Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
методическая разработка по музыке по теме

Медведева Лилия Валентиновна

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.

Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx45.15 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            В Аттестационную комиссию министерства образования

                                 

                                  Нижегородской области.  

                  Аттестационная работа.

       Методическая  разработка раздела

       «День, полный событий»

       Образовательной программы «Музыка».

                                              Выполнила: учитель музыки

                                                   первой категории

                                                   МБОУ СОШ №13

                                                   Медведева Лилия Валентиновна.

                           2014 год  г.Саров.

                           

     Оглавление:

1. Введение

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи раздела «День, полный событий» 2 класса.

4. Психолого - педагогическое оъяснение специфики    

    восприятия и  освоения учебного материала учащимися

    в соответствии с возрастными особенностями.

5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

    «День, полный событий» 2класса.

6. Обоснование используемых в образовательном процессе

    по разделу программы образовалельных  технологий,                

    методов, форм организации деятельности учащихся.

7. Система деятельности и знаний.

8. Поурочное планирование по разделу.

9. Разработка урока.

10. Список литературы.

  1. Введение.

              Раздел «День, полный событий» очень актуален для детей младшего школьного возраста. Он рассказывает о мире ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И. Чайковского и  С.С. Прокофьева. Достаточно полно отражает содержание двух детских альбомов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Используется приём торжества и контраста, проводятся аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр – «Детский альбом» П.Чайковского и «Детская музыка» С. Прокофьева. Так похоже и в месте с тем по – разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребёнка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем.  

       Выразительные  возможности музыкальных инструментов

таких как фортепиано, рояль, клавесин. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке.  Разнообразие вокального репертуара от колыбельной  песни до пласовых. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Всё это увлекает второклассников в волшебный мир музыкального искусства.

       Красочный учебник помогает ученикам  увидеть музыку в различных иллюстрациях художников. Выполняя творческие задания в рабочих тетрадях  ученики учатся думать, сравнивать, анализировать, изучать нотную грамоту.

               Раздел «День, полный событий» формирует эмоционально – нравственное воспитание, основы музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки.

Формирует художественный вкус, эстетику, формы общения с музыкой.

Воспитывает  любовь к прекрасному.

Приобретается опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания, умения, навыки.

Этот интересный раздел  позволяет овладеть различными видами

музыкально-творческой деятельности, что в дальнейшем станет фундаментом для более сложной творческой деятельности. Это обеспечит

введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи

музыки и жизни.

  1. Пояснительная записка.

            Рабочая программа по музыке для 2 класса основана на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству. Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1 – 4 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.

            Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа.

            Данная рабочая программа обеспечена учебно – методическим комплексом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1 -4 классов образовательных учреждений; учебник «Музыка» 2 класс   ( Москва, Просвещение, 2012г.), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка» 1 4 классы:  (Москва, Просвещение, 2013г.).

            Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

            Задачи уроков музыки во 2 классе:

-   развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке

    различных направлений:  фольклору, музыке религиозной традиции,

    классической и современной музыке;

-   понимание учащимися содержания простейших  ( песня, танец,

    марш)  и более сложных жанров ( опера, балет, симфония) в опоре

    на её интонационно – образный смысл;

-  накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искус-

   ства  и музыкальном языке;  первоначальных представлений об инто-

   национной природе музыки, приёмах её развития и формах  ( на

   основе повтора, контраста, вариативности);

-  совершенствование умений и навыков хорового пения (выразитьль-

   ность  звучания, кантилена, унисон, расширение объёма дыхания,

   дикция, артикуляция, пение а capella, пение хором, в ансамбле и др.);

-  расширение умений и навыков пластического интонирования музыки

   и её исполнения с помощью музыкально – ритмических движений,

   а также элементарного  музицирования на детских инструментах;  

-  активное включение в процесс музицирования творческих  импро –

   визаций  ( речевых, вокальных, ритмических, инструментальных,

   пластических, художественных);

-  накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о му-

   зыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

    Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод создания «композиций»
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста;
  • Метод концентричности организации музыкального материала.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты

           усиливаются детьми  в процессе разнообразных видов музыкальной

           деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении,

           пластическом интонировании и музыкально – ритмических движениях,

           инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (рече-

           вых вокальных, художественных), «разыгрывания» и драматизации

           произведений программного характера, выполнения творческих

           заданий в тетради.

