проектированию внеклассного мероприятия- литературного праздника.

       Проектная деятельность учащихся как современная технология обеспечивает условия для инновационного режима развития школьников на основе практической деятельности.      Интерактивные игры как форма мероприятия повышает мотивацию познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» г.Калуги

 Проект школьного мероприятия,

посвященного 200-летиюМ.Ю.Лермонтова

Автор

Сыскова Т.И., учитель

литературы МБОУ «СОШ №23»

г.Калуги.

2014 год

Пояснительная записка

       Данная работа посвящена проектированию внеклассного мероприятия- литературного праздника.

       Проектная деятельность учащихся как современная технология обеспечивает условия для инновационного режима развития школьников на основе практической деятельности.      Интерактивные игры как форма мероприятия повышает мотивацию познавательной деятельности. Кроме того, игры помогут создать атмосферу 19 века, а значит, приблизить время М.Ю. Лермонтова для современных школьников, увеличат количество участников данного мероприятия.

       Так как на становление М.Ю.Лермонтова как поэта повлиял А.С.Пушкин, его литературные открытия, то материал дан в сравнении двух поэтов. Отвечая на вопрос «Второй Пушкин?», перефразируем строки самого Лермонтова : «Нет, я не… Пушкин, я другой…»

Проект школьного мероприятия, посвященного200-летию М.Ю.Лермонтова.

                                                         

Через всю жизнь проносим мы в душе                                                образ этого человека –   грустного,           строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.                                                                               И.Андроников

Основополагающий вопрос.

« Второй Пушкин?»

Цель:   повышение интереса учащихся к изучению творчества М.Ю.Лермонтова,            формирование творческой активности и эстетического вкуса учащихся.

Задачи: помочь учащимся реализовать свои творческие возможности,             способствовать развитию компетентностей учащихся, которые будут             востребованы в будущей профессиональной деятельности и в социальной             жизни.

Прогнозируемый результат

         Исходя из цели мероприятия учащиеся в процессе подготовки и проведения праздника должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • коммуникативными;
  • поиска и анализа информации;
  • принятия решений,
  •  организации совместной деятельности ;
  • самостоятельности и самоконтроля;
  • написания сценария;
  • режиссирования;
  • создания декораций;
  • декламации;
  • актерского мастерства;
  • трудовые навыки.

Форма мероприятия: интерактивные игры

Участники: учащиеся 6-10 классов

Этапы проекта

Организационный

(Мотивация и целеполагание)

Формирование групп, распределение обязанностей.

          Иллюстраторы, актеры, ведущие, режиссеры,   сценаристы, корреспонденты, экскурсоводы, операторы.      

Исследовательский

  • Изучить детские и юношеские годы  М.Ю.Лермонтова,       найти материал для игр

      «В  Благородном пансионе на уроке словесности»

  • «Собери портфель полупансионера и лицеиста»
  • Найти материал для заочной экскурсии по Середникову, изучить   лермонтовские места в Москве и Петербурге.
  • Провести исследование на тему «Отражение судьбы А.С.Пушкина в судьбе М.Ю.Лермонтова на географическом пространстве России (составление интерактивной карты- схемы: Москва- Петербург- Черная речка- Царское Село - Кавказ)
  • Изучить материал о периоде жизни М.Ю.Лермонтова на Кавказе, подготовить репродукции картин поэта и стихотворения о Кавказе для игры «В галерее поэта».
  • Написать исследовательские работы:

«Кавказская тема» в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова»;

«..исходными точками его(Лермонтова) дальнейшего пути становятся намеченные Пушкиным темы, образы и жанры»(Б.М.Эйхенбаум).

  • «Пушкин-радуга по всей земле, Лермонтов- Путь Млечный над горами…» (В.В.Набоков) (роль эпитетов для создания поэтического мира в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова).
  • Познакомиться с произведениями поэта, написать исследовательские работы: «Символы и сквозные мотивы в произведениях М.Ю. Лермонтова».
  • Найти материал о правилах оформления фамильных гербов, создать герб Лермонтова -писателя.
  • Познакомиться с эпистолярным наследием писателя, выбрать материал из переписки с  Е.Сушковой, стихи, посвященные Н. Ивановой, В.Лопухиной для сценария Литературного салона «Жизнь как книга»
  • Подобрать музыкальное сопровождение.

