Главные вкладки

    Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Карась Наталья Владимировна

    Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury._shukshin.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

    Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Урок литературы

    Мы – люди, потрясённые Шукшиным

    Хочешь быть мастером,

    макай своё перо в правду.

    Ничем другим больше не увидишь.

    В. М. Шукшин

    Из рабочих тетрадей 

    Подготовила и провела

    Карась Наталья Владимировна

    Гусь-Хрустальный

    2014

    Цели урока

    Образовательные:

    • познакомить ребят с биографией писателя;
    • продолжить знакомство с творчеством Шукшина; особенностями малого жанра автора; любимыми героями;
    • продолжить обучение составлению синквейна

    Воспитательные:

    • вызвать интерес к личности и творчеству прозаика;
    • продолжить прививать любовь к слову;
    • приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы

    Развивающие:

    • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное;
    • развивать навыки творческого чтения;
    • развивать, обогащать речь учащихся.

    Мы – люди, потрясённые Шукшиным

    Хочешь быть мастером,

    макай своё перо в правду.

    Ничем другим больше не увидишь.

    В. М. Шукшин

    Из рабочих тетрадей

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по жизни и творчеству В. М. Шукшина. Заглянем на Алтай, где родился Василий Макарович, побываем в гостях у некоторых его героев. А начать мне бы хотелось со слов самого писателя: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь». Да Шукшин умел удивлять, задеть за живое, пробиться в души читателей. Он не щадил себя, торопясь, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял себе пожить расслабленно, развалившись, - писал Шукшин. - Вечно напряжён и собран».

    Теперь давайте познакомимся с биографией писателя, а для этого заглянем на Алтай, в село Сростки.

    Выступление заранее подготовленных учеников.

    Дома вы читали рассказы Шукшина и вступительную статью учебника о писателе, поэтому вы можете ответить на вопрос:

    -Кто же герои Шукшина?

    Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие.

    Ещё до того, как мы начнём обсуждать рассказы, которые вы прочитали дома, мне хочется познакомить вас с известной фразой Н. А. Островского из его кники  «Как закалялась сталь»:

    «Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор мучения за подленькое и мелочное прошлое…»

    -Как вы понимаете слова Островского  «бесцельно прожитые годы»?

    - Это годы, когда ты не смог создать что-то хорошее, принести пользу людям.

    - А важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?

    А теперь следующая станция, совхоз «Гигант», и рассказ «Крепкий мужик».

    - О чём он? Кратко перескажите.

    О том, что Николай Шурыгин решил сломать пустую и ненужную, как он считал, церковь, чтобы использовать кирпич для постройки свинарника. И  это ему удалось, т.е. церковь он сломал.

    - Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь?

    Судя по манере поведения, по речи о Шурыгине можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной брани и крика у него не обходится ни одного дела.

    Кроме того,  он любит выпить. Это ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти. В критические моменты он может быть страшен.

    - Почему решил герой сломать церковь? Зачитайте.

     «Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».

    Может быть это хорошо? Церковь пустая. Кирпич нужен. Наверное, это характеризует Николая как человека хозяйственного.

    - Чем была церковь для односельчан Шурыгина?

    См. текст

     «Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».

    «Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её...».

     Мать: «Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла».

    Да, она была красивая, оживляла село, прибавляла сил усталым и была олицетворением малой родины.

    - Замечал ли эту красоту Шурыгин?

    Нет.

    - Как отнеслись односельчане к поступку Николая? (см. текст)

     «Кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь».

    - Шурыгин, прекрати своевольничать!

    Учитель:

    - Немедленно прекратите! Чьё распоряжение? Это семнадцатый век!

    - Кто из всех односельчан не только словом, но и делом стал отстаивать церковь?

    Это учитель. Он «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной»

    Но, когда Шурыгин «схватил его в беремя и понёс прочь от церкви», никто из народа под стену не стал.

    - Что же делали люди? (см. текст)

     «Все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».

    - Какая стилистическая фигура здесь используется  Шукшиным?

    Анафора

    - С какой целью?

    Чтобы подчеркнуть всеобщее бездействие.

    Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивление одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ бездействует. Шукшин знает и слабые и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.

    И всё же народ осудил Николая.

    - Кто он теперь для них?

    «Идиот», «идол», «харя необразованная».

    - Что сказала ему мать, узнав о его поступке?

     «Колька, идол ты окаянный…». (Зачитываем отрывок)

    - Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? Добыл ли он кирпич? Почему?

     « Покрошилось много, ага…  Не знаю, как их потом долбать… попробовал ломиком – крепкая зараза. Действительно, литьё!».

     «К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, – подумал. – Ну и хрен с ними! Сгребу в кучу бульдозером, и пусть крапивой зарастает».