                  В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут

          использоваться музыкальные викторины на определение жанров

          песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на опре-

          деление эмоционального содержания; тестирование, устный опрос.

  1. Цели и задачи раздела «День, полный событий»

-  Раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целеноправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Задачи.

Обучающая, познавательная. Обучить понятиям – песенность, танцевальность, маршевость. Уметь характеризовать их выразительные возможности. Привлечь внимание учащихся к стелевым особенностям музыкальной речи И.И.Чайковского и С.С. Прокофьева.

Обучить знанию понятий – Форте, пиано, фортепиано, мелодия, аккомпанемент, регистр, темп, ритм, динамика, фраза. Познакомить с разнообразием танцевальных жанров и отличительными чертами маршевой музыки, отличительными чертами колыбельной песни.

Развивающая. Развивать  интеллект, музыкальный слух, чувство ритма,

музыкальную память и восприимчивость, эмоциональный отклик, творческое воображение, речь, вокально – хоровые навыки.

Воспитательная. Воспитывать художественный вкус, интерес к музыке разных жанров и стилей, личностные качества, культуру слушания  и исполнения музыки.

  1. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Второклассники уже вполне самостоятельные школьники. Привыкли к школьному режиму, правилам поведения в школе  и осознают свою ученическую деятельность в школьной жизни. Проявляется разнообразие интересов и индивидуальность школьника.  Ярко выражен познавательный интерес к окружающему миру. Ребята этого возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, созерцательной наблюдательностью. Легко увлекаются, восторгаются тем что нравится. Особенно предпочитают игровые виды деятельности на уроке. Охотно играют на шумовых и ударных музыкальных инструментах. Подвижны, эмоционально откликаются на различные виды деятельности на уроке музыки.

Очень развита наглядно- образная память. Мышление тоже наглядно-образное, направленное на восприятие и представление. У второклассников постепенно начинают формироваться музыкальные навыки, понятия как о музыкальной грамоте, так и в вокально – хоровые. Формируется интерес  к предмету – музыка.

Аналитико – синтетическая деятельность находится в основном на стадии наглядно – действенного анализа. Начинают формироваться эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понятия и сопереживания чувствам других людей.

Приобретают  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных композиторов, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

Ребята  размышляют о музыке с личностной оценкой её содержания.

Умеют осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.  Предпочтительна  вокально – хоровая деятельность.

Тема: «День, полный событий», очень близка и понятна второклассникам т. к. это то что окружает и их жизнь, и интересы. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес, интересна, доступна, понятна и нравится ребятам второго класса.

Материал усваевается легко без принуждения. Ученики 2 класса уже самостоятельно предпологают цели урока, делают итог урока, что нового узнали, с чем познакомились, что понравилось. Радуются  полученному результату.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

После изучения раздела программы «День, полный событий».

Второклассники должны:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жанровую основу музыкальных произведений.

Воплощать  эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности: пение, игра на детских простейших музыкальных инструментах ( бубны, ложки, трещётки, барабан, металлафон ), импровизация соло, в ансамбле, хоре. Ритмические импровизации. Импровизация танцев, движения под музыку.

Соотносить  графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Знать ноты.

Анализировать  выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать  основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять  в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради: рисовать, передавать  в движении содержание музыкального произведения.

Различать  особенности построения музыки: одночастная, двухчастная, трёхчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Различать музыкальные инструменты по их тембровому звучанию, такие как клавесин, орган, фортепиано.

Инсценировать  песни и пьесы программного характера и исполнять их на уроках и на школьных праздниках.

Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации.

Значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист, клавесин, орган, песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр. Уметь характеризовать их выразительные возможности. Знать

Разнообразные танцевальные жанры ( народный и классический бальный танец, современный эстрадный). Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь определять на слух маршевую музыку. Выделять среди произведений пьесы маршевого характера. Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фамилию, имя и отчество композиторов: П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев.

