Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (7 класс) на тему:
    Рабочая программа по литературе для 7 класса

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Рабочая программа по литературе 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc208.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       

     РАССМОТРЕНО

    Руководитель МО

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Т.В.Чанцева

    ________________

    Протокол№1 от._______2014г.

     СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора

    по УВР

    С.Ю.Семёнова

    ______________

    ___________2014г.

     УТВЕРЖДЕНО

    Директор

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Л.Н.Трук

     _______________

    _______2014 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  литературе

    для  7  класса

    (уровень: общеобразовательный )

    на  2014-2015 учебный год

    учитель: Чанцева Татьяна Владимировна,

    1  квалификационная  категория

     

     

    Класс: 7

    Количество часов в год:  68     в неделю: 2

    Плановых  уроков: развитие речи - 6  ,  внеклассное чтение -8, сочинений - 4    

    Рабочая программа составлена   в  соответствии   с  Программой  для  общеобразовательных_ учреждений   Литература  5-11 классы._

    Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина  , Москва «Просвещение» 2009год___

    Учебник:___ Литература_7 класс  Авторы:  под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.

        и др._ Москва_ «Просвещение» 2010 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа для 7  класса  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.

    Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

    • А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок);
    • Л.Н.Андреев «Кусака»;
    • Д.С.Лихачев «Земля родная»;
    • песни на слова русских поэтов 20 века.

    Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений А.С.Пушкина), так как класс владеет хорошей техникой чтения  (более 150 слов  в минуту) и способен за учебный год охватить больший объём произведений. Также особенностями уроков литературы в данном классе является то, что по форме своей это уроки проблемные. Почти на каждом уроке предлагаются различные виды работ для поиска ответа на поставленный вопрос и для развития устной речи. Большая часть материала  по тематике связана с историей, поэтому на уроках литературы предусматривается работа с картами по истории и подготовка сообщений о жизни и быте людей в различные исторические периоды. В качестве обобщения ребятам предлагается готовить презентации по темам уроков или сообщения по материалу сети Интернет.

    Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

    Предполагается три круга чтения:

    для чтения и восприятия;

    для чтения, истолкования и оценки;

    для чтения и речевой деятельности.

    Учащиеся 7-го  класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

    Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, экскурсий,  раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе  с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

    Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

    Виды контроля:

    • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение  ; проверка техники чтения;
    • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания, написание развёрнутого ответа на вопрос.

                                                           

    Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

    Учащиеся должны знать:

    -        авторов и содержание изученных художественных произведений;

    - основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

    жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);  

    роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);

    - литературный герой (развитие понятия);

    - понятие о теме и идее произведения (начальные представления);

    - герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

    Учащиеся должны уметь:

    • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
    • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
    • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
    • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
    • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
    • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
    • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
    • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
    • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

                 сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

    • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
    • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
    • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
    • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

    Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

    Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

    Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    


    Содержание курса

     

    1. Введение -1 час;
    2. Устное народное творчество - 4 часа;
    3. Древнерусская литература – 2 часа;
    4. Произведения русских писателей 18 века -2 часа;
    5. Произведения русских писателей 19 века -24 часа;
    6. Произведения русских писателей 20 века -14 часов;
    7. Зарубежная литература –4 часа;
    8. Итоговые уроки – 2 часа.

                                                        Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

    Для учащихся:

    1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2010.
    2. Коровина  В.Я.  «Читаем, думаем,  спорим...»: Дидактические    материалы  по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
    3. Литература:    Фонохрестоматия:    Электронное    учебное    пособие    на    CD-ROM/    Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
    4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.

    Для учителя:

    1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2009.
    2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
    3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2009.
    4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
    5. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2009.
    6. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

     


       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 7 классе

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата

    Корректировка

    Краткое содержание

    Форма

    организации

    учебных занятий

    Виды контроля

    Введение

    1.

    Изображение человека как важнейшая  идейно-нравственная проблема

     литературы.

    1

    Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.

    Урок-беседа.

    Работа с учебником.

    Устное  народное творчество    4 часа

    2.

    Предания как поэтическая автобиография народа.

