Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
рабочая программа по музыке по теме

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_3_klass_rigina.docx65.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено

 на заседании ШМО

 учителей гуманитарного

цикла

Руководитель: Шуляк

З. А._______

Согласовано

заместитель

директора

по НМР

Андреева Ю.В._______

Принято

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ № 3»

протокол №__от_____

Утверждено

Директор МКОУ «СОШ № 3»

Чикин М. В.

___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

по музыке

для 3 А класса

Учитель: Конистерова В. В.

Новомосковск, 2012

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;

Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования (Приказ Минобразования России от 30.06.98 №56) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

Приказ Департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №625 «О введении регионального компонента в содержание общего образования в общеобразовательных учреждениях Тульской области, реализующих Базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322»;

Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Базисный учебный план для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Департамента образования Тульской области от 24.06.2011 г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»:

Приказ департамента образования Тульской области от 07.08.2009 г. №1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования»;

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачами курса музыки, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества;

формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

II. Общая характеристика учебного предмета

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.

Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем.

Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Музыкальность - сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих компонентах (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, гармонический), способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями, творческое воображение и мышление, музыкальная память (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.). Все это обусловливает эмоциональную отзывчивость на музыку.

В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей:

– сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;

– исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);

– образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);

– русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);

– исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;

– шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).

Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.

Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных

видов деятельности (с возвратами к изученному материалу на новом уровне его осмысления) позволяет осваивать комплекс навыков учебной и музыкально-творческой деятельности.

Слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального искусства благодаря знакомству с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, народной музыкой.

Важно научить детей не только слушанию, а «слышанию» музыки. Проникновение в мир музыкального искусства тем глубже, чем больше интерес детей к музыкальным занятиям, выше уровень их музыкальной грамотности. В процессе слушания музыки развивается внимание и музыкально-слуховой контроль ребенка.

Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид коллективного музицирования - хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра музыки. Музыкально-слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются, если ребенок умеет петь по нотам. Не случайно этому умению в программе отводится большое внимание.

Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.

Музыкально-пластическое движение направлено на обучение детей выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее содержанием. Это помогает младшим школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом и маршем, полькой и народной песней и т.д. Пение с показом ручными знаками становится своеобразным пластическим интонированием.

Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение. Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество - композитора, исполнителя и слушателя - оказывает и развивающее, и терапевтическое влияние на детей.

Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как генетическая основа творчества, возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются игровой материал и разнообразные игровые ситуации. Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется развитию умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания произведений и оценке полученных результатов способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий.

Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным словариком, с карточками ритма, поиск информации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.

Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной организации, предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий.

Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается также наличием подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения (распевки, составление исполнительского плана) музыки. Такая организация урока повышает психофизиологические ресурсы детей, их стрессоустойчивость. Уроки музыки, проводимые на природе, наряду с задачами эстетического и экологического воспитания, направлены на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.

По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (3 класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта должен стать песенный сборник-альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника-альбома песен и т.д.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Музыка»  изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часов:

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров  

содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственныетоснования, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

овладение способностью к реализации собственных творчесих замыслов через понимание целей, выбор спосбов решения проблем поискового характера;

применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

планирование, конроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты: 

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний человека;

общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять <неиразличные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться: 

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

Выпускник научится:

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира» 

Выпускник научится: 

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

VI. Содержание учебного предмета

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

Учебника:

 Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс в двух частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2003.

Методического пособия  для учителя:

Г.С. Ригина «Музыка. 3 класс: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Методические рекомендации по обучению музыке - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.

Информационно- методической поддержки:

CD: Энциклопедия классической музыки. 2002. «Коминфо». Москва

CD: Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx

CD: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2003. Институт новых технологий.