Творческий. Программа действий.

Учитель

Учащиеся

1.Оказание помощи в написании сценария «Жизнь в мезонине»

2.Привлечение учителей труда

 для помощи в создании декораций.

3.Проведение репетиций.

6 класс

1.Написание сценария.

2.Распределение ролей.

3.Изготовление декораций

«Школьный класс в пансионе».

4.Поиск старинных канцелярских

принадлежностей, учебников.

5.Подготовка «учителей» для проведения игры – «урока».

1.Обеспечение учащихся

литературой о жизни М.Ю. Лермонтова в Середникове.

2.Привлечение учителя информатики для  помощи в создании презентации, учителя изо для оказания помощи в оформлении поэтического журнала.

7 класс

1.Оформление журнала «Середниково».

2.Проведение конкурса стихотворений, посвященных поэту, иллюстраций к его произведениям о природе.

2.Написание сценария  заседания редколлегии журнала и распределение ролей.

3.Подготовка презентации для заочной экскурсии по Середникову.

1. Привлечение родителей для изготовления костюмов, декораций.

2.Проведение репетиций.

8 класс

1.Написание сценария мини-спектакля «Вечер в доме Карамзиных»

 2. Подготовка игры «На почте»

3.Изготовление костюмов, декораций.

1.Обеспечение учащихся информационными ресурсами.

2.Привлечение участников кружка «Юные художники» в оформлении материалов для игры.

9 класс

1. Проведение конкурса « Поэтический  герб писателя» и подготовка материала для игры «Собери герб».

 2.Подготовка игры «В галерее

 М.Ю. Лермонтова».

1.Привлечение

учителя изо для оформления экспозиции,

 учителя технологии для помощи в изготовлении костюмов.

10 класс

1. Написание сценария литературного салона «Жизнь как книга»».

Оформление экспозиции «Уголок Лермонтова ».

2. Подготовка игры «В артистической гримерке».

3. Оформление афиши праздника.

4.Сформировать группу корреспондентов для освещения праздника в стенной печати, для создания номера газеты.

Планирование мероприятия

Класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Тема исследования

Жизнь в мезонине.

 (Юношеские годы жизни .Ю.Лермонтова в доме на Малой Молчановке в Москве).

Четыре  лета в Середникове

Обложка и иллюстрации к стихотворениям Лермонтова о природе

М.Ю.Лермонтов в Москве и Петербурге

Кавказ в судьбе писателя

«Синие горы Кавказа, приветствую вас!»

«Жизнь как книга»

«Нет, я не Пушкин, я другой…»

Продукт

Интерактивные игры

 «Собери портфель полупансионера и лицеиста»,

 «В пансионе на уроке словесности».Написание диктанта (текст из «Панорамы Москвы», автор –

М. Ю. Лермонтов )

Игра.

Заседание редколлегии

журнала «Середниково ».

Проведение конкурсов иллюстраций, стихотворений, посвященных 200-летнему юбилею.

Заочная экскурсия по Середникову, презентация «Здесь я чувствую себя дома».

Мини-спектакль «Вечер в доме Карамзиных, друзей А.С.Пушкина»

Игра «На почте».

Игра со зрителями

 Игры :

«В галерее Лермонтова»

«Собери поэтический герб»

1.Литературный салон.

Три адресата любовной лирики.

2.Игра«В артистической гримерке».

3.Интерактивная карта-схема «Отражение судьбы А.С.Пушкина в судьбе М.Ю.Лермонтова на географическом пространстве России»

Описание интерактивных игр

Класс

Описание игры

Оборудование

6 класс

«Один день в Благородном пансионе»

Участники игры посетят урок словесности в пансионе времен учебы в ней М.Ю.Лермонтова,

напишут диктант старинными  перьевыми ручками и настоящими чернилами!

«Собери портфель полупансионера и  лицеиста»

Участники игры из предложенных канцелярских принадлежностей , учебников соберут портфель учащегося пансиона и лицеиста.

1.Парты.

2.Чернильницы, ручки, бумага, текст диктанта.

