Конспект Проблемная ситуация на уроке музыки в 5 классе Симфония как высшая форма музыкального искусства
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Коврижных Леонид Александрович

Цель урока:

Развитие понимания симфонии как жанра классической музыки через создание проблемной ситуации и активное участие учащихся в процессе осмысления материала.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5-м классе

Тема урока:

«Симфония как высшая форма музыкального искусства»


Цель урока:

Развитие понимания симфонии как жанра классической музыки через создание проблемной ситуации и активное участие учащихся в процессе осмысления материала.


Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учеников с понятием симфонии,
  • объяснить структуру симфонического произведения,
  • развить умение воспринимать классическую музыку.

Развивающие:

  • стимулировать интерес к изучению музыкальных жанров,
  • развивать способность анализировать музыкальные формы,
  • формировать навыки критического восприятия произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культурному наследию России и мира,
  • способствовать формированию эстетического вкуса.

Тип урока:

Комбинированный урок с элементами исследования и анализа.


Методы и приемы:

  • Проблемно-поисковые методы,
  • Анализ прослушанных фрагментов,
  • Беседа-диалог,
  • Творческое задание.

Оборудование:

  • Аудиозаписи классических симфоний,
  • Музыкальные инструменты (фортепиано),
  • Презентация PowerPoint,
  • Рабочие листы для записи наблюдений.

План урока:

I. Организационный этап (2 минуты)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Вопросы классу:

  • Какие музыкальные жанры вам известны?
  • Чем отличается опера от балета?
  • Что такое концерт?

Запись новых понятий в тетради («симфония»).

III. Создание проблемной ситуации (8 минут)

Прослушивание короткого фрагмента известной симфонии (например, фрагмент из симфонии №5 Бетховена).

Вопросы учащимся:

  • Какое настроение вызывает эта музыка?
  • Можно ли определить характер звучания инструментов?
  • Предположите, какой жанр представлен в данном произведении?

Формулировка проблемы: Почему симфонию называют высшей формой музыкального искусства?

IV. Решение проблемы (15 минут)

Аналитическое обсуждение структуры симфонии (экспозиция, разработка, реприза). Прослушивание разных частей симфонии (№1 Чайковского или другого известного композитора).

Создание рабочих групп. Каждая группа получает рабочий лист с заданиями:

  • Определить основную тему каждой части симфонии.
  • Охарактеризовать роль оркестра в создании настроения произведения.

Обмен мнениями внутри группы и представление результатов всему классу.

V. Закрепление изученного материала (10 минут)

Творческая работа: создать собственный музыкальный фрагмент на основе услышанного (используя фортепиано или любые доступные инструменты).

Демонстрация работ ученикам и коллективное обсуждение.

VI. Рефлексия (5 минут)

Подведение итогов урока. Вопросы классу:

  • Поняли ли вы значение термина «симфония»?
  • Изменилось ли ваше восприятие классической музыки после сегодняшнего занятия?

Выставление оценок с комментариями.

VII. Домашнее задание (5 минут)

Написать мини-эссе на тему: «Что значит для меня симфония?»


Итог урока:

Урок направлен на развитие интереса школьников к музыкальному искусству, формирование умения анализировать и понимать сложную форму классического сочинения. Использование проблемной ситуации позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и способствует развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Художественная - педагогическая драматургия и проблемные ситуации на уроках музыки

Выступление  "Художественная - педагогическая драматургия  и проблемные ситуации на уроках музыки"...

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

Статья Создание проблемно-поисковой ситуации на уроках музыки в старших классах 7-8 классов (фрагмент )

Создание проблемно-поисковой ситуации  на примере произведения М. Равеля "Болеро"...

Методическая разработка. Создание проблемной ситуации на уроках музыки.

В целях повышения интереса учащихся к предмету "музыка"  необходимо использовать нестандартные подходы к изучению учебного материала....

конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»...