Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc287 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»

г. Энгельса Саратовской области

Тема:

«Музыка возвышает и облагораживает человека»

6 класс

Цель: показать на творчестве И.С.Баха  как музыка

изображает душевный мир, чувства человека.

Задачи: воспитывать интерес к классической музыке,

развивать творческие способности (пение, слушание,

рисование, черчение), создать у детей эмоциональное

 отношение к музыке Баха.

Оборудование: фонограмма, карточки с заданиями,

альбомный лист, фломастеры, линейка, циркуль,

словарь эстетических эмоций. Оборудование для

презентации творчества Баха.

Учитель музыки

Русанова Юлия Анатольевна

Тема: «Музыка возвышает и облагораживает человека»

        Ход урока:

Вход под звучание Органной фуги соль минор.

(На доске нотная запись темы.

Портрет Баха, годы жизни)

- Ребята! Чья музыка прозвучала и как она называется?

        (- Музыка Баха, Органная фуга соль минор)

Презентация «Мне дорог Бах»

Дети видят музыку Баха в чертежах и лабиринтах

- Мы сегодня продолжаем разговор о Бахе. Как музыкальный эпиграф к уроку давайте споем приветствие на мелодию темы Органной фуги соль минор.

        

        Пение:         «Море звуков заполняет класс,

                        Сильно, мощно, благородно,

                        И таинственно и гордо,

                        Музыка звучит сейчас».

- Что означает слово «Фуга»?

        (- Бег)

- А как музыкальное произведение, как строится фуга?

(- полифоническое, многоголосное произведение. В основе фуги лежит одна музыкальная тема, яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно, в разных голосах, как бы «перебегает» из голоса в голос).

- Фуга – как бы разговор нескольких равных и очень вежливых собеседников, где каждый имеет право и возможность высказать свое мнение.

        

        (Прослушивание Органной фуги Соль минор)

- Когда слушаешь Баха – веришь в безграничные возможности человеческого  разума и в величие  человеческой души. Не зря Людвиг ван Бетховен произнес фразу, которую люди пронесли через сотни лет.

- Ребята! Как Бетховен сказал о Бахе?

                ( - Не ручей – море имя ему)

- Иоганн Себастьян Бах. Годы жизни: 1685 – 1750.

В этом маленьком тире заключена вся трагическая жизнь Баха. Остается тайной – каким образом этот старый немецкий музыкант, работавший двести в лишним лет назад, не только пережил но и опередил стольких гениальных композиторов двух веков.

- Поэт Михаил Анчаров «Песня об органисте, который в концерте известной певицы заполнял паузы, пока певица отдыхала».

*        *        *

Рост у меня не больше валенка,

Все глядят на меня вниз

И органист я тоже маленький

Но все-таки я – органист.

Я шел к органу скрепя половицей,

Свой маленький рост, кляня.

Все пришли слушать певицу

И никто не хотел меня.

Я подумал – мы в  пахаре чтили целину,

В воине – страх к врагам.

Дипломат сою представляет страну,

Я представляю – орган.

Я пришел и сел, и без тени страха

Как молния ясен и быстр,

Я нацелился в зал Токкатою Баха

- (Звучание Токкаты ре минор) –

О! только музыкой, не словами,

Всколыхнулась земная твердь!

Звуки поплыли над головами,

Вкрадчивые, как смерть.

Будто древних богов ропот

И будто дальний набат,

И будто все великаны Европы

Шевельнулись в своих гробах.

И звуки начали души нежить

И зов любви нарастал

И небыль, нечесть, ненависть, нежить

Бежали, как от креста!

Бах сочинил – я растревожил

Свинцовых труб ураган.

То, что я нажил – гений прожил,

Нас уравнял Орган.

- (Продолжение музыки) -

Я видел – галерка бежала к сцене,

Где я – в токкатном бреду.

И видел я – иностранный священник

Плакал в первом ряду.

О! Как боялся я не свалиться

Огромный свой рост кляня!

О! Как хотелось мне с ними слиться,

С теми, кто вздев потрясенные лица

                снизу вверх глядел на меня!

*        *        *

- Что испытал органист до и после исполнения музыки?

(- Он как-бы вырос, благодаря музыке;

 - Музыка его возвысила)

- Что испытали слушатели, пока звучала музыка Баха?

            (-Музыка потрясла их, заставила плакать...)

- «Бах сочинил – я растревожил...»

        Композитор сочинил – исполнитель исполнил – Он является связующим звеном между композитором и и нами – слушателями. Верно, чутко воспринимать искусство – это тоже искусство. МЫ должны этому постоянно учиться.

        «Не позволяй душе лениться,

        Душа обязана трудиться...»

        Вот и мы сейчас потрудимся, воспринимая музыку и литературу, постараемся найти похожие чувства, ваши ассоциации от восприятия музыки и литературы.

        У каждого на столе конверт, в котором несколько поэтических отрывков. Слушая музыку, вы постарайтесь понять чувства композитора и найти похожие чувства поэта.

        Звучит Прелюдия №10 (Бах)

- Пожалуйста, прочитайте стихи.

        (Обсуждение прочитанных отрывков)

- Мы еще больше научимся, тонко ценить музыку, как слушатели, если будем учиться исполнять ее.

        Как упражнение мы споем Двухголосный полифонический вокализ №1, который написал Кабалевский на тему Баха

        (Плакат)

        (Исполнение, работа над двухголосием)

- Почему вокализ называется полифонический?

        (-Каждый голос имеет самостоятельное значение)

- Это было переложение инструментальной музыки Баха в вокальную. А мы сейчас начнем разучивать вокальное произведение «Весеннюю песню».

        (Плакат и словарь)

- Прежде чем мы начнем разучивать мы послушаем очень внимательно, определим характер музыки и склад (Полифония или гомофония). Нам помогут карточки с буквами П и Г.

 

Звучит «Весенняя песня»

- Какой характер? (- Светлый, спокойный...)

- Какой склад? (- Гомофония)

        (Разучивание первых фраз, сольфеджио)

- На следующем уроке продолжим разучивание.

- Мы знаем, что Баху пришлось много страданий испытать за свою жизнь, но несмотря на это , он был не лишен чувства юмора.

- Какое известное произведение мы слушали на прошлом уроке, где Бах кажется нам веселым и жизнерадостным?

        (-Шутка)

- Сегодня «шутка» Баха прозвучит в другом исполнении. Дело в том, что и в прошлом, и сегодня было сделано много обработок сочинений Баха. Мы услышим обработку инструментальной пьесы в вокальную. Прозвучит французский вокально-инструментальный ансамбль «Свингл Сингерз». Интересная обработка, забавное звучание голосов подчеркивает шутливый характер пьесы.

        В обработке очень важно чувство художественного вкуса, самое главное – не испортить, не навредить.

        (Звучит «Шутка» в исполнении «Свингл Сингерз»)

- Эта обработка, как бы связала 18 век, когда Бах сочинил свою музыку и 20 век, когда стали делать такие переложения. Мы продолжим эту связь и исполним песню современного автора Булата  Окуджавы «Музыкант».

- Музыка Баха обжигает душу, а «душа (я цитирую Окуджаву» уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она!»

        (Исполнение песни)

- Ребята! Дома попробуйте запомнить ваши впечатления и чувства, которые вы испытали от встречи с музыкой.

        И заканчивается урок музыкальным эпиграфом, с которого он начинался.

- Урок окончен – до свидания!

Выход под музыку - «Шутка» Баха.