Литературный вечер "Чтобы не было неправды и зла на Земле"...
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Данное мероприятие помогает ввести ребят в духовный мир писателя, в нравственный мир его героев; способствует развитию интереса к творчеству писателя и его личности, воспитывает любовь к сибирской литературе через приобщение к творческому наследию В.Г Распутина и к «малой» родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat-_muz_kompozitsiya.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер
«Чтобы не было неправды и зла на Земле…»
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Г. Распутина, ввести ребят в духовный мир писателя, в нравственный мир его героев;
- развивающая: стимулировать самостоятельное мышление учащихся;
- воспитывающая: способствовать развитию интереса к творчеству писателя и его личности, воспитывать любовь к сибирской литературе через приобщение к творческому наследию В.Г Распутина и к «малой» родине.
Проблема:
Кто знает правду о человеке: зачем он живет?
Методы и приемы:
1. объяснительно- иллюстративный (беседа, слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведений В. Г. Распутина);
2. репродуктивный (применение знаний на практике);
3. проблемный;
4 частично – поисковый
Оформление: «Чтобы не было неправды и зла на Земле…»
Высказывания:
«Чужим несчастиям и нуждам готов помочь я всей душой» (И. Суриков)
«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Б. Паскаль)
Портрет писателя.
Книжная выставка «Уроки Правды», посвященная В. Г. Распутину:
1 раздел: «В. Г. Распутин: право на искренность» (литература о писателе»;
2 раздел: «Движение души» (повести писателя»;
3 раздел: «Большой малый жанр» (по страницам рассказов);
4 раздел: постоянство» (читая публицистику»
В литературной композиции прозвучали стихи Н Заболоцкого, А Преловского, В. Соколова, Г Куцебо, Н. Рубцова.
Выставка книг любимых писателей и поэтов В. Г. Распутина.
Четыре подпорки у
человека в жизни:
дом с семьей, работа, люди,
с кем вместе править праздники
и будни, и земля, на которой
стоит твой дом.
В. Г. Распутин
Учитель: Вы, наверное, слышали о том, что многие люди имеют в своих библиотеках «золотую» полку – полку с любимыми книгами. Однажды на страницах «Комсомольской правды» о такой полке рассказали известные рабочие, деятели искусства, ученые, космонавты. И многие из них назвали среди самых дорогих книги В. Г. Распутина. Сегодня мы и поведем разговор об этом большом русском писателе, нашем современнике, о его замечательных произведениях.
Ведущий: Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
- Я ищу человека,- ответил он.
- Кого? Меня? Его?
- Я ищу Человека, - повторил мудрец.
Ведущий: А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
Ведущий: Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?
Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена. В мире много грустного, горького, несправедливого. Хочешь изменить этот мир, начни с себя. Вопрос: «Как жить на Земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. «Каким ты станешь? Сможешь ли думать об окружающих тебя людях? Будешь ли нести добро, справедливость? Заслужишь ли звания Человек с большой буквы?»
Человеком с большой буквы мы называем замечательного писателя, нашего современника, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и России – Валентина Григорьевича Распутина.
Ведущий: Чтобы судить о писателе не по внешним признакам, а по самой сути, заглянем в его истоки – в детство, откуда он начинается.
Ведущий: Все мы родом из детства, и эта истина вдвойне верна по отношению к писателю, ибо именно в детстве накапливается источник духовной энергии, питающий потом все его творчество, именно в детстве закладывается и путь писателя, его судьба.
Чтец:
Запах дегтя, струганные доски
Лайки, ружья, сети, невода,
Земляков бесшумные походки –
Все это родное навсегда.
Это мир, в котором я родился
Родина – начало всех начал…
Мне крапивник на руку садился,
Голосистым песням обучал.
Ведущий: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В. Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов.
Чтец:
Счастье – родину иметь
Да о ней всюжизнь болеть!
Вечно помнить свет села,
Дом родной, святые сени
И заветные ступени,
По которым в мир сошла.