Знать понятия: темп, динамика, фраза. Отличительные черты колыбельной песни.

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Современный урок музыки – это урок созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

В числе приоритетных средств реализации содержания к разделу программы «День, полный событий», я признаю такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в  процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, что способствует пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

В образовательные технологии входят программа по музыке ФГОС,

УМК, в который входит учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия с нотным материалом, фонохрестоматия музыкального материала, методика работы с учебниками, методические пособия (рекомендации

к проведению уроков музыки).  Также  я использую на уроках книги о музыке и музыкантах. Научно-популярную литературу по искусству.

Справочные пособия, энциклопедии. В виде наглядных пособий – таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности, музыкальные жанры. Плакаты с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, исполнителей.  Использую дидактический раздаточный материал.

Аудиозаписи, видеофильмы, посвящённые творчеству композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. Видеофильмы с записью выступлений выдающихся исполнителей.

Традиционные методы.

  • Метод эмоциональной драматургии (по Д.Б.Кабалевскому)
  • Импрессивный
  • Экспрессивный (исполнительство)
  • Репродуктивный (воспроизведение)
  • Эмоционального воздействия и моделирования
  • Наблюдения и обобщения
  • Художественного познания
  • «Забегания вперёд и возвращение к пройденному»
  • Сравнительный.
  • Музыкальных композиций.

Инновационные методы.

  • Проблемно – поисковый
  • Пластического интонирования
  • Метод «синквейн»
  • Игровой метод
  • Метод импровизации
  • Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

  1.  Система деятельности  и знаний.

   Система деятельности включает:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные  операции (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение). Причинно – следственные связи.

Наблюдение, накопление музыкального багажа, приобретение навыков, интуиции, чувственное познание.

2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек – природа –музыка-общество». Виды вопросов и ответы на них. Решение проблемных ситуаций. Способы поиска новых решений проблем.

Конструирование и моделирование.

3. Обучающая деятельность. Методы учения: организация учебного места и учебного процесса, способы поиска информации, работа с литературой, исполнительство, навыки общения ( диалог, монолог,

дискуссия,  способы слушать, слышать, задавать вопросы);  методы взаимообучения  (организация работы в группе, индивидуально, взаимооценка и др.)

4. Самоорганизующая  деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Основные виды деятельности на уроке музыки: пение, слушание музыки, обсуждение музыки, выводы, итоги. Сопутствующие виды: пение по нотам – сольфеджио, сочинение музыки на стихи, показ ритма с помощью шумовых инструментов. Самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция. Осознание своего продвижения («спел сам», «узнал музыкальное произведение», «сам вспомнил», «сам правильно ответил на вопрос», «помог товарищу», «принёс пользу».

Характеристика деятельности учащихся – распознавать, выявлять,

определять, воплощать, соотносить, анализировать, помнить, применять, принимать, передавать, узнавать, выполнять, исполнять, различать, инсценировать, импровизровать.

После изучения раздела программы «День, полный событий» у учащихся формируется музыкально – слуховой запас:

- «Детская музыка» С.С. Прокофьева. Утро. Вечер. Прогулка. Вальс.

Тарантелла. Вальс. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами.

Сказочка.

- «Детский альбом» П.И.Чайковского. Камаринская. Вальс. Полька.

Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы. Нянина сказка.

Баба Яга. Мама.

- Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского .

- «Начинаем перепляс» муз. С. Соснина, сл. П. Синявского.

-«Вечерняя песня» муз. А. Тома сл. К. Ушинского.

-«Песня-спор» муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового.

-«Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.

-«Сонная песенка» муз. Р. Паулс, сл И. Ласмакиса.

У учащихся формируются новые знания, музыкальный багаж, музыкальные термины.

Формируются представления о роли музыке в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии.

Формируется общее представление о музыкальной картине мира.

Формируются основы музыкальной культуры.

Формируется устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности.