CD: Обучающе - развивающая программа «П.И.Чайковский. Щелкунчик». 2003. Alisa Group.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:

- проявлять интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

-уметь высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации – вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);

-узнавать  не менее трех музыкальных произведений;

-знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. Моцарт, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Й Гайдн, И. С. Бах, Э. Григ, Р. Щедрин);

-знать названия музыкальных инструментов;

-проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия);

-воспринимать доступную музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов;

-приводить примеры пройденных музыкальных жанров;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в рнп и музыке крупных жанров: опере и кантате;

-петь выразительно, соблюдая основные правила пения;

-чисто интонировать попевки и песни в доступных пределах;

-распевать слог на два звука и более в подвижном темпе, не теряя напевности, с различными динамическими оттенками;

-петь темы из отдельных прослушиваемых произведений; петь песни в одноголосном и двухголосном изложении; сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, р.н. инструментов, духового) и отдельных музыкальных инструментов (арфы, виолончели, челесты), певческих голосов (сопрано, тенора, баса);

-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша;

-узнавать пройденные музыкальные  произведения и их авторов.

Содержание программы:

3 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера.

Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.

Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.

Инструментальная и вокальная музыка.Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др.

Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского. Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С.Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.

Музыкальные жанры. Песня, танец,

марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак  - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете.

Симфония. «Детская симфония» Ф. Й. Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев).

Романс, ария, хор.

Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова).

Картины природы в музыке: музыкальные «краски». Тема персонажа оперы, балета, кантаты

как музыкальная характеристика, музыкальный образ. Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов.

Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы. Повтор и контраст как основные приемы

музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.

Формы построения музыки: двух -трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально_образное содержание музыкальных

произведений, связанных с картинами природы. Инструментальная и вокальная музыка.

Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.

Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.

Композитор - исполнитель  - слушатель.

Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано,

виолончель, флейта - пикколо, челеста и др.

Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни.

I Тема «Сказка в опере и балете»

Хоровое пение:

Н. А. Римский –Корсаков «Колыбельная Гвидона» из оперы «Сказка о царе Салтане»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

И. Морозов, А. Коваленков «Про сверчка»

Г. Гладков, К. Чуковский «Робин-Бобин»

Г. Гладков, Ю. Энтин «Песенка друзей»

Слушание музыки:

Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец феи Драже», «Вальс цветов»  из балета «Щелкунчик»

Импровизация:

«Песенка Алёнушки» по рн сказке «сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и картине В. Васнецова «Алёнушка» (мелодическая)

На тему «Сказочка» С. С. Прокофьева

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 4/4

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Вальс цветов»

I I Тема «Инструментальная музыка

Хоровое пение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Н. Песков, П. Синявский «Пробуждальная песенка»

Унп «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»

Е. Адлер, Л. Дымова «Песня менуэта»

В. Тугаринов «Оркестр чудаков»

Унп «Колядка»

В. Шаинский, А. Внуков «Снежинки»

В. Благ, М. Везеля, пер. М. Кравчука «Чудак»

Слушание музыки:

К. Сен-Санс «Лебедь»

Й. Гайдн «Детская симфония»

А. Алябьев «Соловей»

В. А. Моцарт «Менуэт»

А. Лядов «Кикимора»

Импровизация:

«Я – композитор» (Какому муз. инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу?) А. Рубинштейн «Мелодия».

На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).

Движения под музыку:

В. А. Моцарт «Менуэт»

Дирижирование в размере 4/4

I I I Тема «Музыка разных народов»

Хоровое пение

РНП «Во поле береза стояла»

И. С. Бах «За рекою старый дом»

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Э. Григ, А. Мунк «Заход солнца»

Фр. нп  «Пастушка»

Бнп «Кумушка»

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Р. Паулс, И. Резник «Золотая свадьба»

Слушание музыки:

М. П. Мусоргский унт «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Э. Григ «Шествие гномов»

А. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

П. И. Чайковский IV симфония, финал

И. С. Бах «Шутка»

Импровизация:

«Музыкальный разговор» (ритмическая)

Движения под музыку:

РНП «Барыня»

ЭТМ «Полька»

И. С. Бах «менуэт»

IV Тема «Картины природы в музыке»

Хоровое пение:

РНП «Уж ты сад», «А я по лугу»

