конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zhanry_svetskoy_muzyki_sonata_i_simfoniya.docx19.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные жанры светской музыки.

Цель урока: углубить познания обучающихся о жанрах светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка).  

Задачи урока: 

Образовательные:  Воспитывать эстетический вкус; формировать знания о жанрах светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка); развивать память, мышление; расширять кругозор; воспитывать интерес к музыке

Развивающие: Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале

Воспитательные: Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

Музыкальный материал: Соната, симфония.

Ход урока

Какие виды музыки вы знаете?

Виды музыки:

  • Народная музыка
  • Духовная музыка
  • Классическая европейская музыка
  • Джаз
  • Поп-музыка
  • Рок-музыка
  • Электронная музыка

В каждом виде музыки есть свои подвиды, и называемые жанрами.

Ребята, вы знаете, что такое жанр? (Вид музыки)

Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает – вид, манера, тип.  Жанр (фр. genre - тип, манера) - вид произведения в пределах одного какого-то искусства, определяемый по различным признакам. Одним словом жанр – это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете? (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)

Жанры делятся по:

  • По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)
  • По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)
  • По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)
  • По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)
  • По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)
  • количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;
  • назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
  • видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.
  1. Жанры сонаты и симфонии: общая характеристика

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте. Соната (итал. звучать) - жанр камерно-инструментальной музыки; как правило, пишется для одного или двух инструментов. Предшественником классической сонаты является трио-соната, распространенный жанр камерно-инструментальной музыки в эпоху барокко. Название «трио-соната» установилось в связи с исполнительским составом, который включал 3 инструмента: двух скрипок и басового сопровождения, исполняемого или виолончелью, или каким-нибудь клавишным инструментом.

Трио-сонаты писали композиторы барокко А. Корелли, И.С.Бах, Г. Гендель. Сонаты для сольного клавишного инструмента писал Доменико Скарлатти (более 500 сонат). Симфо ния (с греч. - «созвучие, стройное звучание») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого симфонического оркестра, но существуют симфонии для струнного, камерного и других оркестров. В симфонию также могут вводиться хор и вокальное соло. Предпосылки зарождения симфонии существовали еще до начала Классицизма. В XVI веке «симфонией» называли согласованное звучание голосов и инструментов в многоголосной музыке.

 С момента рождения оперы, в конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии - любой такой эпизод именовался «симфонией». Со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки 31 спектакля, превратились в относительно развитое и завершѐнное произведение, предваряющее действие, - увертюру. Из жанров оркестровой музыки заметное влияние на формирование симфонии оказал инструментальный концерт, который в первой половине XVIII века, прежде всего в творчестве Антонио Вивальди, представлял собой трѐхчастную композицию с крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.

Соната и симфония, а также концерт и квартет, - циклические произведения, и с их распространением в творчестве композиторов-классиков появилось понятие сонатно-симфонического цикла.

Сонатно-симфонический цикл – произведение, состоящее из нескольких частей, первая часть которого, как правило, представляла собой сонатную форму.

Классическая симфония состоит из 4-х частей, и каждая часть символизирует одну из граней жизни человека: 1 часть – напряженно-действенная, активная; 2 часть – лирика; 3 часть – танцевальная; 4 часть – обобщение, подытоживание, финал. По своей масштабности и содержательности музыкальный жанр симфонии равносилен литературному жанру романа. Все части драматургически связаны между собой (разные стороны единого целого); иногда эта связь выражается в интонационном сходстве музыкальных тем.

В классической симфонии за каждой частью закрепились свой темп и своя музыкальная форма:

1-я часть - звучит в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;

2-я часть – медленное движение; пишется в форме вариаций, рондо, сложной трѐхчастной, реже в сонатной форме;

3-я часть - менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;

4-я часть - быстрый темп; пишется в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Классическая соната, как правило, состоит из трех частей. Как и в симфонии, между частями существует темповый контраст: первая часть всегда быстрая, стремительная; вторая, напротив, медленная и размеренная; третья (заключительная) часть, как и первая, звучит в быстром темпе.

Как и в симфонии, в сонате сложились характерные особенности музыкальной формы каждой части: первая часть - сонатная форма; вторая часть – сложная трехчастная или двухчастная форма; третья часть – как правило, рондо.

  1. Сонатная форма (первые части симфоний, сонат) Сонатную форму иначе называют формой сонатного allegro. Основная идея сонатной формы – это конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой музыкальной форме развитие не имело определяющего «идейного» значения.

Сонатная форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения текста. Сонатная форма состоит из трех основных разделов: экспозиция – первоначальный показ основных тем; разработка – центральный раздел; реприза – повторение, но в ином качестве материала экспозиции; Иногда встречаются медленные вступления перед экспозицией и кода, заключение после репризы.

Экспозиция делится на партии, обособленные завершенные разделы в экспозиции. Партии не тождественны темам. Партии – участки формы, и в них могут находиться по нескольку тем.

Главная партия (ГП): основа будущего конфликта и развития. Тема ГП часто состоит из контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. ГП пишется в основной тональности; по строению тема ГП представляет собой период.

Связующая партия (СП): неустойчивый раздел, основная задача которого подготовить тональность и вступление темы побочной партии (ПП). В основном СП построена на мотивах темы ГП.

Побочная партия (ПП): образно контрастирует теме ГП; она более лирична, грациозна; всегда пишется в другой тональности (параллельной или доминантовой).

Заключительная партия (ЗП): завершает экспозицию и закрепляет тональность побочной партии. Иногда экспозиция строится на противопоставлении только двух основных тем – темы ГП и темы ПП. СП и ЗП могут отсутствовать.

В классической симфонии (сонате) экспозиция проводится дважды. Разработка – неустойчивый раздел сонатной формы. В нем получают развитие темы экспозиции. Основные средства развития – тональная неустойчивость (отклонения и модуляции), вычленение из тем мотивов, отдельных интонаций, многочисленные секвенции. В конце разработки развитие приводит к кульминации. Реприза повторяет экспозицию, но в несколько измененном виде. Главное условие репризы – проведение побочной партии в основной тональности. Кроме того, материал экспозиции в репризе может быть проведен в сокращенном варианте.

А исполним мы с вами произведение которое утверждает «Вот так»

Итог урока.

Какие есть музыкальные жанры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Урок музыки в 5 классе Многообразие жанров в музыке

обощающий урок музыки в 5 классе "Многообразие жанров в музыке"...

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....

План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...

Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru

Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства....

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...