    1

    Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

    Составление сравнений произведений.

    3.

    Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

    1

    Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина.

    Комбинированный урок.

    Составление характеристики героя. Анализ произв.

    Выразительное чтение.

    4.

    1.Внеклассное чтение

    Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

    1

    Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

    Урок-практикум.

    Работа с текстом.

    5.

    Пословицы и поговорки- мудрость народа.

    1

    Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

    Урок-концерт

    Р.Р. Составление рассказа по пословице.

    Древнерусская  литература  2 часа

    6.

    «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

    1

    Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

    Урок с элементами диспута.

    Выразительное чтение и анализ произв.

    7.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

    1

    Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

    Урок-сопоставление.

    Составление рассказа о героях.

    8.

    1.Развитие речи.

    Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».

    1

    Сочинение на одну из тем

    1.        Какое воплощение нашла народная   мудрость в произведениях устного
    народного творчества?

    2.        Что воспевает народ в героическом эпосе?

    3.        Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

    4.        В чем значение древнерусской
    литературы для современного читателя?

    Написание сочинения.

    Р.Р.

    Произведения русских писателей 18 века -2 часа

    9.

    М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

    1

    Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление).

    Урок-исследование.

    Подготовка сообщений о Ломоносове  

    10.

    Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

    1

    Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.

    Урок-объяснение нового материала

    Чтение и анализ стихотворений.

    Произведения русских писателей 19 века -24 часа

    11.

    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

    1

    Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

    Урок-беседа.

    Работа с заданиями учебника.

    12.

    Проза А.С. Пушкина.

    «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

    1

    История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений).

    Комбинированный урок.

    Анализ эпизода.

    13.

    Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.

    1

    Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы.

    КОНТРОЛЬ.

    Написание развёрнутого ответа на предложенный вопрос.

    14.

    М.Ю. Лермонтов.

    Душа и лира поэта.

    1

    Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется

    желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

    Урок-концерт.

    Чтение наизусть и сравнительный анализ стихотворений

    15.

    М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

    1

    Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

    Интегрированный урок - литература-история.

    Изучение исторических документов.

    16.

    Нравственный поединок героев поэмы.

    1

    Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

    Урок-дискуссия

    Чтение и анализ эпизода. Составление сравнительной характеристики героев.

    17.

     2.Развитие речи.

    Подготовка к написанию сочинения по «Песне...».

    1

    Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

    Урок контроля.

    Составление плана сочинения, сбор материала.

    18.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

    1

    Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести.

    Урок- ознакомление с новым материалом.

    19.

    Тарас Бульба и его сыновья.

    1

    Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

    Урок-конференция.

    Работа с книгой.

    20-21.

    Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

    2

    Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына.

    Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

    Урок сравнение героев по поступкам.

    Анализ эпизодов.

    22.

    Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

    1

    Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

    Урок-практикум.

    Сбор материала по теме.

     23.

     3.Развитие речи.

    Сочинение по повести

    Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    1

    Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле.

    Р.Р. Урок-контроль.

    Написание сочинения.

    24.

    И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманист. пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

    1

    Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Анализ произведения

    25-26.

    И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

    2

    Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».

    Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

    Урок-практикум.

    Выразительное чтение и истолкование произведений        

    27.

    Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

    1

    Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме.

    Урок-практикум.

    Выразительное чтение. Составление характеристики героев.

    28.

    H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

    1

    Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими.

    Урок выразительного чтения и анализа произведения

    29.

    А.К. Толстой. Исторические

    Баллады «Василий

    Шибанов» и «Михайло Репнин».

    1

    Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    30.

    М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Страшная сила сатиры.

    1

    Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    31.

    М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

    1

    Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

    Урок изучения теории литературы.

    32.

     2.Внеклассное чтение

    Сатира и юмор в сказках

    М.Е. Салтыкова-Щедрина

    1

    Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках.

    Урок-практикум.

    33-34.

    Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

    2

    Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    35.

    Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

    1

    Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).

    Урок закрепления знаний.

    36.

    А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

    1

    Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    37.

    Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

    1

    Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

    Урок-практикум.

    38.

     3.Внеклассное чтение

    Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова.

    1

    Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

    Урок-практикум.