Учащиеся приобретают умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Эмоционально и осознанно понимать содержание музыки, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Соотносят выразительные и изобразительные интонации, узнают характерные черты музыкальной речи композиторов П.И.Чайковского и С.С. Прокофьева.

Воплощают особенности музыки в исполнительской деятельности.

Исполняют музыкальные произведения разных форм и жанров (поют, танцуют, маршируют, музыкально – пластические движения,

игра на простейших музыкальных инструментах, импровизация).

Исполняют песни – соло, в ансамбле, хором, ролевое пение.

Применяют знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

  1. Поурочное планирование по разделу «День, полный событий».

 №

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования у уровню

подготовки обучающихся

Виды деятельности

и контроля

1

2

3

4

5

6

Мир ребёнка в музыкальных образах. Музыкальные инструменты – фортепиано.

Природа и музыка.

Танцы, танцы,

танцы…

Эти разные марши.

«Расскажи сказку»

Колыбельные.

Мама.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Расширение

и углубле –

ние знаний.

Расширение

и углубле –

ние знаний.

Закрепление

знаний.

Выработка

умений и навыков.

Расширение,

углубление,

закрепление

знаний.

«Детский альбом» П.И.Чайковского

и «Детская музыка» С.С. Прокофьева.

 Фортепиано, его история и устройство.

«Вечерняя песня» муз.

А.Тома, сл. К. Ушинского.

Картины природы  зву-

ками фортепиано. Утро

Вечер С.Прокофьева. Прогулка М. Мусорг –

 икого и С. Прокофьева

«Вечерняя песня» муз.

А. Тома.

Танцы из «Детского

альбома» П.И. Чай –

ковского и «Детской музыки» С.С. Прокофь-

ева. Пластика движений. «Начинаем перепляс» муз. С. Соснина. Ритмы танца. Импровизация танцев.

Марши из «Детского

альбома» П. Чайков –

ского  и «Детской музыки» С. Прокофь –

ева. «Начинаем пере-

пляс» муз. С. Соснина.

«Песня-спор» Г. Гладко

ва. «Сказочка» С. Про-

кофьева . «Нянина

сказка» и «Баба Яга» .П.И.Чайковского.

«Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. «Вечерняя песня» муз. А. Тома,

сл. К. Ушинского.

«Мама». Из «Детского

альбома» П.И.Чайковского.

Знать понятия: музы-

кальный альбом, му-

зыкальный язык, интонации. Уметь называть фамилии композиторов: П.И.

Чайковский, С.С. Про

кофьев. Значение

слов: форте, пиано,

фортепиано, рояль, пианино, пианист.

Знать понятия: регистр, мелодия,

песенность, танце –

вальность,

маршевость.

Знать жанры танцев – вальс, полька, камаринская, таран-

тела. Народный и классический бальный,  современный эстрадный.

Знать отличительные черты  маршевой музыки. Интонация шага. Ритм марша.

Уметь определять на слух маршевую музыку.

Знать понятия :

мелодия, аккомпане-

мент, вступление.

Знать понятия: колыбельная, темп,

интонация колыбельной, фраза,

динамика, выразительность.

Отличительные черты колыбельной песни.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

музыки. Хоровое пение. Опрос.

Слушание музыки.

Интонационно –

образный анализ.

Хоровое пение. Опрос.

Слушание музыки.

Музыкально – ритмические дви –

жения. Хоровое пение. Игра. Опрос.

Слушание музыки.

Интонационно образный анализ.

Ритмические движения. Хоровое пение. Опрос.

Слушание музыки.

Интонационно – образный анализ.

Хоровое пение.

Слушание музыки.

Интонационно –

образный анализ,

пластическое интонирование.

Выразительное исполнение колыбельных песен.

Психолого – педагогическая характеристика 2в класса школы № 13.

В классе 25 человек.  10 мальчиков и 15 девочек.

Класс доброжелательный, энергичный, целеустремлённый, сплоченный, любят музыку и очень любят петь. Им нравятся музыкальные игры и ритмические движения. Дети рботоспособные не устают от быстрого темпа урока и разнообразных видов деятельности.  Они любознательные, серьёзные, старательные. Диапазон голоса в основном от одной октавы до полторы. У большинства  учащихся сформировано змоционально – положительное отношение к учёбе.

