Урок в 6 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Фуга - высшая форма полифонии"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с вышей формой полифонии - фугой, с творчеством И.С. Баха и художественными полотнами М. Чюрлёниса. Способствует развитию фантазии и воображения, чувства прекрасного.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс. Музыка.
Тема урока: «Философия фуги»
Цель урока:
-учебная: познакомить учащихся с высшей формой полифонической музыки – фугой; с творчеством и жизнью великого немецкого композитора И.С. Баха, его непревзойдёнными музыкальными шедеврами; закрепить понятия полифония;
-развивающая: способствовать развитию фантазии и творчества учащихся на уроке, чувства прекрасного;
-воспитывающая: воспитание духовности на лучших музыкальных произведениях великого Баха.
«Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить… с любовью в сердцах,
со страхом и верою, так это именно – творения великого Баха»
/А.Н.Серов/
Ход урока
Организационный момент урока.
Приветствие учащихся, пожелание творческого, познавательного урока. Настрой на положительные эмоции на занятии музыки. Проверка готовности учащихся на урок: нотные тетради, дневники творческих размышлений, учебники, папки в помощь учащимся и т. д.
Повторение пройденного материала.
Провести в виде устного беглого опроса по предыдущей теме урока «Полифония»
- Какая одна из самых ранних форм музыки относится к 12 веку? (Полифония)
- Что означает это слово в переводе с греческого языка? («Поли»-много, «Фоно»-звук. Многозвучие).
- Может ли полифония существовать в вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной музыке. (Да).
- Сколько столетий длилось господство полифонии в музыке? (5).
- Какие композиторы писали полифоническую музык?. (Бах, Моцарт, Бетховен, Верди, Брамс).
- А кто из данных композиторов написал не превосходящее и до нынешних времён количество музыкальных произведений в форме полифонии. (И.С.Бах).
- Полотна, какого художника эпохи Возрождения созвучны произведениям в форме полифонии? (Рафаэля Санти).
- Какие картины Рафаэля Санти, вы знаете? («Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»)
- А не скажете, в каком музее хранится картина «Мадонна Конестабиле»? (В Эрмитаже).
- А работы, какого русского иконописца созвучны форме полифонии? (Андрея Рублёва)
- А какую его знаменитую икону, вы можете назвать? («Троица»)
- Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка? (В соборах и храмах)
- Какой инструмент сопровождал песнопение в католических храмах?(Орган)
- Как воздействовала полифоническая музыка на душу человека? (Она возвышала его, делала чище, благородне, духовнее).
- Какие законы отличают полифоническую музыку? (в ней присутствует несколько голосов, каждый, из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию).
- В каком простейшем полифоническом жанре проявляет себя равноправие голосов? (В каноне).
Канон-это простейший полифонический жанр.
- Какой канон В.А. Моцарта мы с вами разучивали на предыдущем уроке? («Да будет миро»).
Давайте его пропоём: дона нобис, нобис пакем.
- Как называется приём повторения в музыке канона? (Имитация)
- Вы говорили, что наибольшее количество произведений в полифоническом складе написал немецкий композитор И.С. Бах? А какие произведения этого выдающегося композитора вы знаете? ( «Прелюдия «Я взываю к Тебе, господи»).
Введение в тему урока.
Мы сегодня будем говорить о высшей форме полифонической музыке – фуге, но этот разговор не может состояться без имени Иоганна Себастьяна Баха.
Я знаю, что некоторые поэты посвящали свои стихи этому музыканту, композитору. Давайте послушаем одно из них. Прочтёт его Турьянский Даниил.
И ещё много нового о жизни и творчестве этого выдающегося композитора мы можем узнать из рассказов наших учащихся (Сероштан Ю, Баленко А., Юрганова К.).
Итак, Иоганн Себастьян Бах, композитор, который, написал наибольшее количество музыкальных произведений в форме полифонии. Простейшим её жанром является канон, а вот самым высоким, самым сложным является – фуга. В переводе с немецкого означает «бег». Фуга – это форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах.(Записать в тетрадь).
