статья "Использование методики ассоциативно-семантического анализа при изучении лирических произведений"
статья по литературе (6 класс)

Сафронова Елена Николаевна

В статье представлен опыт использования  ассоциативно-семантического анализа при изучени лирических произведений по методу С. Л. Каганович.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_ass-sem_analiza.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологи ассоциативно-семантического анализа при изучении лирических произведений по методу С. Л. Каганович (из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижнего Новгорода Сафроновой Елены Николаевны).

Одна из основных целей изучения литературы, обозначенных в Федеральном государственном стандарте,  -  «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы» (основная школа), «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний» (старшая школа, базовый уровень). Таким образом, обучение анализу художественного текста – обязательное требование современного литературного образования.

Как добиться, чтобы анализ художественного произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его? Как создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес к изучаемому материалу?

Сегодня востребованными оказываются именно технологи проблемного изучения, развития критического мышления, метод проектов, поисковый, исследовательский методы и т.п.

Альтернативой традиционной схеме анализа  (тема, идея, образы, художественные средства и т. п.),  которая часто предполагает отрыв формы от содержания, не учитывает такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, ассоциативные образные ряды и т. п., может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления, то есть тому, что относится к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Такой алгоритм анализа поэтического текста предложила С. Л. Каганович1 (Обучение анализу поэтического текста.  Методическое пособие для учителей-словесников. М.:  «Русское слово», 2012 г.) Этот алгоритм основан на исследованиях Л. Выгодского, касающихся психологии восприятия искусства, закономерностей развития мышления и воображения детей. 2 (Выгодский Л. С. Психология искусства. М,, 1968; Он же. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991)

Данная методика требует преимущественного внимания именно к художественной форме: к структуре образной системы, к многозначности ключевых слов, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т. д. Такой разнонаправленный анализ  позволяет выйти на самые глубинные слои содержания, не заглушив интуиции, способности постичь глубинный смысл каждого слова.

Л. Выгодский на примере произведений разных авторов доказал, что эффект эстетической реакции заложен в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства. Складывается оно из сочетания каких-то двух разнонаправленных, даже противоположных эмоций. Исследователь так определяет основной психологический закон эстетического восприятия: «происходит как бы короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается» (с. 185). Если исходить из этого закона, любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска этих двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции (контрастные образы, противоположные мотивы, противостояние цветов палитры, точек пространства и времени, даже звуковые ряды). Другой особенностью нашей психики является способность к ассоциативному мышлению, которая соотнесена с работой воображения и непосредственно связана с восприятием художественного текста. Образы – вымышлены, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции. И чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей жизни он вызывает.

Алгоритм анализа.

  1. Найти два главных образа.
  2. Построить лексическую цепочку (слова), связанную с этим образом.
  3. Записать ассоциации к данным словам (например, эпитет «золотая осень» влечет за собой ассоциацию с красотой, богатством).

Для облегчения процесса ассоциативного анализа детям предлагается составить таблицу и заполнять ее последовательно – по шагам алгоритма.

Пример использования данной методики на материале стихотворения 

Якова Петровича Полонского «По горам две хмурых тучи…»

Образ                          две тучи

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

  • Хмурых - эпитет
  • Блуждали - олицетворение
  • знойный вечер – эпитет
  • сошлись – не уступили-олицетворение
  • И пустыню огласили - олицетворение
  • яркой молнии - эпитет
  • Не смели повторить удара – олицетворение
  • Улеглись и обомлели - олицетворение

- сердиты

-Нет цели, без дела

-Утомились

-Ссора, дерзость, молодость

-Бой

-Стыдно

-Покой, прощение

Справка:

Обомлеть – 1. устар. – ослабеть до потери сознания, сомлеть;

                     2. разг. – оцепенеть, оторопеть от неожиданности;

                     3. простореч. – затечь, онеметь (о частях тела).