Ведущий: Родился В. Г. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть – Уда, расположенном на берегу Ангары, в 300 –х километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в приютившейся неподалеку деревне с красивым напевным именем Аталанка.
Ве\дущий: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь,- к отчему краю.Сам писатель говорит так: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина – от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве, мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими первоначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки…».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий: Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его. А начала эти, применительно к Распутину, неотъемлемы без влияния самой Сибири - тайги, Ангары.
Песня «Ангара»
Ведущий: «Я говорю, что в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль:когда – то в неомеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нет сознательного и материального чувства Родины».
Чтец:
Обязательно выдюжить
И порадовать вестью.
Обязательно выдержать ,
Обязательно с честью.
И живя перемеченным
Метой празднеств и бедствий.
Быть в душе незамеченным,
Знаменитым, как в детстве.
Мы родины не выбирали,
Но если б выбор был у нас,
Я б выбрал только эти дали,
Иных не мысля про запас.
Ведущий: Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который дает человеку для жизни едва ли е больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной; в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.
Ведущий: Для нашего поколения был очень труден хлеб детства»,- отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах о скажет более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».
Чтец:
Я помню все. До стебелька. До слез.
Врасплох захваченному давней болью.
Быть может, мне и не к лицу слеза,
Но этой горько, этой тяжкой пылью
Я еще в детстве засорил глаза.
Ведущий: Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Чтение для него не было просто удовольствием или развлечением,- оно было и осталось работой над собою, и работой немалой. По убеждению писателя, «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от уважения. Культура чтения тоже существует, но не все ею владеют».
Ведущий: Библиотека начальной школы была маленькой- всего 2 полки книг, читать разрешали только в школе. Но каждый из нас знает, какая это великая сила – страсть к чтению Мы можем, особенно в детстве, забыть о еде, о том, что давно пора спать, даже о каких – то делах, увлеченные книгой.
Ведущий: Вот и Распутин вспоминает: « Свое знакомство с книгами я начал с …воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книгу. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые. .. За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать – то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться мне на глаза – будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в 5 класс, учиться стал в районном центре. Там уже была библиотека. По сравнению с сельской – неплохая. И книги в ней были доступны».
Ведущий: В. Г Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. В этом убедили меня произведения «Век живи - век люби», «Что передать вороне?», «Пожар», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Уроки французского», «Дочь Ивана, мать Ивана»…
На вопрос, какие качества писатель больше всего ценит в людях, мы также нашли ответ у В. Г. Распутина: человечность, ответственность за все происходящее за землю, милосердие, любовь к природе...А сам он ответил: « Доброту, несуетность, совестливость и чувство собственной вины и ответственности за все, что происходит в мире».
Ведущий: Этими качествами и обладала героиня рассказа «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна, одна из тех, кто помог маленькому рассказчику стать образованным человеком. Писатель почти не скрывает от нас автобиографичности произведения. «Я пошел в 5 класс в 1948 году», и делая нехитрый подсчет, читатель понимает: да, это о себе самом, по крайней мере, р своем сверстнике. Оно написано от первого лица, и в нем в полной мере проявляется дар Распутина: «Уроки французского» - самый популярный из ранних рассказов писателя о детях. То же самое послевоенное время, безотцовщина, полуголодное существование…
Ведущий: Перешел в пятый класс…- вспоминаем мы нейтральную, спокойную фразу. «До того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
Ведущий: До слез жалко одинокого, плохо одетого деревенского мальчишку, когда читаешь о том, как наваливалась на него тоска – тоска по дому, по деревне: «так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой».
Мальчик постоянно недоедал: «по вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно». Присылаемую матерью картошку воровали хозяйские дети, тоже голодные. От голода кружилась голова, но не было денег, чтобы купить кружку молока. Он похудел так, что приехавшая навестить его мать испугалась и даже хотела забрать обратно.
