Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
план-конспект урока по музыке на тему

Дёмина Наталья Анисимовна

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);

2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;

3.     Формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему);

4.     Развивать у учащихся творческое восприятие музыкального произведения через его прослушивание;

5.     Сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки.

Тема: Развитие музыки в хороводных песнях и танцах.

Цели урока:

Обучающая: развитие музыки в народных хороводных песнях и танцах, и в произведениях композиторов.

Развивающая: развитие интереса к народному музыкальному фольклору.

Воспитывающая: воспитывать в себе нравственные, моральные качества, на примерах народного фольклора.

Задачи:

  1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);
  2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;
  3. Формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему);
  4. Развивать у учащихся творческое восприятие музыкального произведения через его прослушивание;
  5. Сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой. (звучит медленная классическая музыка)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, подарите улыбки гостям. С каким настроением начинаем урок? У меня тоже хорошее настроение, пусть хорошее настроение у вас будет весь урок. Сели девочки, сели мальчики. (слайд 1)

Мотивация.

Ребята, чему вы учитесь на уроках музыки? (петь, знакомимся с композиторами, рисуем иллюстрации к музыкальным произведениям, рассуждаем о музыкальных произведениях) Важны ли для нас уроки музыки? Почему? (чтобы хорошо уметь петь, рассуждать о музыке и композиторах и т.д.)

Критерии самооценки.

Посмотрите на картинку, какое дерево здесь изображено? (на картине изображена берёза) Чего не хватает на дереве? (не хватает листочков) В конце урока наша берёзка зашелестит листвой, но листочки на ней тоже будут разные: (слайд 2)

- Если вы считаете свой ответ грамотным, полным, правильным, вам всё на уроке было понятно – вы приклеите «зелёный листочек»;

- Если при ответе на уроке испытывали небольшие затруднения, вам что-то было непонятно – вы  приклеите «жёлтый лист»;

- Если на уроке вам многое было непонятно и вам нужна помощь – вы  приклеите «красный листочек».

Определение темы и цели урока.

Сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок, а после должны будете сказать, какие картины вам представились, когда вы его слушали. Звучит музыка «Во поле берёза стояла …».

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Что вы представляли? Как называется это музыкальное произведение? («Во поле берёза стояла»)

- Что вы можете сказать об этом музыкальном произведении? (она хороводная, под неё можно водить хоровод и т.д.) 

- Как вы думаете о каких музыкальных произведениях мы будем говорить на уроке? (о хороводных песнях и танцах)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Хороводные песни и танцы) (слайд 3)

- Чтобы вы хотели узнать о хороводных песнях и танцах?

- Какая цель нашего урока? (Познакомиться с хороводными песнями и танцами, и узнать о  развитии музыки в хороводных песнях и танцах)

Знакомство с новым материалом, постановка проблемного вопроса:

- В конце урока вам надо ответить на вопрос:

Какое развитие музыки в хороводных песнях и танцах? (слайд 4)

«Корзина идей» (слайд 5)

Создадим «Корзину идей», вспомним, что вы знаете о выразительных свойствах музыки?

Главное свойство музыки – это интонация. Она состоит из мелодии, аккомпанемента, регистра, тембр, динамика, лад, темп,  ритм (слова на доске: динамика, ритм, темп, лад и т.д.)

- Что такое ритм и т.д.

Анализ музыкального произведения «Во поле берёза стояла»

Вы сейчас прослушаете полностью песню «Во поле берёза стояла», подумайте какое там идёт развитие музыки? (дети подробно анализируют муз. произведение)

Красоту русской берёзки воспевали в своих музыкальных произведениях композиторы, художники. Посмотрите, как её изображал художник Шишкин. (слайды 6, 7,  8, 9) Как изобразил берёзки на своих картинах Шишкин?

Поэт Сергей Есенин тоже нарисовал нам образ русской берёзки, послушайте это стихотворение. Какая берёзка в этом стихотворении? (слайд 10)

Сейчас мы споём песню «Во поле берёза стояла», но сначала немного отдохнём.

Физминутка ( «А мы просо сеяли-сеяли»)

Исполнение детьми песни «Во поле берёза стояла» (слайд 11)

А перед тем как петь песню, сначала подготовим наши голоса, проведём распевку.

- С какой интонацией вы будете исполнять 1 куплет, 2 куплет, 3 куплет, 4 куплет? (1 куплет – тихо, 2 куплет – громче, 3 куплет – громко, 4 куплет – тише) Дети поют песню.

