Изучение лирического произведения в школе
методическая разработка (литература) по теме

Шипилова Алла Ивановна

В работе рассматриваются пути анализа лирического произведения; имеется памятка  для учащихся "Как работать над анализом поэтического произведения". Для разных произведений предлагаются различные подходы; отправной точкой может послужить  композиция произведения, особенности синтаксиса, внетекстовый материал, поэтика устного народного творчества, даже  опечатки, допущенные при публикации произведения....... и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_stikhotvoreniem.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Как работать над анализом поэтического произведения 

  1. Внимательно прочитай стихотворение. Какие мысли, чувства, переживания оно вызвало?
  2. Как автору удалось этого добиться? Найди «ключ» к стихотворению (главное средство выразительности). Это могут быть тропы, особенности лексики, ритмики, синтаксиса,  фонетики… С какой целью они употреблены, какую смысловую нагрузку несут? Учти также законы жанра.
  3. Помни, что «ключ» может найтись в неожиданном «месте»! В стихотворении любой элемент формы может играть главную роль в раскрытии его идеи!
  4. Определи идею произведения.

Для каждого произведения необходимо выбрать свой путь постижения. Например, изучение стихотворения А. Блока «Незнакомка» начинаем с анализа композиции. Стихотворение условно делится на две части и построено на антитезе -  противопоставлении двух миров: мира обыденности, где не луна светит  – «бессмысленно кривится диск», где «между канав гуляют с дамами испытанные остряки», где даже  «воздух дик и глух», и призрачного, но прекрасного мира грез, описанного уже с помощью совсем другой лексики: «берег очарованный и очарованная даль», «девичий стан, шелками схваченный», «дыша духами и туманами»… От наблюдений над композицией и  лексикой переходим к работе над сложной образной системой стихотворения.

Изучение стихотворения Н.Гумилева «Из логова Змиева…» начинаем с наблюдения над ритмом, рифмой, мелодикой.  Известно, что  поэтический ритм был очень важен для Н. Гумилева как средство выражения, воплощения образов, а также как средство воздействия на читателя, которым он стремился пользоваться сознательно. Поэт добивался такого подбора «гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и испытывает от гармонии стиха и от его графического изображения то  же, что сам поэт». Итак, обращаемся к ритму и графике стихотворения Н. Гумилева:

Из логова змиева,
            Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
            А думал забавницу,
    Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Стихотворение написано амфибрахием, метром, о котором сам Н.  Гумилев говорил так: «Амфибрахий,… баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно легкого и мудрого бытия». Но изначально «спокойный» метр вступает во взаимодействие с необычным строфическим построением: два стиха двустопного амфибрахия с дактилической клаузулой /трехстопный амфибрахий с женской клаузулой,  чередование смежной и опоясывающей рифмовки создают необычную мелодику стихотворения: в ней слышится мучительный, назойливый мотив, завораживающий, почти надрывный.

Ключом к пониманию стихотворения может быть пейзаж. Знакомим учащихся со стихотворением А. Ахматовой, в основе композиции которого лежит параллелизм:   

 Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
                                                                подснежник...
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

Предлагаем детям определить тему стихотворения Учащиеся приходят к выводу, что это стихотворение о любви, хотя намек на рождение чувства звучит лишь в последнем стихе.  Каков же характер любовного чувства? Об этом говорит характер пейзажа, который раскрывается в тропах и риторических фигурах: оксюморон осень весенняя, эпитеты зори бесовские, алые, вода замутненная, изумрудная, сравнения: крапива запахла, как розы, но только сильней, солнце как мятежник...  Итак, о любви  в стихотворении не сказано ни слова, но это стихотворение о любви -  небывалой, бурной, мятежной и прекрасной, неожиданной, как незаслуженный дар.

Анализируя стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью», основываемся на наблюдениях над синтаксисом произведения. Стихотворение построено в форме диалога:

Совесть                                           Гамлет

- На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
                                                       - Но я ее любил,
                                                       Как сорок тысяч братьев
                                                       Любить не могут!
- Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик


Всплыл на приречных бревнах...
                                                      - Но я ее любил
                                                      Как сорок тысяч...
- Меньше,
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
                                                     - Но я ее -
                                                              - любил??

