В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шипилова Алла Ивановна

Работа над идейно-художественным анализом стихотворения позволяет ученикам осмыслить содержание произведения, понять  особенности поэзии Маяковского, роль авторских неологизмов в стихотворении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ стихотворения18.23 КБ

Предварительный просмотр:

В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Маяковского, особенностями стихосложения, поэтического языка, новаторством в творчестве поэта; готовить детей к идейно-художественному анализу стихотворения; настроить детей на сопереживание чувствам поэта; воспитывать жалость, сочувствие ко всему живому на земле.

Оборудование: портрет поэта, толковый словарь русского языка.

        Ход урока.

        I. Объявление темы и цели урока.

        Выразительное чтение (учителем или заранее подготовленным учеником) стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

        II. Беседа по содержанию произведения.

        Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Какие чувства вызывает оно у читателя?

        Определите идею произведения. Что, по утверждению поэта, должно стать естественной нормой поведения человека? Объясните значение слов: естественная форма, со-чувствие, со-страдание.

(По ходу беседы учащиеся делают записи в тетрадях:

Тема: происшествие на улице

Основная мысль, идея: Сострадание, сочувствие  всему живому должно стать естественной нормой поведения человека.

        III.Работа над поэтическим языком произведения.

        Прочитайте описание улицы. Найдите аллитерацию (гриб, грабь, гроб, груб… На круп грохнулась) С какой целью используется аллитерация? (Резкие звуки в сочетании со зловещим смыслом слов передают звук падения, неожиданность, ужас).

        Как описывается толпа? Определите по словарю значение слова зеваки.

        Как описан смех? Почему  он зазвенел и зазвякал? (Это бездушный, жестяной смех, смех-вой)

        Что увидел человек в глазах упавшего животного? Какова роль метафоры «улица опрокинулась…» (мир перевернулся, произошла катастрофа).

        Как образованы неологизмы каплища,  ржанула? Подберите слова с такими же суффиксами.  Какое значение приобретают изобретенные поэтом слова? Почему они необходимы, что помогают понять, подчеркнуть, выделить?

        Какие еще неологизмы употреблены в стихотворении? Какова их роль? (плоше, опита, клешить).

        Вспомните, что вам известно об особенностях рифмы у Маяковского? Какие необычные рифмы в стихотворении вы можете назвать? (каплища - тоска плеща, в вой ему -  по-своему, шерсти -  шелесте).

        В. Маяковский придавал большое значение рифме, считал, что рифмоваться должны  самые важные слова. Какие из отмеченных вами рифм подтверждают это?

        Как герой произведения обращается к лошади? Прочитать.  Объясните  слова:

        … все мы немножко лошади,

        Каждый из нас по-своему лошадь…

        Почему герой произведения называет лошадь деточкой и в то же время  обращается к ней на вы? Почему лошадь старая и рыжий ребенок? (В таком обращении сочетается сочувствие, нежность к страдающему животному и уважительное отношение к  соседу по планете).

        Прочитайте  финальную часть стихотворения. Как вы ее понимаете?

        Итог урока.

        Домашнее задание (по выбору учащихся)

  • Выразительное чтение стихотворения;
  • Выучить стихотворение наизусть;
  •  идейно-художественный анализ стихотворения (устно);
  • Написать сочинение-миниатюру по мотивам стихотворения по самостоятельно сформулированной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....