Открываем учебник на стр. 95, читаем3-й абзац
Прослушайте начальные темы из «Хорошо темперированного клавира» (фуга ре-диез минор, фуга до минор, фуга до - диез минор)
Продолжаем читать дальше. (Показать схему звучание темы в фуге).
Фуга (работа с темой)
Показ картины М. Чюрлёниса литовского художника-символиста 19 начала 20 века «Фуга».
Сам художник так говорил о своём творчестве и о своих полотнах полотнах:
О, как трудно вместить в себя мир..!
Сколько звуков в нём слышится,
Сколько красок сверкает!
Посмотрите внимательно на картину, вы здесь можете увидеть тему фуги? (Да). А что именно вы видите?. (Тема фуги может быть исполнена в зеркальном отражении и виден её бег, одна теме переплетается с другой убегая и снова возвращаясь).
Значит, в картине звучит многоголосие. Соответствует ли название картине? (Да).
Домашнее задание: в дневнике музыкальных размышлений нарисуйте рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу).
Дочитываем в учебнике на стр. 96 последний абзац
Слушание:
сейчас мы должны настроиться на прослушивание одного из самых красивейших произведений в форме полифонии «Органная токката и фуга ре минор». Но вначале быстро найдите в «Папке в помощь учащимся» что такое токката. (Учащиеся зачитывают ответ). А теперь прослушайте маленький фрагмент из токкаты (учитель проигрывает), а теперь фуги (звучит фуга). Теперь слушаем фрагмент «Токкаты и фуги ре минор» Баха, звучащую на самом огромном инструменте в мире - органе.
Задание:
распределитесь на две группы и ответьте на такой вопрос, какие чувства переданы в этой музыке? Какое впечатление произвело на вас это произведение? (Учащиеся пишут на листах свои впечатления от произведения. Учитель вывешивает их на доске. Идёт обсуждение по написанному тексту).
Вокально-хоровая работа.
- Распевки: «Веники, веники», «Ванюшка мой».
- Вокальное упражнение на слоге «та» поём тему «Токкаты» Баха.
- Пропевание ранее выученных песен «По полю полю», «Эх, ты мама, моя мама», «Крылатые качели»
Итог урока:
- С творчеством, какого композитора мы с вами сегодня познакомились?(Иоганна Себастьяна Баха)
- Какие произведения И.С. Баха вы знаете? (Огромное количество фуг, месс, прелюдий, «Токкату и фугу ре минор».Они написаны в полифоническом складе).
- Что такое фуга? Как это слово переводится с немецкого?( Фуга это форма полифонического произведения, в котором начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах. В переводе с немецкого «фуга» обозначает «бег»).
- Как могут развиваться её темы?
- Какой художник-символист использует в своих работах связь с музыкой. Есть даже картина, которая так и называется «Фуга»? (Микалоюс Чюрлёнис)
Дополнительный материал к уроку «Философия фуги», который может использоваться с учётом плодотворной, активной, быстрой работы учащихся.
- Можно продемонстрировать выставку книг, в которых говорится о жизни и творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
- Написать словарный диктант на доске: полифония, токката, канон, Иоганн, Чюрлёнис, орган, интеллектуальный.
- Дайте значение слов, с которыми мы с вами познакомились в течении курса: созерцательный, романтик, статичность, созидательный, Арес, уникальный, лирический, оптимизм, драматический.
Созерцательный-спокойный, мечтательный.
Романтик-человек возвышенного, мечтательного склада.
Статичность-покой, отсутствие движения, действия.
Созидательный-создающий что-нибудь.
Арес-в греческой мифологии-бог войны.
Уникальный-единственный в своём роде.
Лирический-нежный, задушевный.
Оптимизм-бодрость, жизнерадостность.
Драматический-связанный с переживаниями.
- Можно продемонстрировать ещё одну картину М. Чюрлёниса «REX» (лат. «король»), в которой художник воссоздаёт своё видение и представление о строении Вселенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.
Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...
Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"
Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." Урок музыки в 8-ом классе по программе . Т. И. Науменко, В. В. Алеева
Разработка урока музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость..." 8 класс....