Сравнивая голоса Гамлета и его совести, видим, что первая реплика Гамлета -  сложноподчиненное предложение, повествовательное, выражающее законченную мысль, вторая – повторение предложения, оборванное на середине (Почему Гамлет не договорил до конца? Его перебил голос совести? Или он сам перестает себе верить?), в третьей реплике утверждение превращается в вопрос, усиленный удвоением вопросительного знака: от пылкого уверения в любви к Офелии Гамлет пришел к растерянности, к сомнению. Повторяющиеся реплики совести, представляющие собой законченные высказывания, звучат настойчиво, неотвратимо; в двух из них присутствует многоточие (какова его роль?), в трех репликах четырежды повторяется короткое, как удар, слово ил, которое звучит как неопровержимое свидетельство виновности Гамлета (на одной чаше весов – слова о любви, на другой – ил, знак страшной гибели, которой не искупить никаким клятвам).

 Орфография, графика тоже могут стать отправной точкой изучения поэтического произведения. Читая стихотворение Н. Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…», обращаем внимание прежде всего на необычное именование животных:  «спит животное Собака,  Дремлет рыба  Камбала», «спит растение Картошка».  Нарицательные существительные приобретают статус имен собственных, что выделяет животных из безликого ряда живых организмов, говорит о неповторимой индивидуальности каждого живого существа на планете, о трепетном и уважительном отношении автора ко всему живому.

Многое может сказать о стихотворении и обращение автора к фольклорным мотивам. Анализируя стихотворение, имеющее народно-песенную основу, можно пользоваться приблизительным планом:

1.Определите тему произведения.

2. Проанализируйте ритмику стихотворения (Помните: для народной ритмики характерно равное количество ударных стихов в строке  без закрепления за конкретным слогом; возможно как отсутствие рифмы, так и наличие точных рифм с чередованием мужских и женских клаузул);

3. Проанализируй средства выразительности:

а) особенности лексики;

б) эпитеты, как правило, постоянные;

в) характерные гиперболы;

г) народная символика.

3. Обобщите наблюдения, сделайте вывод: с какой целью автор обращается к фольклорной эстетике? Как обращение к устному народному творчеству помогает раскрыть тему, основную мысль произведения?

Важно: помните, что эта схема не является алгоритмом, требуется творческий подход, необходимо учитывать особенности конкретного произведения.

В стихотворении А. Ахматовой «Заклинание» явственно обнаруживается фольклорная основа:

Из тюремных ворот,
Из заохтенских болот,
Путем нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый,—
Приди ко мне ужинать.

         Анализ стихотворения начинаем с наблюдений над его ритмикой: в каждом стихе (предпоследний разделен для усиления эмоционального звучания) по два ударения, что при разном количестве слогов в стихе  создает особый ритм произведения; используются постоянные эпитеты: путем нехоженым, лугом некошеным, незваный, несуженый. Стихотворение явно связано с поэтикой народных заговоров, заклинаний. Можно было бы считать его просто удачным примером стилизации, перепевом темы ожидания прихода суженого, если бы не выбивающееся из общего настроения слово тюремный  («из тюремных ворот»), возвращающее читателя к реалиям времени и фактам биографии поэтессы. Обращение к народной поэтике усиливает драматическое звучание произведения и расширяет частную тему до общенародных масштабов.

        Тесно связано с народно-песенными традициями творчество С. Есенина. Анализируя стихотворение «Хороша была Танюша…», обращаем внимание прежде всего на особенности лексики. В произведении употребляются частицы и междометия, характерные для устного народного творчества: «Ты прощай ли, моя радость…», «Ой ты, парень синеглазый…», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Танюша, венчик, кровинки. В стихотворении употреблены грамматически неправильные формы, характерные для  народной речи и фольклорных произведений: красной по белу, ввечеру, женюся, схолодела, переклик, запеклися. Представлен здесь и отрицательный параллелизм – один из излюбленных приемов народной поэтики: «Не кукушки загрустили – плачет Танина родня», «Не заутренние звоны, а венчальный переклик, скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик». Обращение к народно-песенной традиции обогащает содержание произведения, придавая уголовному содержанию фабулы поэтический характер.