Скажите, какое в этой песни было развитие музыки? (динамическое, потому что …)

- Как вы исполняли 1 куплет? (медленно) Какой был звук? (ровный)

- Как вы исполняли 2 куплет? (подвижно) Какой был звук? (ровный)

- Как вы исполняли 3 куплет? (громко размеренно) Какой был звук? (ровный)

- Как вы исполняли 4 куплет? (размеренно с затиханием голоса) Какой был звук? (ровный)

- Как вы думаете, как называется такое развитие музыки? (ритмическое, потому что …)

Скажите, «Во поле берёза стояла» это только песня? (нет, это ещё и танец) Какой? (хоровод)

- Что такое хоровод?

- Какие бывают хороводы?

Рассказ учителя о танце-хоровод. (слайд 12, 13, 14) Исполнение хоровода «Во поле берёза стояла».

Давайте под музыку, исполним хороводный танец «Во поле берёза стояла». Девочки у доски будут водить хоровод, а мальчики им подыграют на музыкальных инструментах. (Девочки надевают кокошники, а мальчики берут русские народные музыкальные инструменты. Дети водят у доски хоровод.)

Рассказ учителя о П.И.Чайковском и его 4 симфонии. (слайд 15)

Посмотрите, чей портрет перед вами? (П.И.Чайковского) Что вы можете рассказать об этом человеке? (учитель дополняет ответы детей)

Вы прослушаете отрывок из его симфонии № 4?

- Понравилась ли вам музыка? Какие чувства она у вас вызвала?

- Что вы заметили, когда слушали его произведение? (там звучал мотив русской народной песни «Во поле берёза стояла»)

- Как называется такое развитие музыки? (вариационное)

- Что такое вариации?

Анализ 4 симфонии Чайковского.

- Кто ответит на вопрос:

Какое развитие музыки в хороводных песнях и танцах? (слайд 16)

Домашнее задание: (слайд 17)

Домашнее задание у вас будет по выбору, связано оно с творчеством композитора Чайковского.

- подготовить сообщение о биографии П.И.Чайковского.

- вспомнить музыкальные произведения П.И.Чайковского, где композитор в них использует народные мотивы.

Рефлексия:

Наш урок подошёл к концу.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Каким было общение сегодня на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке. (слайд 18)

Посмотрите, какая у нас получилась красивая берёзка, как она приветливо нам шелестит листвой.

- С каким настроением начали урок? А какое у вас сейчас настроение?

Я вас всех благодарю за урок.

Словарь:

Интонация – основное свойство выразительности музыки, главное звено в музыке.

Интонация состоит из:

  1. Темп – скорость движения музыки (музыка может звучать быстро, умеренно, медленно)
  2. Тембр – окраска голоса или инструмента.
  3. Ритм – организация звуков в музыке (разные виды нот по длительности: целая, половинчатая, четвёртая, восьмая).
  4. Динамика – сила звука (музыка может звучать громко (форте), тихо (пиано), очень громко, очень тихо, усиливаться, затихать).
  5. Лад – это звуковая лесенка, почти то же самое, что звукоряд.
  6. Мелодия – тема музыки, главная партия, душа музыкального произведения.
  7. Аккомпанемент – сопровождение к мелодии, делает её красивее и выразительнее.

Развитие музыки бывает:

  1. Тембровое.
  2. Темповое.
  3. Ритмическое.
  4. Динамическое.
  5. Интонационное.

Вариация – особая форма в музыке, где проходит тема и вариации (то есть изменения)

Композитор П.И.Чайковский

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в уральском городе Воткинске. С детства любил слушать музыку Моцарта и народные песни. Отец был горным инженером, мать занималась воспитанием детей. Начальное образование он получил дома. С пяти лет начал учиться игре на фортепьяно. Родители, думая о его будущем в 10 лет отдали его в Петербургское училище правоведения, там он проучился 9 лет. Но мальчик сильно переживал отрыв от семьи и очень тосковал по родным. После училища он работал в канцелярии чиновником, но душа его не лежала к этой профессии. И вопреки мнению его родителей и друзей, он оставляет карьеру чиновника, и поступает в Петербургскую консерваторию. Он бедный студент, но счастливый человек и его мечта стать музыкантом осуществилась. Сам преподавал в Московской консерватории.  Композитор написал много музыкальных произведений: «Времена года», «Детский альбом», балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», симфонии, концерты для фортепьяно с оркестром, романсы, оперы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки во 2 кл. "Музыка весны"

Тема занятия: Музыка весны. Цель урока: Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств....

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...