урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
план-конспект урока по музыке на тему

Левицкая Татьяна Валентиновна

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произведений зазвучало в музыке. Огромную роль в создании оперы приобретают  театральное действие и декоративное оформление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_znachitelnyy_zhanr_fokalnoy_muzyki.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки 5 класс Т.И. Науменко, В.В.Алеев

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Цели урока:

Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия   интонаций, музыкальных тем.

Ход урока:

Сообщение темы урока:

Слайд 1  иллюстрацию к какому произведению мы с вами видим на слайде? К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 3 человека, которые будут изображать дуб, кота, цепь. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы?  Тогда начинаем.

У лукоморья дуб зелёный;

        Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

        Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

        Налево сказку говорит.

- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?

Дети отвечают: легче.

- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?

- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.

Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?

Дети отвечают: театр, литература, музыка.

(на доску вешаются таблички: театр, литература, музыка)

- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа.  Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.

Слайд 2    Тема нашего урока  «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.

Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.

Слайд 3  Опера - сплав искусств.

И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера.

Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие.

Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев. Занавесы, костюмы, декорации - каждый элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы.

Давайте дадим определение оперы. ( сначала дети дают свое определение) Слайд 4

Слайд 5. Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет. Давайте послушаем вступление к опере.

слушание

Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция интонационности и ритмики былинного характера. Однако великий музыкант решает иначе: с первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

Слайд 6  Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент).

- Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

В музыке увертюры слышны интонации, предвосхищающие многие сюжетные эпизоды оперы: в первоначальном мотиве фанфар угадываются звуки будущей победы Руслана - затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровом апофеозе «Слава великим богам!», однако в последующих темах содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой.

Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере.

Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общей сюжетной канвой. В остальном же - это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся именно благодаря музыкальному гению и мастерству своего создателя.

слайд 7  Большинство опер начинается с вступления - увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.

Слайд 8 Опера  обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка». Но обычно либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе, например. Поэтому из романа чаще всего выбирается какая-то одна сюжетная линия. Это сильно изменяет литературный первоисточник, но ведь либретто – это самостоятельное произведение.

Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль.

История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве: «Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова

 История оперы

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. Какие это термины?  Об опере мы продолжим разговор на следующем уроке.

Заполнение листов самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Фуга - высшая форма полифонии"

Урок знакомит учащихся с вышей формой полифонии - фугой, с творчеством И.С. Баха и художественными полотнами М. Чюрлёниса. Способствует развитию фантазии и воображения, чувства прекрасного....

Презентация к уроку "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

«Самый значительный жанр вокальной музыки»

ЦЕЛЬ УРОКА:Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки -    опере как синтетическому виду искусства.Находить ассоциативные связи между художест...

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки.

Научиться понимать специфику жанра оперы. Помочь осознать взаимосвязь различных видов искусств в данном жанре на примере произведения М.Глинки - оперы "Руслан и Людмила"...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Жанры вокальной музыки

Презентация к занятию...

Жанры вокальной музыки

Презентация к викторине...