Ведущий: Что было бы с мальчиком, смог ли бы он выдержать все испытания, если бы на его пути не встретилась учительница французского языка Лидия Михайловна. …
Ведущий: «Читая произведение, мы восхищаемся душевной красотой, добротой, сердечностью, человечностью, поистине материнской любовью этой молодой женщины. Лидия Михайловна старалась не только учить мальчика языку, но и по - человечески поддержать его, обогреть». Ведь местные мальчишки частенько били его, одинокого, беззащитного, когда он стал играть с ними в чику, чтобы выиграть рубль на молоко. Ему так тяжело, обидно, что он однажды не выдерживает «срывается» - и «с ревом» бежит за машиной, на которой уезжает мать.
Эта сцена - одна из многих в рассказе, которая заставляет в жалости и сочувствии сжиматься наше сердце. И вместе с рассказчиком проникаешься чувством благодарности к Лидии Михайловне, которая идет на рискованный шаг, тайком, у себя дома , играя с учеником на деньги. Она сумела рассмотреть в своем ученике, неприглядном, оборванном, голодном, одиноком, недюжинные способности – дозволенными и недозволенными - помогает этим способностям развиться.
(Инсценирование сцены «Игра в деньги»)
Ведущий: Не все учителя оказались такими чуткими и внимательными, как Лидия Михайловна. Например, директор школы, Владимир Андреевич, считает себя человеком долга, он убежден, что порядок, пусть показной, дисциплина, пусть «из –под палки» - превыше всего. У него и объяснение с учениками напоминает скорее надзирателя с заключенными: «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом? … Вот именно: что побудило? Слушаем тебя». Он и «нашкодившую» учительницу изгоняет из школы, ни на миг не задумываясь, что побудило ее пойти на столь непедагогичные методы. Он ничуть не сомневается в своей правоте.
Ведущий: А Лидия Михайловна уезжает, она не досадует на мальчика за то, что оборвалась ее работа в школе. Прощаясь, она потрепала его по голове и сказала: «Учись спокойно». В зимние каникулы пришла посылка с яблоками и макаронами. И хотя «больше я ее никогда не видел», чувство благодарности осталось навсегда.
Чтец: Стихотворение «Посвящение учителю» (автор – учащийся 11 класса)
Ведущий: Произведение «Уроки французского» глубоко нравственно и актуально. Лидии Михайловне присущи такие качества, как неравнодушие к чужой беде, великодушие, сочувствие. Она настоящий педагог, способный понять душу и чувства ребенка. Доброта по отношению к людям вызывает ответные чувства. Став взрослым, маленький рассказчик не забыл свою учительницу и посвятил ей свое произведение.
Ведущий: В. Г. Распутин пишет: « есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление и наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми.
Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет, я сел за стол и стал вспоминать, что было когда – то со мной, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне…»
Ведущий: Усть -Удинскую среднюю школу В. Г. Распутин закончил в 1954 году. А через два месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко – филологического факультета Иркутского государственного университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем и поэтому учился столь же прилежно, как и раньше, много читал.
Ведущий: Для него самыми любимыми остались Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С Лесков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет… И вообще – хорошая, умная книга: у В. Распутина богатая библиотека, которую он собирает многие годы.
Ведущий: Первые публикации материалов В. Распутина в газетах совпали с годами учебы в университете. 30 марта 1957 года на страницах газеты «Советская молодежь» появился первый его материал. Еще до окончания курса обучения в университете В. Распутин стал официальным сотрудником газеты: был зачислен а должность библиотекаря: это не мешало ему публиковать репортажи, заметки, очерки. В альманахе «Ангара» стали появляться его очерки, из которых потом родилась книга
« Край возле самого неба», выпущенная в 1966 году Восточно – Сибирским книжным издательством.