3.Учебники 19в.

4.Расписание занятий в пансионе и лицее.

7 класс

 «Заседание редколлегии журнала»

 Участники выступят в роли членов редакции, подведут итоги конкурсов:

1) обложки к сборнику стихотворений и  иллюстраций к стихотворениям М.Ю.Лермонтова о природе ,

2) собственных произведений, посвященных юбилею писателя.

1.Стихи М.Ю. Лермонтова для иллюстраций:«Весна», «Вечер после дождя», «Гроза», «Посреди небесных тел…», Все тихо-полная луна…», «Осень», «Солнце осени», «Русалка», «Дереву».

8 класс

 «На почте»

Участникам игры предлагается на почте написать письмо М.Ю.Лермонтову  гусиным пером, перьевой ручкой, сохраняя стиль 19 века.

Игра со зрителями

1.Бумага, ручка, чернила.

2.Текст письма с лакунами.

3.Викторина для игры со зрителями

9 класс

«В картинной галерее Лермонтова»

Участники игры подберут стихотворные строки М.Ю.Лермонтова к его картинам, посвященным Кавказу.

 «Собери поэтический герб».

Из набора предложенных рисунков участники должны собрать герб Лермонтова-писателя и прокомментировать его.

1.Предложенные стихи: «Кавказ», «Утро на Кавказе», «Кавказ! Далекая страна…», Тебе, Казбек, о страж востока, « Как-то раз перед толпою    Соплеменных гор…»

 «В глубокой теснине Дарьяла…», отрывки из поэмы «Мцыри»

2.Набор рисунков: парус, тучи, листок, дорога, горы, маска , космос, земля и др.

10 класс

 «В артистической гримерке»

Учащиеся перевоплотятся в героинь: Нину Арбенину, Алену Дмитриевну, княжну Мери, Бэлу.

Интерактивная карта-схема.

Участники должны составить схему на тему «Отражение судьбы А.С.Пушкина в судьбе М.Ю.Лермонтова на географическом пространстве России» (Приложение №1)

Шляпа, пелерина, веер.

Тексты монологов Ноутбук

Верстовые столбы и указатели «Москва», «Петербург», «Царское Село», «Кавказ», «Черная речка», карточки с биографическими сведениями о поэтах

Социализация проекта

  • Литературный праздник
  • Выпуск номера газеты
  •  Показ на уроках видеофильма «Как прошел  юбилей поэта в школе»
  • Заседание научного общества
  • Выступление перед родителями

Техническое обеспечение

  • Фотоаппарат
  • Видео
  • Мультимедиа
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Интернет

Информационные ресурсы

 Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей). 
   Лермонтовская энциклопедия.- М., 1981. 
    Лермонтов в воспоминаниях современников.- М., 2005 (Биографии и  

 мемуары). 
     Михаил Лермонтов:     Pro et contra.- СПб., 2002. 
    Очман, А. В. Женщины в жизни М. Ю. Лермонтова.- М., 2008.

 

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Открытое мероприятие для учителей русского языка и литературы Колпинского района  проводилось 24 октября 2014 года.Форма мероприятия - конкурс чтецов "Венок славы".На мероприятии присутствовало К...

Конкурс выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу...", посвященный юбилею М.Ю. Лермонтова

Методическая разработка конкурса выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу..." направлена на развитие творческих спсобностей обучающихся - выразительного чтения и изобразительных возможностей, об...

Литературный бал,посвященный юбилею М.Ю.Лермонтова.

ЛЕРМОНТОВСКИЙ   БАЛ (к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова) (Разработка сценария,подготовка и осуществление мероприятиявыполнены учителем русского языка и литературы,классным руков...

Проект школьного мероприятия, посвященного жизни и творчеству И.А.Бунина

 Данная работа посвящена проектированию внеклассного мероприятия, литературного праздника, и состоит из 2 частей:•          проект мероприятия...

Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....

сценарий мероприятия, посвященного юбилею детской школьной организации "ЮВЕНТА"

20-летие детской организации - отличный повод пригласить коллег из разных школьных организаций и активистов. Это возможность дружеского общения и передача опыта. Поэтому сценарий должен быть уникальны...