В. Веселов, С. Есенин «Береза»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

В. А. Моцарт «Весенняя»

Ю. Чичков, И. Мазнин «Осень»

Н. А. Римский –Корсаков  опера «Снегурочка», «Проводы Масленицы»

Слушание музыки:

С. Прокофьев «Утро»

Г. Свиридов музыка к повести А. С. Пушкина «Метель», «Весна и осень»

Э. Григ «Утро»

Импровизация:

На текст П. Соловьевой «Подснежник» (мелодическая)

В. А. Моцарт «Колыбельная»

На текст стихотворения А. Фета «Осень», П. Вяземского «Зима» (мелодическая)

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 2/4, ¾, 4/4

С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»

V Тема «Героические страницы родной истории в музыке»

Хоровое пение:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский» хоры: «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

Ю. Чичков, Ю. Разумовский «Россия, Россия»

РНП «Слава»

Г. Свиридов, А. Барто «Песня о Москве»

Д. Львов-Компанеец, Ю. Коринец «Московский воробей»

Б. Савельев, Л. Жигалкина и А. Хайт «Большой хоровод»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки»

Слушание музыки:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

М. Блантер, М. Исаковский «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин», «Романс Антониды», хор «Славься»

Импровизация:

На текст стихотворения И. Никитина «Русь» в характере песни, танца, марша (мелодическая)

На текст стихотворения  П. Воронько «Лучше нет родного края»

Движения под музыку:

Дирижирование в размерах ¾, 4/4.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Сказка в опере и балете

9 ч

2.

Инструментальная и вокальная музыка

7 ч

3.

Музыка разных народов

10 ч

4.

Картины природы в музыке

3 ч

5.

Героические страницы родной истории в музыке

5 ч

Всего:

34 ч

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Тема раздела/   тема

урока

Тип урока, образовательные технологии

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата проведения

1.

1.

Сказка в опере и балете.

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Урок изучения нового материала

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» : «Три чуда», «Полет шмеля»;

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - разучивание

Знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки.

фронтальный

Портрет композитора, CD

2.

2.

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Комбинированный

Н. А. Римский –Корсаков опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» -исполнение

Уметь описать сказочный образ в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Определение оперы, балета. Отличия, сходство

Портрет композитора, CD, ф-но

3.

3.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев», «Марш»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - закрепление

Знать о роли сказки в опере и балете, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

4.

4.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - разучивание

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Сказочность – сценарная или музыкальная

Портрет композитора, CD, ф-но

5.

5.

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Комбинированный

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец пастушков»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - исполнение

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Определение балета

Портрет композитора, CD, ф-но

6.

6.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

 Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - закрепление

Уметь определить сказочность в музыке, найти различия в опере и сказке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Выразительность

Различия в опере и сказке

Портрет композитора, CD, ф-но

7.

7.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Царь-девицы»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - разучивание

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Изобразительность

Портрет композитора, CD, ф-но

8.

8.

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Комбинированный

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Царь-Горох»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - исполнение

Уметь определить какому эпизоду  легенды соответствует музыкальный фрагмент, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

9.

9.

Повторение

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Урок - концерт

Повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

Тест

Раздаточный материал

10.

1.

Инструментальная и вокальная музыка.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Урок изучения нового материала

К. Сен-Санс «Лебедь»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - разучивание

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителя по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

11.

2.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Комбинированный

Й. Гайдн «Детская симфония»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - исполнение

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

12.

3.

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Комбинированный

В. А. Моцарт «Менуэт»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - закрепление

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

13.

4.

Инструментальная музыка русских композиторов.

Урок нового материала

А. Лядов «Кикимора»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы» - разучивание

Знать определение вокальной музыки, название певческих голосов, закрепить вокально-хоровые навыки.

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

14.

5.

Вокальная музыка

Комбинированный

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: ария Царевны-Лебеди»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - исполнение

Знать определение вокальной музыки, виды хоров, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Песни В. Киреева

Портрет композитора, CD, ф-но

15.

6.

