Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»
методическая разработка по музыке на тему

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний. Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_i_razmer.docx40.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное  представление  о ритме  как о  средстве  музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающая:   раскрыть  выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с    другими элементами музыкального языка. Умение уч-ся находить  связь музыки с математикой.

Коррекционно-развивающая:Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся, развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие  соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей,  музыкально-эстетического вкуса.

Воспитательная:  воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

План урока

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Вхождение в урок.Коммуникативная игра
  3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.
  4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
  5. Физ.минутка
  6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа. Оборудо-

вание.

До

зи

ро

в

ка

в

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Приветствие.

2

Здравствуйте, ребята!          

«Здравствуйте, Любовь Анатольевна!»

Принятие социальной роли обучающихся.

2.Вхождение в урок

Коммуни-

кативная игра

3

Дети стоят по кругу. Учитель берет обучающегося, стоящего справа (слева) за руку и поёт первый куплет, ритмично раскачивая сомкнутые руки в такт с музыкой (вперед-назад):

Как  здорово, что все мы здесь

Собрались, собрались.

Ты мне, (имя ребенка), улыбнись,

Улыбнись!

И так все 7 куплетов, пока все дети не сомкнут руки в одну ритмично раскачивающуюся цепочку.

Окончание: (речитативом) Все мы с вами снова вместе! Ура!

(сцепленные руки поднимаем вверх)

Затем этот обучающийся берет за руку рядом стоящего и проделывает то же самое (поет и раскачивает сомкнутые руки)….

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

Презента

ция ребусы с математическими названиями

Слайд

1 - 6 .

Слайд 7

Слайд 8

5

У.-Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке?

На предыдущих уроках мы с вами говорили о средствах муз выразительности. Сегодня мы познакомимся ещё с одним из них. Но прежде вспомним о нотах, без которых не могло быть музыки.

У.- Подумайте, ребята и скажите, с какими учебными предметами может дружить музыка?

У.-Чтобы записать  слова – мы  используем  буквы, чтобы записать числа – цифры, а  музыку (музыкальные звуки) мы записываем нотами. Предлагаю  вам  отгадать ребусы с математическими терминами и найти в словах ноты.  

1.Математический  знак действия вычитания.                                           2. Геометрическая фигура с тремя углами.

3.Древнегреческий   философ, установивший  связь  между  математикой  и музыкой.

4.Часть числа (доля).5.Отгадайте  шараду: 

С буквой Н, мои друзья,  ничего не значу я,

Н на С перемените - смело в суп меня кладите

6.Каким  свойством  обладают  данные  фигуры?

Учитель:  Мы  получили названия  нот. А  сколько  их? Мы повторили математические термины и названия  и расположение нот на нотном стане

Учитель: Мы  знаем, что  при  записи  мелодии, звуки  имеют  свою длину (длительность). В  музыке  длительности  составляют  основу  любого  ритма. Какие длительности нот вы знаете?

(ответы детей)

(Перечисляют предметы, среди них - математика).

(минус).

реугольник).

(Пифагор)

(соль).

(симметрия).

(7).

(целая, половинная, четвертная, восьмая)

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

4.Открытие новых знаний

и первичное закрепление

полученных знаний.

Попевка «В нашем классе десять стульев»

Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры Песня «Осень»

фрагмент

Марш

фрагмент Вальс.

20

У. Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и считать, но и слушать, и петь. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споём попевку  в разных жанрах.

Попевка «В нашем классе десять стульев» (исполняется как  полька, вальс)

Ребята как вы отличили вальс от польки

Совершенно верно.

Тема нашего урока ритм и размер музыки.

Учитель:Окружающий  нас  мир  полон  ритмов . Оглядитесь  вокруг: ритмично  наше  дыхание, ритмично  звучат  шаги, шумит море , поют  птицы …  Приведите  свои  примеры  ритмичного  в  нашей  жизни.

Когда  мы  произносим  слово  ритм, наши  мысли  обращаются  к  музыке  и  это  вполне  понятно: ведь ритм – один  из  важнейших  элементов  музыки.

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. 

А что же такое ритм? 

Серёжа нам подготовил сообщение о ритме.

Вы знаете, что все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок.

Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер. Сегодня,  я предлагаю вам  убедиться, что между музыкой и математикой существует связь.

У. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием. Размер в музыке. Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4

Определяем размер

У.А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить её музыкальный размер. Правильно сели и…

Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.

- Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.

Обучающиеся исполняют попевку «В нашем классе десять стульев»

(по ритму)

(ответы обучающихся)

(сообщение)

Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Ритм может быть любой.

Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.

И уже тогда, в древнем мире, ученые  - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.

(Определить размер)

Поём все вместе. Отдельно девочки, мальчики. По цепочке.

( слушаем марш)                                                                                                          

(слушаем вальс)

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

5.

Физ. минутка

Физ.

минутка

(под баян)

2

- А теперь покажите эти ритмы в движениях.

Учащиеся выполняют  задание:    прохлопывают  ритмические  рисунки: вальс, марш.

выполняют движения под музыку.

Умение планировать и регулировать свою деятельность

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Слайд 9

игра «Узнай размер». Аудио Диск

8

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются – значит, он ритмичен.

У. Ребята. А где ещё мы можем увидеть ритм?

У. Все  в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день, вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести.
У.Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм.
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так
называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... и так далее, в зависимости от размера. Но про музыкальные размеры мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернемся к ритму.

У. В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда..

У.Как же они характеризуются?

Вспомнить песни с цифрами и определить размер

  • Дважды два
  • Раз ступенька
  • К четырём прибавить два
  • Жили у бабуси

Анализируют орнамент

-Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например решетка и ограды парков)

(Время года, часы…

Ритм в переводе с греческого означает  «мерность» - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.

Ритм заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать

-Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, покачивающий. Как лодка на волнах.

Обратная связь (дети показывают карточки)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7.Итог урока.

8.Рефлек

сия.

Слайд 10

3

2

Что такое ритм?

С какими размерами музыки мы познакомились сегодня?

Существует ли связь музыки и математики?

Правильно! Молодцы!

Музыкальный размер- это количество долей в такте.

Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

- Итак, что нового вы узнали на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

-Закончите фразу.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке!

Ответы учащихся.

Записывают определение.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Было интересно

Испытывал трудности

Еще хочу узнать

Справился со всеми заданиями

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Устанавливать причинно следственные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные средства музыки. Ритм.

Разработка урока по метроритмическому воспитанию учащихся...

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более ...

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...

Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс

Презентация.  Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс...

Музыкальный ритм, движение в музыке.

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальном ритме....