Образ                        скала

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

  • Горючая – эпитет

  • Протяжным стоном – эпитет, олицетворение
  • Жалобно сказалась – олицетворение
  • Так вздохнула – олицетворение
  • Горючей - повтор

(= горькая) тревога, груз жизненных забот, опыт

- плач

- сетование на жизнь

- усталость, горечь

Справка:

Сказалась – отозвалась

Главный вопрос: что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы?

По современной терминологии в соответствующих стандарту требованиях к результату обучения на уроках литературы этот шаг определяется как «выявление авторской позиции».

Анализируя стихотворение, мы должны мысленно как бы пройти путь, обратный тому, который прошел автор, восстановить цепь его ассоциаций, догадаться, что он испытывал, думал, чувствовал, воображал, когда создавал тот или иной образ, выбирал единственно нужное слово.

Так как каждый из нас неповторимая индивидуальность, может возникнуть множество разных ассоциаций. Каждый выстраивает свой ряд, поэтому не может быть абсолютно точного, единственно правильного прочтения художественного произведения. Мы привносим в него что-то свое, подсказанное именно нашим опытом. Но задача грамотного читателя приблизиться к авторскому замыслу, к развитию его художественной мысли. Поэтому необходимо обращение к художественным деталям, другим элементам текста (напр., звуковой организации, синтаксическим особенностям и др.). Каждый текст сам подсказывает нам пути исследования. На этом пути и возможны открытия и находки.

Наблюдения:

  1. Звукопись создают аллитерации: «Горам», «хмурых», «грудь», «горючей», «друг другу», «даром», «ударом», «грянул гром» -  : раскатистые твердые и мягкие «р», сочетания «гр», благодаря которым мы слышим раскаты грома.
  2. Во второй части стихотворения, когда наступает успокоение, взрывные согласные почти отсутствуют: «засмеялось», «протяжным стоном», «жалобно сказалась», «не смели», «улеглись и обомлели»,  преобладают гласные, сонорные согласные. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась…». Этот стон утихомиривает пейзаж.
  3.  В стихотворении много глаголов движения (динамика), действие постепенно нарастает, а затем успокаивается: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели». Картины сменяют друг друга стремительно: яркая молния - «грянул гром» -  «эхо резко засмеялось» - «не смели повторить удара» - «улеглись и обомлели».
  4. Обратим внимание на другие образы: «яркая молния», «грянул гром», «дебри влажные», «эхо резко засмеялось». Последовательность их появления точно передает состояние природы перед грозой.
  5. Проблемный вопрос: Можно ли сказать, что это только пейзажная зарисовка? Почему автор использует так много олицетворений?

Вывод: наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

Задание:  нарисовать рисунок и  иллюстрировать его  цитатами из текста.

Д/З:  Попробовать самостоятельно выполнить такой анализ  стихотворения Ф. Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Сделайте вывод, ответив на вопрос №1 на стр. 204. Нарисуйте, как вы себе это представляете.

                                        Приложение №3

Пример использования данной методики на материале стихотворения 

Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Образ 1                                              коршун

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Глаголы:

Поднялся

Взвился (в небо)

Вьётся

Ушел (за небосклон)

Слова, характеризующие действие (наречия):

Высоко, выше, далее (сравнит. степ.)

Два мощных крыла, живых - эпитеты

Полет

Стремление

Свобода

высота

???

Сила, легкость, свобода, жизнь

Образ 2                                                    Я

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

В поте и пыли

Царь земли

Прирос

к земли (устар.)

Тяжелый труд, утомительный

Величие, высота

                  противопост. (антитеза)

Нет полета, давит, рутина

 ???

Вариант выполнения (Ваня Д.)

Образ                                           коршун

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Поднялся

Взвился

Ушел за горизонт

Мощные    

Живые         крылья

Движение, свобода, величие, грация

сила, мощь

Образ                                      я – царь земли

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Прирос к земли

В поте и пыли

Плен, оковы

Вывод: Человек осознает свою бескрылость, не может подняться над суетой мира. Небо – идеал, к которому человек стремится, но не может достигнуть. Автор говори об обыденности, суете мира, о стремлении человека подняться над ограниченностью своего сознания и невозможности  обрести  идеал, гармонию.

