рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа (музыка, 5 класс) на тему

Старжинская Марина Викторовна

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004

г. № 1312.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г.  №889 «"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».
  2. Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
  3.  Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).– ISBN 978–5-09-025696-4
  4. ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ.  Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Авторы: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

   Рабочая программа «Музыка» для 5—9 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:

  • Науменко, Т. И. Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 190, (2)с.: ил., нот. ISBN 5-385-00283-9

В комплекте с учебником «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия для учащихся и учителя.

  • Науменко, Т. И.,   Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 159, (1)с.: ил., нот. ISBN  978-5-358-09046-0

В комплекте с учебником «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия для учащихся и учителя.

  • Науменко, Т. И.,   Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 159, (1)с.: ил., нот. ISBN  978-5-358-09046-0

В комплекте с учебником «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия для учащихся и учителя.

  • Науменко, Т. И.,   Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 159, (1)с.: ил., нот. ISBN  978-5-358-09046-0

В комплекте с учебником «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия для учащихся и учителя.

  • Науменко, Т. И.,   Музыка. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. –   М.: Дрофа, 2010. – 144с.: ил., нот. ISBN  978-5-358-06819-3

В комплекте с учебником «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия для учащихся и учителя.

Место курса в учебном плане

             Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5—9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе), «Искусство. Музыка» в 8—9 классах из расчета не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе), при выпадении уроков по расписанию  на праздничные дни на изучение предмета может отводиться 34 часа в год.

              При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—9 классов.

             Другие отличительные особенности программы отразились:

— во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, —природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;  

(Отметим, что принципы универсализации и интеграции знаний, ставшие характерной приметой Стандартов второго поколения, являются безусловной приметой настоящей программы с момента начала ее функционирования (2003 г.);

— в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

— в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

— в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

— в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

              ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему

компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

—развивать интеллектуальный потенциал;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

             Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:

—овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;

Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства. ( Настоящие задачи представлены в опоре на: Примерные про-

граммы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5—7 классы. Музыка, 5—7 классы. Искусство, 8—9 классы: проект. —2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

             Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка

такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие посравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский

язык, природоведение.

               Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 9 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно», — отмечал П. Флоренский. Вот почему в программе так много обращений не

только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же —о жизни человека.

              Системный подход, как и в программе для 1—4 классов, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы — ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

              Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса ≪Музыка≫, позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).

              Пять подсистем, соответствующих годам обучения в основной школе, получают  отражение в содержании каждой из тем года:

5 класс — «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс — «В чем сила музыки»;

7 класс — «Содержание и форма в музыке»;

8 класс — «Традиция и современность в музыке»;

9 класс — «Музыка как часть духовной культуры».

              Основными  видами практической деятельности на уроке являются: I — слушание музыки, II — выполнение проблемно-творческих заданий, III — хоровое пение. Организация  видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта — учебника, дневника музыкальных наблюдений (размышлений), нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии; каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Особо отметим, что слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока.

               Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно - поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель—

придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.

              Выполнение проблемно – творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.

            Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы.

           В  программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций.

Ценностные ориентиры содержания курса

             Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

—в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития;

—в формировании основ художественного мышления;

—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

(Раздел «Ценностные ориентиры» представлен в опоре на: Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5—7 классы. Музыка, 5—7 классы. Искусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго пoкoлeния): Алеев В. В. Науменко Г. И., Кичак Г. Н. Музыка. 1—4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5 КЛАСС

В области личностных результатов:

(Здесь и далее ряд показателей, касающихся личностных, метапредметных и предметных результатов, приводится в опоре на следующий документ: Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусстве), 5—7 классы. Музыка, 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

—совершенствование художественного вкуса;

—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

—умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

—умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

—знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

6 КЛАСС

В области личностных результатов:

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

—совершенствование художественного вкуса;

—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

—определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

—умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности -  исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

7 КЛАСС

В области личностных результатов:

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

—совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

—понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

—умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

—умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

—умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

—осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

—понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

8 КЛАСС

В области личностных результатов:

—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

В области метапредметных результатов:

—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).

