Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Щербакова Наталия Григорьевна

Использованна технология критического мышления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        5 класс

                        По программе «Музыка»Т. И. Науменко, В.В.Алеев.

                        Тема полугодия: « Музыка и литература»

                        Тема урока: « Романса трепетные звуки»

Цель урока:         Создать условия для осознания учащимися жанра романс.

Задачи урока

  • дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
  • развивать вокально-хоровую грамотность.

Тип урока: комбинированный  

Используемые .приемы: «Верные и неверные утверждения», работа в группах ,обсуждение входе дискуссии, предположения, выбор заданий.

  1. Музыкальный материал:  романс М.И. Глинки  «Жаворонок»
  2. Художественный материал: И. Левитан « Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»
  3. И. Грабарь «Февральская лазурь»

Ход урока

Учитель говорит о том, что для того, чтобы понять, о чем будет идти речь на уроке,  нужно разгадать кроссворд .

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин?(Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

3. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

 Ей для музыки нужны

 Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)

6. Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье... (скрипка).

– Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Романс)

–А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять... А разобраться в этом нам поможет небольшая игра...

Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?» Учащимся раздают листы с вопросами, на  которые они могут ответить только опираясь на собственную интуицию и знания. (приложение 1)

Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит ещё раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.

  • РОМАНС… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем уроке  мы познакомимся с историей возникновения романса и становлением этого музыкального жанра в России.
  • Для выполнения следующего задания учитель предлагает обучаюшимся разделиться на 2 группы. Одна работает с учебником, другая с текстом данным учителем.(приложение 2), (приложение3)
  • По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы (группа работающая с учебником фиксирует ответы на схеме) Работа в группах включает в себя поиск ответа, чтение и воспроизведение текста.
  • Романс – это небольшое по размеру камерно-вокальное произведение. Его создает композитор на литературный текст для исполнения голосом в сопровождении фортепиано, гитары, арфы, камерно-инструментального ансамбля. Романс отличается высоким поэтическим стилем, выразительной мелодикой, совершенным слиянием лирического стиха и задушевной мелодии.
    Родиной романса является
    Испания. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».
  • Учитель: Верно, но главное различие в том, что в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Примером отражения поэтических впечатлений могут служить названия романсов. На странице 69 нашего учебника представлены партитуры романсов русских композиторов: «Жаворонок», «То было раннею весной», «Сирень».
  •    
  • Учитель: В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.
  • Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» Приложение 4. Игорь Грабарь «Февральская лазурь») Приложение 5.

И. Левитан «Цветущие яблони»

   
И. Левитан «Весна»
 
И. Грабарь «Февральская лазурь»

  • Ученик: На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.
  • Ученик: Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве
  • В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской и авторский.


 С одним из таких авторов мы познакомимся прямо сейчас . С .великим русским композитором основателем русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой.

Михаил Иванович Глинка выдающийся композитор, который был знаком с великими поэтами того времени Александром Сергеевичем Пушкиным и Василием Андреевичем Жуковским. На их стихи было написано огромное количество романсов, но для романса, с которым мы познакомимся. М.И.Глинка выбрал стихи мало известного поэта Нестора Васильевича Кукольника.

Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург – 8 (20) декабря 1868, Таганрог) – русский писатель первой половины ХIX века.

Итак, мы отправляемся в концертный зал, чтобы услышать великое произведение – романс "Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.

Слушание "Жаворонок”М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Какое настроение передал М. И. Глинка в романсе «Жаворонок»?

(поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 75)

          Перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат- распеться..

Учитель обращает внимание на певческую посадку детей( спина прямая, плечи не поднимаем,  руки свободно лежат на столе или на коленях , ноги стоят на полу).

    Выполняются упражнения:

Пение на одном звуке с закрытым ртом

Пение на одном звуке:        и-э-а-о-у

                                ми-мэ-ма-мо-му.

Упражнение на дикцию:        бра-брэ-бри-бро-бру

                                пра-прэ-при-про-пру.

Пение скороговорок:        «от топота копыт

                                пыль по полю летит

                                пыль по полю летит

                                от топота копыт»

         Разучивая с классом мелодию романса,  учитель предлагает детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи. обращая внимание на движение мелодии, ритм, темп,динамику. Чтобы учащиеся почувствовали единство музыкальной и поэтической речи учитель просит прочитать первые строчки текста.

Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции и кантилене звучания. Обращает внимание на фортепианное сопровождение. В нем есть то, что отсутствует в партии голоса,- звонкие трели жаворонка, парящего над землей.

Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по рядам, индивидуально.

Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит ещё раз ответить на поставленные вопросы, но исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.

        В заключении урока, учитель просит детей выразить своё отношение к жанру Романса, чувства, эмоции, полученные знания, в синквейне.

Предварительно учитель напоминает, как правильно выполнить это задание.

  1. IV. Домашнее задание по выбору.

1. Самостоятельно или взять в помощники учебник по литературе…и выполнить следующее задание: «Записать стихотворение, которое бы ты выбрал для своего романса, если бы был композитором».

2. Сделать иллюстрацию к романсу М. И. Глинки « Жаворонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....