УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Свешникова Ирина Ивановна

Цель:

Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

 

Задача:

1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.

2. Образовательная  - знакомство  с  творчеством  русского  композитора  А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

3. Развивающая -   развитие  вокально–хоровых  навыков,  совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                              План – конспект

  УРОКА  ПО  ПРОГРАММЕ  «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок

                    Авторы:   Е.Д. Критская,  Г.П. Сергеева,   Т.С. Шмагина

Тема:  «Романса трепетные звуки».

Цель:

Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Задача: 

1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.

2. Образовательная  - знакомство  с  творчеством  русского  композитора  А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

3. Развивающая -   развитие  вокально–хоровых  навыков,  совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

Оборудование:

  • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
  • Иллюстрации с изображениями гор
  • Карточки с эпитетами
  • Синтезатор.

Материал: 

1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».

2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».

3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте

4. "Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.

5. «Очи чёрные» цыганский романс.

ХОД УРОКА

1. слайд.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса.

2. слайд.

Тема нашего урока  «Романса трепетные звуки»,

а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».

 Как вы понимаете смысл этого высказывания?

3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока:  - Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Для начала вспомним, что мы знаем о романсе

4. слайд Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.

5. слайд  

В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока:

  • Профессиональный романс
  • Бытовой романс

6-8 слайды

Исполнители русского романса

Кого из исполнителей вы узнали?

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение, какого поэта я прочитала?

 Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же "Горные вершины" Лермонтова  Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера).

Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:

Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
Спят утёсы и ущелья,
Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
Густые рои пчел,
     звери гор высоких
И чудища в багровой глубине морской.
Сладко спит и племя
Быстролетающих птиц.

Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему?

Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками)

Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов: Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн

9 слайд

Рубинштейн  Антон Григорьевич (портрет)

пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Разучивание мелодии романса.

Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему?

Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов.

10-24 слайды    Презентация романса «Горные вершины».

Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор?

Восходящие мелодические линии

Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха

Нарастающая динамика (восторг, радость)

Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса?

Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский

25-34 слайды Презентация  цыганского романса «Очи чёрные».

35-36 слайды. Рефлексия.

37 слайд.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей – то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносит из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется, и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным.

                                А. Блок

 Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока: "В музыкальном театре".В презентации представляется второй акт оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин".Знакомство с музыкой Ф. Шопена....

Рабочие программы по предмету "Музыка" авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Рабочие программы "Музыка" авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина с  пояснительными записками  и  титульным  листом....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...

Презентация "Дж.Гершвин. Симфоджаз". Программа авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Знакомство с жанром симфоджаза на примере музыкального произведения Дж.Гершвина. К презентации прилагается видео-материал: Уинтон Марсалис - Джаз в Марсиньяке и Смфония №40 В.А.Моцарта....