    Произведения русских писателей 20 века

     14 часов

    39.

    И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

    1

    Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    40.

    И.А. Бунин

    «Лапти». Нравственный

    смысл рассказа.

    1

    Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

    Урок-семинар по нравственным вопросам.

    41-42.

     4.Развитие речи.

    Стихи русских поэтов XIX о родной природе.

    2

    Чтение и анализ стихотворений

    В.А. Жуковского «Приход весны»,

     А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...»,«Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

    Урок-концерт.

    43-44.

    4-5 Внеклассное чтение

    В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

    2

    Слово о писателе, изображение главных героев повести, роль искусства в судьбе человека.

    Урок-практикум.

    45.

    М.Горький  4 часа

    «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

    1

    Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    46.

    «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

    1

    Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

    Урок-практикум.

    Работа с книгой. Анализ эпизодов.

    Создание портрета героя.

    47.

     5.Развитие речи.

    Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

    1

    Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

    Урок-практикум

    48.

    «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изер-гиль». Романтический характер легенды.

    1

    Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

    Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

    Урок-исследование.

     Изучение и закрепление теоретических понятий.

    49.

    В.В. Маяковский

    «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

    1

    Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

    Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

    Урок-практикум.

    50.

    В.В. Маяковский

    «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

    1

    Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

    Урок-практикум.

    51.

     6.Внеклассное чтение

    Л.Н. Андреев «Кусака».

    Нравственные проблемы

    рассказа.

    1

    Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

    Урок-конференция.

    Защита проектов.

    52.

    А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

    1

    Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

    Урок-практикум.

    53.

     7.Внеклассное чтение

    А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

    1

    Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

    Урок-практикум.

    Работа с книгой.

    54.

     6.Развитие речи.

    Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

    1

    Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова.

    Р.Р.

    Урок-практикум.

    Составление плана и сбор материала.

    55.

     8.Внеклассное чтение

    Урок мужества.

    1

    Сведения о поэтах: А. Ахматовой,

     К. Симонове, А. Суркове и др. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

    Урок-концерт.

    Чтение наизусть стихотворений и войне.

    56.

    Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

    1

    Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

    Понятие о литературной традиции.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведения

    57.

    Е.И. Носов «Кукла».

    Нравственные проблемы

    рассказа.

    1

    Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни.

     Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведения

    58.

    Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

    1

    Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведения

    59.

     9.Внеклассное чтение

    «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

    1

    Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

    Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ  стихотворений Определение средств выразительности.

    60.

    А.Т. Твардовский.

    Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

    1

    Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведения

    61.

    Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

    1

    Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведения

    КОНТРОЛЬ

    Развёрнутый ответ на вопрос.

    62.

    10.Внеклассное чтение

    Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).

    1

    Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона»

    (М. Горький).

     

    Чтение и анализ произведения

    63.

     Лирика московских поэтов.

    1

    Рассказы о поэтах. Размышления поэтов об истоках и основах жизни.

    Урок-практикум.

    Чтение и анализ произведений

    Зарубежная литература

    4 часа

    64.

    Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Пред-ставления поэта о справедливости и честности.

    1

    Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

     Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Художественный пересказ.

    65.

    Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

    1

    Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

     Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Выразительное чтение стихотворения

    66.

    0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

    1

    Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Анализ эпизода.

    67.

    Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

    1

    Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Художественное чтение.

    68.

    Итоговый урок.

    «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек».

    (К. Паустовский).  

    1

    Итоги года. Работа по вопросам о содержании курса литературы

    7 класса.

    Рекомендации для летнего чтения.

     Урок-конференция.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Бунеева

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы...

    Рабочая программа по литературе для 7 класса . По учебнику М.Г.Ахметзянова

    Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...

    Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Коровиной В.Я.

    Данная рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования....

    Рабочая программа по литературе для 7 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС

    Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...

    рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г.С.Меркина

    В рабочую программу по литературе для  7 класса входит паспорт, пояснительная записка, требования к уровню подготовки, основное содержание курса и календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе под ред. В. Ф. Чертова на 2015-2016 уч. год

    Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 - 9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предмет...

    Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Г. С. Меркина

    Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Г. С. Меркина. 68 часов. ФГОС...