Класс делится на три группы.

Высокий уровень обучаемости имеют 10 детей. Это Агафонова Арина, Алейников Никита, Архипкина Юлия, Бабанов Максим, Еричева Карина, Жуненко Надежда, Поляков Тимофей, Трусова Анастасия, Терентьев Никита, Шитова Ксения.

       У этих учащихся хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно – логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) привышают возрастные нормы.  Они быстро включаются в учебный процесс и способны полностью усваивать учебный материал. Эти дети эмоционально устойчивы, у них развита наглядно – образная, зрительная, словесно – логическая, слуховая память. Мотивами для учения, учащиеся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости занятий.

Средний уровень обучаемости имеют 12 детей.  Это Аринкина Дарья, Бычков Илья,  Дмитриева Анастасия, Завьялов Сергей, Занин Матвей, Климов Иван, Маркина Виталина, Масеева Алина,  Мизгирёва Анастасия, Росчихмаров Илья,  Тюренкова Олеся,  Червякова Владислава.

       У этих учащихся средний уровень произвольного внимания и уровень работоспособности в пределах возрастной нормы. У них больше развито наглядно – образное мышление. Преобладает зрительная память. Учебный материал запоминают постепенно, но удерживают его в памяти. Учащиеся с трудом устанавливают причинно – следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщают. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Низкий уровень обучаемости имеют 3 детей. Это Изместьев Сергей,( но у него есть музыкальный слух), Садкова Алёна,  Липшева Юлия.

        У этих учащихся снижен объём памяти, внимание крайне неустойчивое, кратковременное, быстрая утомляемость, снижена работоспособность. Низкий уровень самостоятельности. Изместьев Сергей психически не устойчив. Садкова и Липшева очень спокойны без эмоций. На уроке эти учащиеся не активны. У них слабо развиты все виды памяти. Они с трудом усваивают не весь материал. Медленно запоминают и быстро забывают.

Молчеливы. Слабо развита речь, не могут выразить свои мысли. Им нужна всяческая поддержка и внимание учителя на уроке.

Высокий уровень музыкальных способностей имеют: Алейников  Никита, Архипкина Юлия,  Жуненко Надежда, Поляков Тимофей, Климов Иван, Масеева Алина, Изместьев Сергей, Терентьев Никита, Трусова Анастасия, Тюренкова  Олеся.

Они обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, чёткая дикция , слуховое представление правильного звука их диапазон голоса составляет от 1,5 до 1,6 октавы. Эти учащиеся владеют навыкамив использования средств музыкальной выразительности. У них развито чувство ансамбевого исполнения, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень музыкальных способностей имеют: Аринкина Дарья, Бабанов Максим, Бычков Илья, Еричева Карина, Завьялов Сергей, Занин Матвей, Мизгерёва Анастасия, Росчихмаров Илья, Шитова Ксения, Агафонова Арина.

Они не всегда способны чисто интонировать. Чувство ритма у этих ребят есть.

Диапазон голоса в основном от одной октавы до 1,5 октавы. Эмоционально отзывчивы, старательны.

Низкий уровень музыкальных способностей имеют: Дмитриева Анастасия,

Маркина Виталина, Садкова Алёна, Червякова Владислава, Липшева Юлия.

У этих учащихся нет интонационной чистоты в исполнении песен. Отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности.

Они испытывают трудности в воспроизведении ритмического рисунка. У них нарушено координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон голоса определить невозможно. Эти учащиеся не обладают чувством ансамблевого исполнения. Звукоизвлечение у них форсированное. Но несмотря ни на что петь им нравится и в процессе занятий их музыкальные способности постепенно разовьются.

  1. Разработка урока.

Тема урока: «Танцы, танцы, танцы…»

Эпиграф: «Мы танцуем и поём, очень весело живём!»

2в класс, школа № 13, дата проведения  15 октября 2013г.

Тип урока: расширение и углубление знаний с элементами интегрирования.