Вокальная музыка

Комбинированный

УНП «Колядка», «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - закрепление

Знать определение  вокальной музыки,  виды ансамблей, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

16.

7.

Повторение

Виды музыки

Контрольно-обобщающий урок

Урок- концерт

Повторить теоретический материал:  виды вокальной и инструментальной музыки, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но

17.

1.

Музыка разных народов.

Народная и композиторская музыка.

Урок изучения нового материала

П. И. Чайковский IV симфония (финал)

РНП «Во поле берёза стояла» - разучивание

Понимать значение выражения «музыкальный язык», «интонация», уметь описать в музыке разных народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

фронтальный

Народные песни Тульской области

Портрет композитора, CD, ф-но

18.

2.

Музыка славянских народов.

Комбинированный

М. П. Мусоргский «Гопак»

РНП «Во поле берёза стояла» - исполнение

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

19.

3.

Музыка славянских народов.

Комбинированный

БНП «Кумушка»

РНП «Во поле берёза стояла» - закрепление

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

20.

4.

Армянская музыка

Комбинированный

А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец с саблями»

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - разучивание

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

21.

5.

Музыка народов Прибалтики

Комбинированный

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - разучивание

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - исполнение

Знать особенности музыкального языка кавказских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

22.

6.

Норвежская музыка.

Комбинированный

Э. Григ «Шествие гномов»

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - исполнение

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - закрепление

Знать особенности музыкального языка, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

23.

7.

Немецкая музыка.

Комбинированный

И. С. Бах «Шутка»

И. С. Бах «За рекою старый дом» - разучивание

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - закрепление

Знать особенности музыкального языка Прибалтики, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

24.

8.

Французская музыка.

Комбинированный

ФНП «Пастушка»

И. С. Бах «За рекою старый дом» - исполнение

Знать особенности музыкального языка народов мира, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

25.

9.

Обобщение

Контрольно-обобщающий урок

Музыкальная викторина

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

индивидуальный

 CD, ф-но

26.

10.

Повторение

Контрольно-обобщающий урок

Урок- концерт

Повторить теоретический материал: знать  названия и родину музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер и  национальные интонации при пении хором.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но

27.

1.

Картины природы в музыке.

Образы природы в музыке русских композиторов.

Урок изучения нового материала

С. Прокофьев «Утро»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - разучивание

Уметь описать ассоциации при слушании музыки, используя терминологию интонаций

фронтальный

Портрет композитора, CD, ф-но

28.

2.

Образы природы в музыке русских композиторов.

Комбинированный

Г. Свиридов «Весна и осень»

Н. А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка»: хор «Прощай, Масленица»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - исполнение

Уметь описать звуки природы и соотнести их с музыкальными, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

29.

3.

Образы природы в музыке зарубежных композиторов.

Комбинированный

Э. Григ «Утро»

В. А. Моцарт «Весенняя»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» -закрепление

Понимать значение выражение «певец русской природы», уметь приводить примеры образов природы из собственного опыта, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

30.

1.

Героические страницы родной истории в музыке.

Героические образы в музыке русских композиторов.

Урок изучения нового материала

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хоры «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

фронтальный

Песни о героях - туляках

Портрет композитора, CD, ф-но

31.

2.

Героические образы в музыке русских композиторов.

Комбинированный

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина, хор «Славься»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

32.

3.

Героические образы в вокальной музыке.

Комбинированный

М. Блантер, М. Исаковский  «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - закрепление

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

33.

4.

Героические образы в вокальной музыке.

Комбинированный

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

РНП «Слава»

Ю. Чичков, Ю. Разумовский «Россия, Россия»

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Портрет композитора, CD, ф-но

34.

5.

Урок-концерт

Контрольно-обобщающий урок

Исполнение выученных произведений

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

CD, ф-но


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке 3 класс Ригина

рабочая программа по музыке 3 класс Г.С.Ригина...

Рабочая программа по музыке 5 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об...

Рабочая программа по музыке 6 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Рабочая программа по музыке 7 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Рабочая программа по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...