        В анализе стихотворения можно идти и от внетекстовых связей: от эпохи, отраженной в стихотворении, от биографических фактов, от своеобразия авторской позиции, от литературных традиций, направлений, источников. Изучая стихотворение А. Ахматовой «Лотова жена», цитируем библейский текст: «Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал (Лоту): спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть…  Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом». В Библии событие описывается бесстрастно, в центре повествования – праведный Лот. Ахматова наполняет эпический библейский сюжет лирическим содержанием, рисует прекрасный и трагический образ женщины, отдавшей «жизнь за единственный взгляд» на родной дом. Четырехстопный амфибрахий делает звучание стиха торжественным и размеренным, напоминающим библейский слог; союз и, с которого начинается стихотворение -  тоже примета библейского  текста. Сопоставление произведения с первоисточником позволяет глубже осознать идею стихотворения; читатель живо воспринимает событие многовековой давности, древняя легенда становится близкой, переживается заново, обретает плоть и кровь. Высокий смысл приобретают любовь, привязанность к отчему дому, родному очагу. Интересно употребление определения «башни родного Содома»: поэтесса напоминает нам о том, что Содом, ставший синонимом смертного греха, для кого-то был родным, святым городом.

        Исторический комментарий необходим и при изучении стихотворения А. Ахматовой «Данте»:

        Он и после смерти не вернулся

        В старую Флоренцию свою.

        Этот, уходя, не оглянулся,

        Этому я эту песнь пою.

        Факел, ночь, последнее объятье,

        За порогом дикий вопль судьбы...

        Он из ада ей послал проклятье

        И в раю не мог ее забыть, —

        Но босой, рубахе покаянной,

        Со свечей зажженной не прошел

        По своей Флоренции желанной,

        Вероломной, низкой, долгожданной...

         Хотя школьники изучали биографию великого флорентинца, на уроке вновь должна прозвучать история изгнания Данте из Флоренции и посмертного покаяния великого города перед своим великим гражданином. Анализ стихотворения начинаем с определения роли личных местоимений в нем. Удивительно, что  в стихотворении ни разу не упоминается имя Данте, только местоимение он. Проблемный вопрос активизирует детей, заставляет размышлять над смыслом произведения, над особенностями поэтического языка. Школьники обращают внимание на особенность строфы: восемь размеренно и торжественно звучащих стихов с перекрестной рифмой; последние четыре – с тройной опоясывающей и смежной  и одним нерифмованным стихом «ломают» торжественный ритм стихотворения. Кажется, не хватило голоса, перехватило горло, нет слов, об этом же говорит многоточие в конце. Двойная антитеза «Он из ада ей послал проклятье        И в раю не мог ее забыть», оксюморонные эпитеты: «Флоренции желанной, вероломной, низкой, долгожданной» - все эти особенности говорят о том, что это стихотворение о страстной и мучительной любви изгнанного гения к своей Флоренции, история о том, как любят друг друга и как страдают он и она.

        Ключом к пониманию стихотворения может служить даже… опечатка. Так, в сборнике «Современники» (Ижевск, 1989 г.) в стихотворении А. Ахматовой «Тебе покорной? Ты сошел с ума!..» допущена ошибка: употреблено слово господская (воля) вместо господняя. Предлагаем  детям сравнить  два варианта первой строфы стихотворения, определить, какой из них ошибочен:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!.

Покорна я одной господней (господской)воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его -  тюрьма.

Определяем разницу между значением слов: господняя воля -  воля Бога, господская воля -  воля господина. Проанализировав сонет, дети приходят к выводу, что верен первый вариант, отражающий характер лирического героя. В этом же сборнике в стихотворении «Заклинание» в первом стихе – высоких ворот вместо тюремных. Предлагаем детям оценить, как меняется смысл стихотворения при устранении неточности Ученики отмечают, что восстановленное слово многократно усиливает трагизм звучания  произведения, внеся реалии времени и автобиографические мотивы в произведение. Стихотворение воспринимается не просто как удачно стилизованное любовное послание-заклинание, в нем звучат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет    наиболее эффективные методы и пути анализа, более...

Особенности организации уроков по изучению лирических произведений в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова

По программе А.Г.Кутузова в 5 классе на изучение раздела «Лирика» отводится только 10 часов, и за это ограниченное количество времени необходимо так построить работу над лирическими произведениями, чт...

Опорно-зрительные схемы при изучении лирического произведения

С целью развития познавательного интереса и мышления удачно использовать при изучении лирического произведения графический анализ, что позволяет «увидеть» стихотворение, воспринять его не только...

Проект "Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"

Проект"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"...

статья "Использование методики ассоциативно-семантического анализа при изучении лирических произведений"

В статье представлен опыт использования  ассоциативно-семантического анализа при изучени лирических произведений по методу С. Л. Каганович....

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...