Романса трепетные звуки
методическая разработка по литературе по теме

Анашкина Зоя Викторовна

литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romansy.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Демидовская СОШ

Литературно-музыкальная композиция

«Романса трепетные звуки»

E:\лермонтов - сетевой проект\12345\lermontov_ris.gif

                                 Учитель русского языка и литературы

        Первой квалификационной категории

                                        Анашкина Зоя Викторовна

Февраль 2014 г.

Литературно-музыкальная композиция на тему: «Романса трепетные звуки»

Цель мероприятия: прививать интерес к музыкальному и литературному творчеству; познакомить учащихся с авторами литературного объединения Мещера, слова которых положены на музыку.

Ведущий 1:

(Слайд №1)

 Сегодня я несколько не боюсь

 С двадцатым веком временно расстаться,

 Позвольте, я в любви вам объяснюсь

 Высоким слогом русского романса.

Ведущий 2:

(Слайд №2) Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.

Ведущий 1:

Не довольно ли нам пререкаться

 Не пора ли предаться любви?

 Чем старинней наивность романса

 Тем живее её соловьи.

 То ль в расцвете судьбы,

 То ль на склоне

 Что я знаю про век и про дни?

 Отвори мне калитку в былое

 И былым моё время продли.   (Б.Ахмадуллина  «Романс о романсе»)

Ведущий 2:

Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.

Ведущий 1:

(Слайд №3) Способность выражать свои чувства с помощью музыки появилась у людей уже в далёкой древности.

На заре человеческой цивилизации в Древнем  Шумере на глиняной табличке была записана любовная песня, которую пропела царю его невеста в день бракосочетания.

Ведущий 2:

 Но родиной романса всё же считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс.

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.

Ведущий 1:

 В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Ведущий 2:

Они уносят дух –властительные звуки!

 В них упоение мучительных страстей,

 В них голос плачущей разлуки,

 В них радость юности моей!

 Взволнованное сердце замирает,

 Но я тоски  не властен утомить:

 Душа, безумная, томиться и желает –

 И петь, и плакать, и любить.

Ведущий 1:

Своим происхождением в России  романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко  передавала внутренние переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.

Ведущий 2:

 Настрой же струны на своей гитаре,

 Настрой же струны на старинный лад,

 В котором всё в цветенье и разгаре.

 «Сияла ночь, луной был полон сад».  

 

Ведущий 1:

Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения  и романса «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер  (Слайд №4)

Ведущий 2:

Двадцать лет назад он увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила трагедию – она была увлечена  князем Вяземским, из-за этого увлечения один из её братьев был убит на дуэли. Не был  и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то,  чтобы стать самими собой в любви, в жизни.

Ведущий 1:

Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)-аудиозапись

Ведущий 2:

На стихи Тютчева создано много красивых, лиричных романсов  (Слайд №5) 

В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией  фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III.    

Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств.

Ведущий 1:

 В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

Ведущий 2:

Звучит романс «Я встретил вас…» (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.) Исполняет Коптева Надежда Максимовна – ветеран труда, которая всегда держит связь со школой.

Ведущий 1:

Существуют две версии появления следующего романса.

 Утро туманное, утро седое,

 Нивы печальные, снегом покрытые,

 Нехотя вспомнишь и время былое,

 Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Ведущий 2:

Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»

 Вторая же -  более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём».

Ведущий 1:

Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.(Слайд №6)

 В исполнении уч-ся 8 класса Дворяшиной Ларисы звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

Ведущий 2:

Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

 Музыку  к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года.

 Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого значения авторству.

Ведущий 1:

Романс Глинки на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" - жемчужина русской музыкальной классики.

Удивительная история создания во многом раскрывает тайну непревзойденного лирического очарования этого произведения. Пушкин посвятил свои строки Анне Петровне Керн - замужней красавице, несчастливой в своем браке.

Ведущий 2:

Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь - Екатерину Ермолаевну. Но будучи женатым человеком, он также не имел возможности соединить свою судьбу со своей возлюбленной. Нежность, печаль, надежда - и все это "вдвойне" омытое гением Пушкина и талантом Глинки.

Плавно, почти невесомо, как пух, летящий с весенних цветов, возникает мелодия, начинающая романс:

Я помню чудное мгновенье:  

 Передо мной явилась ты... (Слайд №7)

  Звучит романс «Я помню чудное мгновение». Сл. А.С. Пушкина, муз. Глинки 

Ведущий 1:

Много стихов А.А.Фета было положено на музыку ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в салонах Москвы и Петербурга.

Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и гармония выводят эти дивные строки.

  Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…» (Слайд №8)

Ведущий 2:

Со второй половины 19 века различие между профессиональным и бытовым романсом превратилась в принципиальное обособление. Развитие классического романса рассматривалось как несомненный художественный прогресс, а развитие бытового романса считалось наивным и пустым занятием. Сочинители бытовых романсов, не имевшие голоса в печати, подвергались уничтожающей критике и играли роль беззащитных мишеней. Даже композиторы, имевшие высшее образование, но писавшие бытовые романсы, подвергались критике. Композиторами считались только те, кто сочинял оперы, симфонии.

Ведущий 1:

Эта ошибка дорого обошлась нашей культуре. Конечно, авторы романсов не всегда владели профессиональной техникой, были шероховатости в самой мелодии, в развитии, в несовместимость вступления и заключения, но нельзя было не замечать их огромный вклад в культуру.

Послушайте бытовой романс "Ночь светла ". Музыка Шишкина, слова Языкова.

 (Слайд №9)

Ведущий 2:

А теперь мы предлагаем вашему вниманию  романс «Что за ночь». Этот романс написан на слова нашего мещёрского поэта Вадима Цокуренко, родившегося в Гусь-Хрустальном. Музыка и вокал Ольги Секерко. (Слайд №10)

Ведущий 1:

Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли  многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить.

Ведущий 2:

И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Ведущий 1: (Слайд №11)

Не забывайте песен старых,

 Они о многом расскажут вам,

 Их пели под гармонь и под гитару,

 И просто так, и просто так.

 Их разнесло по свету ветром,

 Но в наши годы, в наши дни

 Для радости и грусти светлой

 Друзьями к нам придут они.

Ведущий 2:

В исполнении Коптевой Надежды Максимовны звучит «Романс о романсе» из кинофильма «Жестокий романс».

 И в заключении из этого же кинофильма мы предлагаем вам послушать романс «А напоследок я скажу» в исполнении Макаровой Надежды , бывшей ученицы нашей школы, окончившей консерваторию им. Гнесиных, ныне работающей  в Музконцерте г. Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».

Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.2. Образовате...

открытый урок "Романса трепетные звуки"

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской....

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"

Использованна технология критического мышления....