Цели урока: расширить представление о танцах – вальс, полька, камаринская, тарантелла, разучить песню «Начинаем перепляс» муз. С. Соснина, сл. П. Синявского.

Задачи.

Воспитательная. Воспитать интерес к жанрам танца. Эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Развивающая. Творческие способности, интеллект, музыкальный слух, чувство ритма, умение слушать анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, исполнительские навыки.

Обучающая. Научить понимать и выявлять особенности данных танцев.

Узнать сведения о танцах, какой стране принадлежат. Выполнять ритмические  движения под танцевальную музыку.

Необходимое оборудование.

Наглядные пособия: портреты композиторов – П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, нотный плакат.

Техническое оснощение: фортепиано, кассетный магнитафон «Витек», проигрыватель дисков, шумовые музыкальные инструменты – бубны, ложки, ноутбук, экран , мультимедийный проектор для показа презентации.

У учащихся имеются учебники и личные рабочие тетради.

Место урока: расширение и углубление знаний является 3 в разделе «День, полный событий»

Музыкальные произведения: камаринская, вальс, полька из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Вальс, тарантелла из «Детской музыки» С.С. Прокофьева. Итальянская полька С.В. Рахманинова. «Потанцуй со мной дружок» (немецкая народная песня) обработка В. Фёдорова, русский текит

Р. Дольниковой.  «Начинаем перепляс» муз. С.Сосниной, сл. П. Синявского.

Музыкальная игра «Импровизируй танец».

Методы. Проблемно – поисковый, импрессивный, экспрессивный, репродуктивный, метод эмоционального воздействия, метод наблюдения, художественного познания музыки, эмоционального моделирования.

Виды деятельности на уроке.  Музыкально – теоретическая, исполнительская,  слушание музыки, обсуждение прослушанного, сравнительная деятельность, игровая, танцевальная, ритмотерапия.

 

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Знают простейшие музыкальные жанры – песня, танец и марш и их характерные особенности .Знакомы с жанрами опера и балет. Для них уже знакомы такие танцы как хоровод, плясовая, сертаки, полька, вальс. Знают такие средства выразительности как темп, динамика, ритм, тембр,  лад, регистр. Имеют представления о народной и композиторской музыке. Знают народные музыкальные инструменты. Инструменты симфонического оркестра – скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, труба, ударные.

Начинают анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Есть навыки игры на шумовых инструментах – ложках, бубнах. Отличают народную музыку от композиторской. Имеют представление о своеобразии оркестрового звучания, видах оркестра, составе исполнителей – солист, дует, ансамбль, хор. Исполняют песни программного содержания. Выполняют простейшие танцевальные движения. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. В основном уже знают ноты. Поём по нотам музыкальные промеры в учебнике и творческой тетради. Воспитала культуру слушания музыки. Поют соло, хором, песни – диалоги по группам, песни с движением.

Играют в музыкальные игры.

   

Таблица урока отдельно.

 

  1.  Список литературы.

Рабочие программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Москва

«Просвещение» 2013г.

Методика работы с учебниками «Музыка» 1 -4 классы «Просвещение»

2011г.

Современный урок музыки Т.А. Затямина Москва. Издательство «Глобус» 2010г.

Музыкальный словарь в рассказах Л. Михеева Москва. «Русский композитор» 2010г.

Музыкальный энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1991г.

Вопросы вокальной педагогики.  Л.Б. Дмитриева Москва. Издательство «Музыка» 2010г.

Поурочные разработки по музыке 2 класс. М.А. Давыдова. Москва.

Издательство «Вако» 2011г.

Возрастная и педагогическая психология А.В. Петровский. Москва.

«Просвещение» 1973г.

Интернет ресурсы.

www. n-ph.ru,    www. classicalmusiclinks. ru

www. Classic-music.ru

balletmusic.narod.ru

       

 



Предварительный просмотр:

Этапы урока, время

        Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организация урока:

музыкальное при –

ветствие, доброже –

лательные напутствующие

слова учителя. 3мин.

Подготовка к актив –

ному и сознатель –

ному усвоению но –

вого материала.

