Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 287 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»
г. Энгельса Саратовской области
Тема:
«Музыка возвышает и облагораживает человека»
6 класс
Цель: показать на творчестве И.С.Баха как музыка
изображает душевный мир, чувства человека.
Задачи: воспитывать интерес к классической музыке,
развивать творческие способности (пение, слушание,
рисование, черчение), создать у детей эмоциональное
отношение к музыке Баха.
Оборудование: фонограмма, карточки с заданиями,
альбомный лист, фломастеры, линейка, циркуль,
словарь эстетических эмоций. Оборудование для
презентации творчества Баха.
Учитель музыки
Русанова Юлия Анатольевна
Тема: «Музыка возвышает и облагораживает человека»
Ход урока:
Вход под звучание Органной фуги соль минор.
(На доске нотная запись темы.
Портрет Баха, годы жизни)
- Ребята! Чья музыка прозвучала и как она называется?
(- Музыка Баха, Органная фуга соль минор)
Презентация «Мне дорог Бах»
Дети видят музыку Баха в чертежах и лабиринтах
- Мы сегодня продолжаем разговор о Бахе. Как музыкальный эпиграф к уроку давайте споем приветствие на мелодию темы Органной фуги соль минор.
Пение: «Море звуков заполняет класс,
Сильно, мощно, благородно,
И таинственно и гордо,
Музыка звучит сейчас».
- Что означает слово «Фуга»?
(- Бег)
- А как музыкальное произведение, как строится фуга?
(- полифоническое, многоголосное произведение. В основе фуги лежит одна музыкальная тема, яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно, в разных голосах, как бы «перебегает» из голоса в голос).
- Фуга – как бы разговор нескольких равных и очень вежливых собеседников, где каждый имеет право и возможность высказать свое мнение.
(Прослушивание Органной фуги Соль минор)
- Когда слушаешь Баха – веришь в безграничные возможности человеческого разума и в величие человеческой души. Не зря Людвиг ван Бетховен произнес фразу, которую люди пронесли через сотни лет.
- Ребята! Как Бетховен сказал о Бахе?
( - Не ручей – море имя ему)
- Иоганн Себастьян Бах. Годы жизни: 1685 – 1750.
В этом маленьком тире заключена вся трагическая жизнь Баха. Остается тайной – каким образом этот старый немецкий музыкант, работавший двести в лишним лет назад, не только пережил но и опередил стольких гениальных композиторов двух веков.
- Поэт Михаил Анчаров «Песня об органисте, который в концерте известной певицы заполнял паузы, пока певица отдыхала».
* * *
Рост у меня не больше валенка,
Все глядят на меня вниз
И органист я тоже маленький
Но все-таки я – органист.
Я шел к органу скрепя половицей,
Свой маленький рост, кляня.
Все пришли слушать певицу
И никто не хотел меня.
Я подумал – мы в пахаре чтили целину,
В воине – страх к врагам.
Дипломат сою представляет страну,
Я представляю – орган.
Я пришел и сел, и без тени страха
Как молния ясен и быстр,
Я нацелился в зал Токкатою Баха
- (Звучание Токкаты ре минор) –
О! только музыкой, не словами,
Всколыхнулась земная твердь!
Звуки поплыли над головами,
Вкрадчивые, как смерть.
Будто древних богов ропот
И будто дальний набат,
И будто все великаны Европы
Шевельнулись в своих гробах.
И звуки начали души нежить
И зов любви нарастал
И небыль, нечесть, ненависть, нежить
Бежали, как от креста!
Бах сочинил – я растревожил
Свинцовых труб ураган.
То, что я нажил – гений прожил,
Нас уравнял Орган.
- (Продолжение музыки) -
Я видел – галерка бежала к сцене,
Где я – в токкатном бреду.
И видел я – иностранный священник
Плакал в первом ряду.
О! Как боялся я не свалиться
Огромный свой рост кляня!
О! Как хотелось мне с ними слиться,
С теми, кто вздев потрясенные лица
снизу вверх глядел на меня!
* * *
- Что испытал органист до и после исполнения музыки?
(- Он как-бы вырос, благодаря музыке;
- Музыка его возвысила)
- Что испытали слушатели, пока звучала музыка Баха?
(-Музыка потрясла их, заставила плакать...)
- «Бах сочинил – я растревожил...»
Композитор сочинил – исполнитель исполнил – Он является связующим звеном между композитором и и нами – слушателями. Верно, чутко воспринимать искусство – это тоже искусство. МЫ должны этому постоянно учиться.
«Не позволяй душе лениться,
Душа обязана трудиться...»
Вот и мы сейчас потрудимся, воспринимая музыку и литературу, постараемся найти похожие чувства, ваши ассоциации от восприятия музыки и литературы.
У каждого на столе конверт, в котором несколько поэтических отрывков. Слушая музыку, вы постарайтесь понять чувства композитора и найти похожие чувства поэта.
Звучит Прелюдия №10 (Бах)
- Пожалуйста, прочитайте стихи.
(Обсуждение прочитанных отрывков)
- Мы еще больше научимся, тонко ценить музыку, как слушатели, если будем учиться исполнять ее.
Как упражнение мы споем Двухголосный полифонический вокализ №1, который написал Кабалевский на тему Баха
(Плакат)
(Исполнение, работа над двухголосием)
- Почему вокализ называется полифонический?
(-Каждый голос имеет самостоятельное значение)
- Это было переложение инструментальной музыки Баха в вокальную. А мы сейчас начнем разучивать вокальное произведение «Весеннюю песню».
(Плакат и словарь)
- Прежде чем мы начнем разучивать мы послушаем очень внимательно, определим характер музыки и склад (Полифония или гомофония). Нам помогут карточки с буквами П и Г.
Звучит «Весенняя песня»
- Какой характер? (- Светлый, спокойный...)
- Какой склад? (- Гомофония)
(Разучивание первых фраз, сольфеджио)
- На следующем уроке продолжим разучивание.
- Мы знаем, что Баху пришлось много страданий испытать за свою жизнь, но несмотря на это , он был не лишен чувства юмора.
- Какое известное произведение мы слушали на прошлом уроке, где Бах кажется нам веселым и жизнерадостным?
(-Шутка)
- Сегодня «шутка» Баха прозвучит в другом исполнении. Дело в том, что и в прошлом, и сегодня было сделано много обработок сочинений Баха. Мы услышим обработку инструментальной пьесы в вокальную. Прозвучит французский вокально-инструментальный ансамбль «Свингл Сингерз». Интересная обработка, забавное звучание голосов подчеркивает шутливый характер пьесы.
В обработке очень важно чувство художественного вкуса, самое главное – не испортить, не навредить.
(Звучит «Шутка» в исполнении «Свингл Сингерз»)
- Эта обработка, как бы связала 18 век, когда Бах сочинил свою музыку и 20 век, когда стали делать такие переложения. Мы продолжим эту связь и исполним песню современного автора Булата Окуджавы «Музыкант».
- Музыка Баха обжигает душу, а «душа (я цитирую Окуджаву» уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она!»
(Исполнение песни)
- Ребята! Дома попробуйте запомнить ваши впечатления и чувства, которые вы испытали от встречи с музыкой.
И заканчивается урок музыкальным эпиграфом, с которого он начинался.
- Урок окончен – до свидания!
Выход под музыку - «Шутка» Баха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Музыка помогает человеку".
Творчество И.С.Баха....
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....