В предисловии к ней А. Преловский писал: « Перед вами книга талантливого прозаика. В этом убеждаешься с первых строк: написано поэтично и правдоподобно, потому что художник не впал в экзотику, которая на каждом шагу подстерегает новичка в Саянах, не прибег к облегченным решениям, столкнувшись с тяжелыми судьбами людей, с суровым бытом охотников, с их таежным трудом».
Чтец:
Мое Отечество Россия,
Мое призвание Сибирь.
Они вели меня, растили,
Я их заботы не забыл.
Я рос, моя дорога крылась
В горах и падях без числа,
А в сердце родина двоилась,
Но не мельчала, а росла.
Судьбой отцов с моей Сибирью
Моя Россия скреплена
Так намертво, что стала былью
И существом моим она.
И стала стройкой всенародной
Чем я живу и чем дышу,
И тем, что делаю сегодня,
И тем, что завтра совершу.
И мне на это дали силу,
Чтоб смел я сметь и тверд я был.
Мое Отечество Россия,
Мое призвание Сибирь.
Ведущий: Вопрос: «Как жить на Земле? Каким ты станешь?»- рано или поздно встает перед каждым. И ответ на него читатели находят у В.Г. Распутина, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. Писателя волнуют вопросы «Для чего живет человек? Зачем? Для какой пользы?»
«Интересно, куда денется ее жизнь?- думала старуха Анна из «Последнего срока». А герой очерка «Вверх и вниз по течению, наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое, что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
На примерах произведений В .Г. Распутина мы убеждаемся в том, что каждый человек задает себе эти вопросы и ищет на них ответ.
Как никто другой, В. Распутин способен передать нам свою человеческую боль - за землю, за человека на ней.
Ведущий: В 1970 году выходит в свет повесть «Последний срок». Автор исследует конфликт между мудрым мироустройством и немудрым, суетливым бездумным существованием.
Симпатии читателя на стороне пожилой женщины, вся жизнь которой прошла в работе, заботе о детях, о хлебе насущном.
Чтец:
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый.
Руки крепкие, незлобивые – очень трудно матерью быть.
Не власти прошу, не за деньги стою.
Вдохни сердобольно в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью:
На мужа, на сына, на дочерь мою –
На каждый характер хватило.
(молитва матери)
Ведущий: Анна очень требовательна к себе. За свою трудную жизнь она никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала его царство. Аминь».
А чем же отвечают дети на любовь, заботу, бессонные ночи матери? Они собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но всех занимают собственные заботы. Например, Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы на похоронах выглядеть подобающим образом. А Варвара тут же клянчит еще не дошитое платье для своей дочери. Сыновья Михаил и Илья запасливо покупают ящик водки, «ведь мать надо проводить как следует».
В. Г. Распутин показывает, что духовный мир этих люде беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы, то есть от Матери.( Мать в повести «Последний срок» - это и есть Природа, дающая жизнь).
Вед:
Еще И. Гончаров писал: « Не изменяет и не охладевает любовь матери. Ее не уменьшить, не подкупить нельзя. Век свой одна и та же мать любит без толку и без разбору. Велики, славны, красивы, горды вы, переходит ваше имя из уст в уста гремят ваши деда по свету – голова старушки трясется от радости. Она плачет, смеется и шепчет: «Это мой». А затем затеплит лампаду перед образом Спасителя и молится долго и жарко. А чадо большей частью и не будет славою с родительницей».
Ведущий: Автор задает читателю вопрос: «Как же случилось, что в детстве чистые, цельные натуры впоследствии становятся нравственно ущербными»?
Мы осуждаем детей Анны за то, что они за своими каждодневными заботами, проблемами забыли о том, что она нуждается в помощи и просто в добром слове. «Дети забыли о самом дорогом человеке – Матери. Это непростительно!»
У В. Г. Распутина читаем: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Страшно и то, что последний срок дан не только умирающей Анне, но свой последний срок доживают на этой земле законы нравственности.
Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями раскрыта и в повести «Прощание с Матерой».
Учитель: Без таких нравственных ценностей, как Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь, Человеческое достоинство человек не может быть Человеком.
