Главные вкладки

    УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
    план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

    Свешникова Ирина Ивановна

    Цель:

    Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

     

    Задача:

    1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.

    2. Образовательная  - знакомство  с  творчеством  русского  композитора  А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

    3. Развивающая -   развитие  вокально–хоровых  навыков,  совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  План – конспект

      УРОКА  ПО  ПРОГРАММЕ  «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок

                        Авторы:   Е.Д. Критская,  Г.П. Сергеева,   Т.С. Шмагина

    Тема:  «Романса трепетные звуки».

    Цель:

    Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

    Задача: 

    1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.

    2. Образовательная  - знакомство  с  творчеством  русского  композитора  А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

    3. Развивающая -   развитие  вокально–хоровых  навыков,  совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

    Оборудование:

    • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
    • Иллюстрации с изображениями гор
    • Карточки с эпитетами
    • Синтезатор.

    Материал: 

    1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».

    2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».

    3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте

    4. "Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.

    5. «Очи чёрные» цыганский романс.

    ХОД УРОКА

    1. слайд.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса.

    2. слайд.

    Тема нашего урока  «Романса трепетные звуки»,

    а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».

     Как вы понимаете смысл этого высказывания?

    3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока:  - Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

    Для начала вспомним, что мы знаем о романсе

    4. слайд Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.

    5. слайд  

    В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока:

    • Профессиональный романс
    • Бытовой романс

    6-8 слайды

    Исполнители русского романса

    Кого из исполнителей вы узнали?

    Горные вершины
    Спят во тьме ночной;
    Тихие долины
    Полны свежей мглой;
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы...
    Подожди немного,
    Отдохнешь и ты.

    Стихотворение, какого поэта я прочитала?

     Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же "Горные вершины" Лермонтова  Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера).

    Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:

    Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
    Спят утёсы и ущелья,
    Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
    Густые рои пчел,
         звери гор высоких
    И чудища в багровой глубине морской.
    Сладко спит и племя
    Быстролетающих птиц.

    Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему?

    Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками)

    Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов: Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
    Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн

    9 слайд

    Рубинштейн  Антон Григорьевич (портрет)

    пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

    Разучивание мелодии романса.

    Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему?

    Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов.

    10-24 слайды    Презентация романса «Горные вершины».

    Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор?

    Восходящие мелодические линии

    Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха

    Нарастающая динамика (восторг, радость)

    Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса?

    Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский

    25-34 слайды Презентация  цыганского романса «Очи чёрные».

    35-36 слайды. Рефлексия.

    37 слайд.

    Я никогда не понимал

    Искусства музыки священной,

    А ныне слух мой различал

    В ней чей – то голос сокровенный.

    Я полюбил в ней ту мечту

    И те души моей волненья,

    Что всю былую красоту

    Волной приносит из забвенья.

    Под звуки прошлое встаёт

    И близким кажется, и ясным:

    То для меня мечта поёт,

    То веет таинством прекрасным.

                                    А. Блок

     Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

    Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

    Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

    Тема урока: "В музыкальном театре".В презентации представляется второй акт оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин".Знакомство с музыкой Ф. Шопена....

    Рабочие программы по предмету "Музыка" авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

    Рабочие программы "Музыка" авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина с  пояснительными записками  и  титульным  листом....

    Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

    Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

    Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

    Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...

    Презентация "Дж.Гершвин. Симфоджаз". Программа авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной

    Знакомство с жанром симфоджаза на примере музыкального произведения Дж.Гершвина. К презентации прилагается видео-материал: Уинтон Марсалис - Джаз в Марсиньяке и Смфония №40 В.А.Моцарта....