3минуты.

Знакомство с новой

темой. 15 мин.

Физкультминутка.  

2 минуты.

Углубление в тему урока и распевание.

2мин.

Исполнение и разучивание песни.

13 мин.

Исполнение песни.

Заключительный этап урока.

Игра. 6 мин.

Итог урока. 1минута.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок не совсем

обычный. В классе гости. Но я уверена что вы будете умниками и умницами. Желаю удачи.

Звучит музыка с прошлого урока «Прогулка»

М.П. Мусоргского.

Предлагаю совершить прогулку в мир танцев.

-Скажите где люди танцуют?

Дополняю. В хореографических кружках, на концертах, спортивных соревнованиях

-А когда они танцуют?

-А какие танцы вы уже знаете?

У каждого народа есть свои танцы. У русского – хоровод, трепак, камаринская, плясовая, кадриль, казачок. В Украине – го –

пак. В Молдавии – хора и сырба. На Кавказе-

лезгинка. В Норвегии – халлинг, гангар. Во

Франции – куранта, фарандола. В Польше –

полонез, мазурка, краковяк. В Испании – ха-

баннера, хота, болеро. А так как мы люди русские начнём с камаринской. Камаринская - старинный народный танец, появился более 500 лет тому назад. Сейчас мы послушаем «Камаринскую» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, а вы попробуйте выявить особенности танца, какие у него средства муз. выразительности.  Как его танцуют? Слайд № 4

Следующий танец вальс. Предлагаю открыть рабочую тетрадь стр. 14.

В начале 19 века в странах Австрии, Германии, Чехи, крестьяне весело кружились

Парами на праздничных вечеринках. Происхождение танца немецкое walzen –

прокатывать, кружить. Постепенно из народного танца вальс превратился в бальный и его стали с удовольствием танцевать в разных странах мира. Вальсы писали И.Штраус, Ф.Шуберт, Ян Сибелиус, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, М.И.Глинка.

Мы послушаем вальс из «Детского альбома» П.Чайковского и вальс из «Детской музыки»

С.Прокофьева. Попробуйте выявить особенности вальса, а в рабочей тетради предположить где нотная запись вальса П.Чайковского, а где С.Прокофьева.

Слайд №2

Следующий танец – полька. Родина польки

Чехия. По чешски полька – половинка т.к. танцевал польку маленькими шажками. А как её танцевали и о особенностях танца вы расскажите мне после слушания. Слайд №3

-А бывают быстрые польки?

Предлагаю станцевать польку подскоками на месте. Учитель играет на фп.,  «Итальянскую польку» С.В. Рахманинова

- Какой танец у нас остался?

Тарантелла появилась на Юге Италии в г. Та –

ранто, затем в Сицилии, Неаполе. А чем своеобразен этот танец и о его особенностях вы мне расскажите после слушания «Таран -

теллы» из «Детской музыки» из «Детской музыки»С.Прокофьева . Слайд №6

- Какой танец вам понравился больше?

- Почему?

Так с какими танцами мы познакомились и

каким странам они принадлежат? Прокручиваю всю презентацию.

Устали? Предлагаю исполнить физкультминутку «Потанцуй со мной дружок».

-А можно с помощью нотной записи определить где песня, а где танец? Учитель обращается к нотному плакату, который прикреплён к классной доске.

- С помощью чего вы определили?

Танцевальная будет сегодня и песня, которую мы сегодня разучим. Называется она «Начинаем перепляс» муз. С.Соснина, сл. П. Синявского. Исполняю песню.

Разучиваю песню по фразам с ритмическими хлопками в ладоши в конце фраз.

Раздаю шумовые инструменты, меняем хлопки в игру на ложках, бубнах.

Хвалю детей за хорошее исполнение и в награду за плодотворную работу предлагаю поиграть в знакомую игру – «Импровизируй

танец». Напоминаю что импровизация это сочинение во время исполнения. А сочинять мы будем движения танца. Напоминаю правила игры.