Гибель Матеры- это очень трудное время для жителей деревни, а, значит, это время испытаний и для человека. Вот она, экстремальная ситуация. Кто есть кто? Как поведут себя герои в такой ответственный момент?
Это выявляется через отношение к родной Земле.
Чтец:
Ведь все, что казалось немилым:
Осевшие набок дома,
Сараи – подернется илом,
Уйдет из души и ума.
И что- то заветное тоже
Уйдет для кого – то на дно…
Ведущий : Гибель Матеры – тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются именно в такие моменты. Сразу ясно: кто есть кто. И это выявляется через отношение к родной Земле, к «малой» родине.
Чтение отрывка из третьей главы.
Учитель: Когда мы читаем строки об обезображенных сиротливо оголенных могила, превращенных в одинаково немые холмики, о том, что старухи до ночи ползали по кладбищу, сердце кровью обливается. Давайте, противопоставим персонажей, ответим а вопрос: какая сторона утверждает справедливость, гуманность, добро? По какую сторону находится каждый из нас?
Инсценирование эпизода из повести.
1 – й учащийся:
- Мне приказали, я делаю. Нужны мне ваши покойники.
2 – й учащийся:
- А ну – ка, марш отседова, нечистая сила!...- закричала Дарья.
3 – й учащийся:
- А мы- то что? Вы поймите. Нам дали указание. …Мы не сами.
1 - учащийся:
- Поганая твоя душа! Могилы зорить… А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя здесь лежат? Ребята лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек! У какого человека духа хватит?
4 – й учащийся:
- Товарищи, тут с вашей стороны недопонимание. … Есть специальное постановление… Прежде, чем пускать воду, следует навести в зоне затопления порядок, подготовить территорию…
1 – й учащийся:
-А вы о нас подумали? ..Мы живые люди, мы пока здесь живем. Вы загодя о туристах думаете, а я счас мамину фотокарточку на земле подобрала. Это как? Где я ее могилку стану искать?
Ведущий: Дарья – удивительный человек. Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. Она приходит сюда поговорить с родными. Так должно быть, хотя многие этого не делают. Как бы от отца с матерью получает она наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во все лучшее… Что для нее изба? Изба связывает ее с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Ее не покидает ощущение этой связи с ушедшими.
Ведущий: Все подруги спешат помочь старой Дарье. Но характер ее такой, что не позволяет принять помощи. Она сама своими руками должна обрядить свою избу в последний путь. Это ее, лично ее, долг. И она не только побелила избу, но и выскребла полы, помыла окна, думая при этом: «Чует, ох, чует, куда я ее обряжаю».
Ведущий: Мы преклоняем головы вместе с автором перед простыми людьми большой бескорыстной любви.
Жизнь и судьба каждого из них является для нас Уроками Добра, Совести, Человечности.
Учитель: Давайте прослушаем поэтический отклик Станислава Куняева на «Прощание с Матерой»:
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора, все не вместишь,
Не потому ли есть у каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще скрипит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера!. Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей-
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай!
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…
Чтение статьи В. Г. Распутина «Байкал».
Чтец: Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой».
Ведущий: Сейчас особенно актуальны вопросы экологии. Главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.
Проблемы защиты природы неразрывно связаны с проблемами «экологии души». В. Г. Распутин изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.
Читая повесть «Пожар», читатель приходит к выводу: где нет любви и жалости к природе, там нет жалости к человеку. Вместе с природой гибнет человек и нравственно, и физически. Читатель готов кричать вместе с героем: «План? Да лучше бы мы без него жили.Лучше б другой пла завели – не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывали, сколько душ потеряно, к черту – дьяволу перешло, а сколько – осталось!»
Ведущий: «Еще больший пожар- пожар «во всю землю»,- начинаю урок по повести «Дочь Ивана- мать Ивана», и много надо душевных сил, чтобы прочитать ее.