Катя Х.: В этом стихотворении есть контраст. Коршун хочет свободы, он улетает, а человек привязан («прирос к земли»). Он несвободен. Ему хочется вырваться из «пота и пыли». Человек немного завидует коршуну.

Настя Ж: Это стихотворение о свободе и несвободе, о том, как свободен коршун, и о том, сколько трудов у человека, как он чувствует свою беспомощность, привязанность к земле.

                                             Приложение №4

Пример использования данной методики на материале стихотворения 

Ф. И. Тютчева «Листья» 

Образ                                              сосны и ели

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Торчат

Спят

Тощая зелень (эпитет, олицетворение)

Ввек не свежа (эпитет, гипербола)

Как иглы ежа (сравнение)

Скука,  неподвижность, тоска

Образ                                              листья              

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Легкое племя (эпитет)

Гостим (олицетворение)

Играли с лучами (олицетворение)

Купались в росе (олицетворение)

Цветем, блестим

Улететь

Скорей!

С докучных ветвей (эпитет)

Ждать не хотим

Летим!

Легкость, свобода, стремление, движение

Вывод: Стихотворение о том, что лучше жить ярко, насыщенно и свободно, чем «вянуть на ветках». В нем много олицетворений, эпитетов, характеризующих главные образы стихотворения. Листья автор рисует смелыми, неунывающими, не боящимися жизни, стремящимися жить полной жизнью.  

Обоснование выбора технологии:

Алгоритм намечает главный принцип анализа: от слова – к образу, от прямого значения слова – к его многозначности, от формы – к содержанию. И в каждом отдельном случае этот принцип реализуется так, как подсказывает сам текст: толчок движению нашей мысли дает или название произведения, или сразу выявляются два эмоциональных полюса, вокруг которых выстраиваются лексические, образные и ассоциативные цепочки, или достаточно остановиться на ритмической организации, интонационном рисунке стиха и показать, как подчинен единой художественной цели любой элемент формы.   Такой ассоциативно-семантический анализ позволяет рассматривать произведение в единстве содержания и формы и тем самым приблизить «школьное» литературоведение к научному -  без ненужного усложнения. Универсальность данной методики в её доступности любому возрасту и любому уровню развития. Каждый дойдет до «своей» глубины, но каждый при этом включит воображение, даст свою интерпретацию прочитанному. Причем такая работа заставляет ребенка фантазировать, а следовательно, включает эмоциональную сферу, превращает анализ в интересную работу, повышает мотивацию. Груз точных знаний, полученных старшеклассниками, порой гасит природную непосредственность, обедняет воображение, снижает способность к ассоциативному восприятию окружающего мира. Поэтому старшеклассники часто «глухи» к поэтическому слову, не понимают и не любят поэзию. Ассоциативный анализ может помочь сохранить и развить эту сферу психической деятельности ребенка, приобщить его к богатству и красоте художественного мира. Регулярное использование данной технологии развивает воображение и ассоциативное мышление. Позволяет воспринять более сложные смыслы текста.

Данный алгоритм может быть соотнесен с требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы -  с заданиями ЕГЭ – в той части, которая обращена к интерпретации поэтического текста в контексте русской поэзии в целом.

Таким образом, данная технология может быть отнесена к развивающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет    наиболее эффективные методы и пути анализа, более...

Особенности организации уроков по изучению лирических произведений в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова

По программе А.Г.Кутузова в 5 классе на изучение раздела «Лирика» отводится только 10 часов, и за это ограниченное количество времени необходимо так построить работу над лирическими произведениями, чт...

Изучение лирического произведения в школе

В работе рассматриваются пути анализа лирического произведения; имеется памятка  для учащихся "Как работать над анализом поэтического произведения". Для разных произведений предлагаются различные...

Опорно-зрительные схемы при изучении лирического произведения

С целью развития познавательного интереса и мышления удачно использовать при изучении лирического произведения графический анализ, что позволяет «увидеть» стихотворение, воспринять его не только...

Проект "Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"

Проект"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"...

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...