Играю спокойную мелодию во время которой дети передают по рядам игрушку –

резинового попугая. Когда мелодия прекра –

щается , то ученик на котором она закончилась, выходит к доске. Играю один из трёх танцев – «Танец маленьких утят», «Полька», русский народный песня – танец

«Из под дуба, из под вяза». Ученик должен узнать танец и станцевать его выйдя к доске.

-Так что же такое танец?

- Что нового узнали? Какую песню разучили?

Хвалю за работу на уроке и говорю детям оценки за урок.

 

Здравствуйте учитель.

Узнают, называют произведе –

ие, рассказывают где прогули –

вался М. Мусоргский.

Открывают учебники на стр 24 -25, сами называют тему урока

 и предполагают цель урока.

-На праздниках, в детском саду, школе, в кино.

- Когда им весело.

- Хоровод, плясавая, сертаки –

греческий народный танец,

полька, вальс.

Слушают.

Быстрый темп.  Весёлый характер, высокий и средний регистр. С помощью учителя выявляют бегущий, острый, чёткий ритм, размер две четверти. Танцуют в народном стиле, делают присядку, подскоки, кружатся, не держатся за руки.

Рассматривают танцующие пары.

Слушают.

Темп умеренный, ритм плавный, характер радостный, мелодичный, середина взволнованная, потом повторяется начало. С помощью учителя выявляют 3-

х частную форму, размер три четверти. Вальс Прокофьева более отрывистый, мел сразу идёт вверх, находят в тетради нотные записи двух вальсов.

Слушают.

Весёлая, острый ритм, регистр высокий и низкий, темп умеренный. Танцуют в парах подскоками, весело бегут по кругу.С помощью учителя выявляют размер две четверти.

- Да!

Встают и весело подскоками танцуют на своих местах.

Смотрят в учебник и отвечают-

тарантелла.

Слушают.

Танец весёлый, бурный темп быстрый, стремительный, ритм острый, чёткий, повторяется мелодия несколько раз.

- Тарантелла.

- Самый быстрый и весёлый!

Камаринская - русская, вальс –

немецкий, полька – чешская,

тарантелла – итальянская

Поют и танцуют вместе с учителем песню – танец.

-Да.

Дети поют сольфеджио двух нотных примеров. Определяют где песня, а где танец.

- С помощью характера. Первый нотный пример песенный, а второй танцевальный.

Слушают.

Рассказывают о особенностях этой песни.

Поют.

Исполняют с шумовыми инструментами. Встают на итоговое исполнение.

Слушают.

Играют в игру.

«Танец утят» танцуют с движениями руками, приседание и хлопки. «Полька» -  подскоки на месте.

«Из под дуба, из под вяза» -

Руки на пояс, пятка носок топ, топ, топ. Добавляют свои движения. У каждого получается по своему, интересно смотреть друг на друга. Некоторым у кого хорошо получается хлопают в ладоши.

Это музыка под которую двигаются и танцуют!

Узнали про танцы – камаринская, вальс, полька,

тарантелла . Разучили песню

«Начинаем перепляс». Играли в интересную игру.

 

Создание

доброжелательной атмосферы.

Проверка памяти,

Актуализация опорных знаний.

Создание проблемной ситуации.

Знакомство с танцами.

Активизация, поисковая ситуация. Умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки.

Создание поисковой ситуации.

Умение анализировать, сравнивать.

Умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе воспри –

ятия музыки.

Снятие напряжения.

Умение пользоваться ключевыми знаниями.

Высказывание собственного мнения.

Рефлексия.

Ритмотерапия.

Показывают знание нотной грамоты.

Показ вокально –

хоровой работы.

Навыки игры на

шумовых инструментах.

Ритмотерапия.

Ритмическое творчество детей.

Эмоциональный отклик. Обобщение.

Вывод.

Поощрение.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки по теме "Хороводные песни и танцы на Руси"

Презентация  раскрывает  развитие музыки в хороводных песнях и танцах...

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Урок музыки для 2 класса "Танцы, танцы, танцы..."

Урок по программе "Искусство. Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для 2-го класса из раздела "День, полный событий" (урок №6)....

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс

-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....