В области предметных результатов:

—постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

—освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;

—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

—установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

9 КЛАСС

В области личностных результатов:

—формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

—обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

—умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

—соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

—навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

—контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

В области метапредметных результатов:

—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

—самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

В области предметных результатов:

постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

—понимание художественных явлений действительности в их многообразии;

—общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

—освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;

—овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

—эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;

—осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;

—опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

—участие в разработке и реализации художественно - творческих проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

             Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о  роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.

1.Музыка рассказывает обо всем.

Древний союз

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»,  Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

2.Истоки.

3.Искусство открывает мир.

4.Искусства различны, тема едина.

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

            Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать  поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства,  мысли.

Слово и музыка

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню  чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

5.Два великих начала искусства.

6.«Стань музыкою, слово!»

7.Музыка «дружит» не только с поэзией.

8.Заключительный  урок - концерт

Песня

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.  Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,  И. Левитан «Вечерний звон».

9.Песня — верный спутник человека.

10.Мир русской песни.

11.Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».  Разучивание:  М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

12.Романса трепетные звуки.

13.Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

15.Что может изображать хоровая музыка.

16. Заключительный  урок - концерт

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

17.Самый значительный жанр вокальной музыки.

18-19Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»,  А. Бенуа «Петербургские балаганы».

20-21Единство музыки и танца.

22.«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

23.Музыкальность слова.

24.Музыкальные сюжеты в литературе.

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».

Образы живописи в музыке

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»,  К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

25.Живописность искусства.

26.«Музыка — сестра живописи».

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня  о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

27.Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

28.Образы природы в творчестве музыкантов.

29.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т),  М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.  Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Знакомство  с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство  с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь  музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.

30.Волшебная красочность музыкальных сказок.

31.Сказочные герои в музыке.

32.Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас»,  Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

33.Что такое музыкальность в живописи.

34.«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.

6 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.

1.Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус,  вальсы,   М. Мусоргский «Старый замок»,  Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5  Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.  

Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».

Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов

 2.Наш вечный спутник.

3.Искусство и фантазия.

4.Искусство — память человечества.

5.В чем сила музыки.

6.Волшебная сила музыки.

7.Волшебная сила музыки.

8.Музыка объединяет людей.

Как создается музыкальное произведение

Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»,  Шостакович  фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь»,  И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.

Зрительный ряд: портреты композиторов

9.Единство музыкального произведения.

Ритм

10.«Вначале был ритм».

11.О чем рассказывает музыкальный ритм.

12.Диалог метра и ритма.

13.От адажио к престо.

Мелодия

14.«Мелодия-душа музыки».

15.«Мелодией одной звучат печаль и радость».

16.Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония

17.Что такое гармония в музыке.

18.Два начала гармонии.

19.Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

20.Красочность музыкальной гармонии.

Полифония

21.Мир образов полифонической музыки.

22.Философия фуги.

Фактура

23.Какой бывает музыкальная фактура.

24.Пространство фактуры.

Тембры

25.Тембры — музыкальные краски.

26.Соло и тутти.

Динамика

27.Громкость и тишина в музыке.

28.Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,  

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.

29.По законам красоты.

30.Подводим итоги (обсуждение с учителем).

7 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

1.О единстве содержания и формы в художественном произведении.

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

2.Музыку трудно объяснить словами.

3.В чем состоит сущность музыкального содержания.

Каким бывает музыкальное содержание

4.Музыка, которую можно объяснить словами.

5.Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

6.Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».

7.Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ

8.Лирические образы в музыке.

9.Драматические образы в музыке.

10.Эпические образы в музыке.

О чем «рассказывает» музыкальный жанр

11.«Память жанра».

12.Такие разные песни, танцы, марши.

               Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.    

              Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть;  Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано,  I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

               Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

13.«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Что такое музыкальная форма

14.«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».

Виды музыкальных форм

15.Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

16.Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

17.О роли повторов в музыкальной форме.

18.Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

19.«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.

20.Многомерность образа: форма рондо.

21.Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

Музыкальная драматургия

22.О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

23.Музыкальный порыв.

24.Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

25.Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

26.Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

27.Формула красоты.

               Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.  

                Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

8 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»

1.Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).

2.Настоящая музыка не бывает старой.

О традиции в музыке

3.Живая сила традиции.

Вечные темы в музыке. Сказочно-мифологические темы

4.Искусство начинается с мифа.

5.Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

6.Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

7.«Благословляю вас, леса...».

8.Мир человеческих чувств

9.Образы радости в музыке.

10.«Мелодией одной звучат печаль и радость».

11.«Слезы людские, о слезы людские...»

12.Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

13.Два пушкинских образа в музыке.

14.Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».

15.Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

16.Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты

17.Мир духовной музыки.

18.Колокольный звон на Руси.

19.Рождественская звезда.

20.От Рождества до Крещения.

21.«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.

О современности в музыке

22.Как мы понимаем современность.

23.Вечные сюжеты.

24.Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана.

25.Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

26.Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка).

27.Лирические страницы советской музыки.

28.Диалог времен в музыке А. Шнитке.

29.«Любовь никогда не перестанет».

30.Подводим итоги.

             Музыка в формировании духовной культуры личности.

 Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие  её особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства.  музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем,  взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

               Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки — на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции — на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции  — на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции — на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремлением делиться этим познанием..

            Арттерапевтические возможности музыкального искусства  в достижении комфортности душевного состояния человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развитие личности.

             Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена);  вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского); личности и общества (Л.ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека  (М.П. Мусоргский,  Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах  Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.

При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

-философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

-сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

-осмысления учащимися  места и значения музыки  в своей  жизни;

-обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;

-становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

-освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;

-создания импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;

-применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.   

9 КЛАСС (35ч)

Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ»?

1.О понятии «современная музыка» (вместо введения).

2.Почему меняется музыка.

3.Как меняется музыка.

4.О неизменном в музыке.

5.Музыкальная среда.

6.Какая музыка нам нужна.

7.«Новая» жизнь «старой» музыки.

8.Современное композиторское творчество.

9.Виды музыки в современном мире.

Человек в музыке

10.«Искусство — это твой собственный голос».

11.Музыка и музицирование.

12.О любительской музыке.

13.Авторская песня.

14.Герой авторской пенсии.

15.Рок-музыка.

16.Герой рок-песни.

17.О разности вкусов.

Новые музыкальные взаимодействия

18.О музыке «легкой» и «серьезной»: история.

19.О музыке «легкой» и «серьезной»: современность.

20.Стилевые взаимодействия.

21.Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт.

22.Музыкальная сцена сегодня.

23.Выход за пределы сцены.

24.Музыка — целый мир (вместо заключения).

1.Определение термина – реализм, как обозначение правдивости искусства и     правдивого отражения в его образах реальной жизни; определение различий понятий «мода» и «современность».

Помощь учащимся при разборе в окружающей сложной музыкальной атмосфере, анализе и оценке её эстетических, идейных и нравственных качеств.

           Постижение мира музыки через знакомство с лучшими образцами музыкального искусства в творчестве композиторов реализма и классицизма, народной и современной музыке, наблюдение за их взаимодействием и единством через создание ситуаций спора, дискуссий, бесед, проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность.

2.Развитие и рост музыкальных впечатлений, знаний, навыков, умений учащихся при определении и разграничении «лёгкой» и «серьёзной» музыки по содержанию и восприятию в дружеской атмосфере доверия и уважения  друг к  другу.

3.Эмоционально-нравственное воспитание; формирование и обогащение духовного мира учащихся, закрепление основ хорошего музыкального вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)

Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...