Валентин Курбатов пишет: « Вдумайтесь-ка в повесть-то. Ведь никто не торопится человеку на помощь и не собирает ни Думу, ни правительство».
И, значит, Тамара Ивановна навеки права, взяв в руки обрез и решая вопросы государства своим материнским судом, потому что ее дети, ее Родина, ее защита будущего.
«Эта книга, - призыв- призыв к защите, ведь кто- то должен держать Землю и Правду, даже если ей изменяет все. Остается русский писатель…»- к такому выводу приходит читатель.
Учитель: Роль писателя, считает В.Г. Распутин, в том, что он не должен молчать, а должен ставить вопросы, мимо которых не сможет пройти ни один человек: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем? На то он и Совесть Народная».
Чем же дорог и близок нам наш земляк В. Г. Распутин?
Ученики: Темы, затронутые писателем в произведениях, актуальны и в наше время. В. Г. Распутин говорит нам о таких общечеловеческих ценностях: Совести, родине, смысле человеческой жизни, о душе, о памяти; читая его произведения, нельзя оставаться равнодушным к проблемам, которые он затрагивает; автор описывает человеческие чувства и душевные качества, которыми должен обладать каждый человек: добротой, вниманием, любовью к прошлому и настоящему, к малой родине; сила художника слова в том, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает. И мы становимся более чуткими, добрыми, милосердными.
Читая произведения писателя, ясно представляешь созданные им картины жизни, волнуешься, переживаешь за судьбы людей.
Чтец:
Есть на Земле такая глубина,
Что, как ни мерь, все не достать до дна.
Есть глубина канала и реки,
Есть глубина сердец и душ людских.
Есть души в шрамах горечи и ссадин
Поглубже всяких Марианских впадин.
И есть душа – десертная тарелка:
Все пусто, гладко, чистенько и мелко.
Ее порой боятся, глубины,
Где камешки и рыбы не видны.
1И от нее подальше ищут путь,
Чтоб ненароком в ней не утонуть.
Но в жизни так случается однажды,
Что ищут люди утоленья жажды.
И глубина зовет: «Идите, люди,
Не бойтесь, пейте воду, дна не будет».
Учитель:
Хочется, чтобы всю жизнь и детей и взрослых поддерживали четыре подпорки, о которых пишет В. Г. Распутин: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит наш дом!
Добро требует ежечасного, каждодневного, терпеливого труда души, добротворчества.
И за это огромное спасибо и низкий поклон В. Г. Распутину!
Литература:
1. Айзерман А. С. Дар души и дар глагола. М., Педагогика. 1990.
2. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1999.
3. Ильин Е. Н. Герой нащего урока. М., Педагогика. 2009.
4. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 2008.
Распутин В. Г. Прощание с Матерой. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....
Литературная гостиная «Они были молодыми…» ( Музыкально-поэтическая композиция)
Литературная гостиная «Они были молодыми» предшествовала изучению литературы периода Великой Отечественной войны и мотивировала учащихся на активное исследов...
Литературная гостиная Тема: «Как не любить мне эту землю».
Цель: - воспитание любви к родине; формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну; развитие творческих способностей учащихся...
Литературно-музыкальная композиция Как не любить мне эту землю...
Внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы с приглашением тружеников тыла и детей войны....
Литературная композиция "Это было в Краснодоне"
Литературная композиция "Это было в Краснодоне" с приложением- презентацией...
Музыкально-литературная композиция "То было раннею весной..." (По творчеству А. К. Толстого)
Музыкально-литературная композиция «То было раннею весной…» (По творчеству А. К. Толстого)Цели:развитие речи учащихся; развитие их творческих способностей и творческого вообра...
литературно-музыкальная композиция "Чистый и просветленный лик донской земли в произведениях В.А. Закруткина"
Целью данного мероприятия стало изучение культуры, истории района, воспитание любви к своей малой родине через прозаические произведения В.А. Закруткина....