    Итак, автор приводит нас к тому, что Николай совершил варварский, бесполезный поступок. И на душе у него, наверное, скверно. Недаром он постоянно пьёт водку, даже поёт, пытаясь всем показать, что несмотря ни на что у него прекрасное настроение.

    - И как он себя оправдывает? (см. текст)

     «Приходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился…». (Зачитываем отрывок)

    Был в истории человек по имени Геростат, грек из Малой Азии, которой разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославится. Так и Николай Шурыгин, конечно, прославился на всё село, И будут его помнить.

    - Только не будет ли ему «мучительно больно» в конце жизни?

    Хотелось бы надеяться, что будет.

    - И ещё одна станция. Село Чебровка, где живёт Сёмка Рысь из рассказа «Мастер».

    Как вы думаете, почему из совхоза «Гигант» мы отправляемся в Чебровку?

    Главный герой, Сёмка Рысь, поразился красотой церкви. Он захотел её отремонтировать, обращался к церковным и светским властям, но нигде его не поддержали.

    - Найдите эпизод, где Сёмка любуется этим храмом.

     «И стоит в зелени белая красавица. Столько лет стоит…» (Зачитываем отрывок)

    Жаль, конечно, что не удалось Сёмке сделать задуманное. Но одно намерение уже само по себе дорого автору и показывает нам «забулдыгу, но непревзойдённого столяра» как человека способного любить и понимать прекрасное. Этот трактором по красоте не пройдётся.

    Ещё один рассказ, который мы сегодня обсудим, называется «Гринька Малюгин». И следующая станция  - «Бензохранилище».

    Главный герой рассказа - Гринька.

    - Каким он был по мнению односельчан? (см. начало рассказа)

    «Был он человек недоразвитый, придурковатый».

    - Давайте найдём портрет героя.

     «Был он здоровенный парень…» (Зачитываем отрывок)

    -Красив он?

    Нет, длинные руки, вытянутое, как у лошади, лицо.

    Далее автор пишет: «Вот такая история приключилась однажды с Гринькой.»

    - Какая же история с ним приключилась?

    Главный герой приехал на бензохранилище. И вдруг там начался пожар. Горели бочки с бензином в одной из машин. Гринька сел в горящую машину и направил её к реке, а сам выпрыгнул и сломал ногу. См. текст. «Гриньку точно кто-то толкнул сзади…»

    -Что было бы, если бы он этого не сделал?

    Взрыв. Очень сильный пожар. Сгорели бы машины, возможно, погибли люди.

    - Как вели себя другие люди во время пожара?

    Какой-то толстый мужчина (профорг) бегает и кричит: «Давайте брезент! Э-э! Куда вы? Успеем же!.. Э-э!..»

    Итак, пока все паникуют, думают о своём спасение, один Гринька, недоразвитый, придурковатый, некрасивый парень сообразил, что нужно сделать. Интересно, как разные люди относятся к поступку Гриньки?

    Девушка-корреспондентка

    Она пишет о нем статью в газету.

     «На другой день Гриньке принесли газету…» (Зачитываем отрывок)

    Да, она понимает, что он совершил «мужественный поступок», «рискуя жизнью, спас государственное имущество».

    - А как к этому же поступку относится мать Гриньки?  См. текст.

    «И вечно тебя несёт куда-то, дурака. Никто небось не побежал…»

    И ещё мать задаёт сыну очень интересный вопрос. Какой?

    -Деньжонок-то нисколько не дали?

    -Что ей на это сказал сын?

    Ты чо? Ненормальная какая-то…

    -А сам Гринька считает, что совершил подвиг?

    Нет, вот если бы его на Луну запустили… И на вопрос журналистки: «Что вас заставило броситься к горящей машине?». Он отвечает: «Дурость… Я же мог подорваться».

    -Так какой же он на самом деле Гринька Малюгин?

    Человек немного странный, не похожий на других, чудной. Он совершил подвиг, но немного стесняется этого. И совсем не считает, что его должны наградить.

    -Что это за тип шукшинского героя?

    Гриньку можно назвать чудиком.

    -Какие они эти герои Шукшина?

    Это люди, обладающие доброй душой, тянущиеся к прекрасному, к знаниям, к искусству. Поступки этих героев отличаются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, т. е. привычно для них как дыхание.

    Да, Гринька Малюгин – чудик. Но именно такие люди на войне совершали подвиги, не думая ни о себе, ни о наградах…

    - А теперь давайте заглянем на следующую станцию, в село, где живёт семья Андрея Ерина, ещё одного шукшинского «чудика» из рассказа «Микроскоп». Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина?

    Потому что он мечтает о недостижимом. Он хочет избавить мир от микробов.

    - Что же он для этого делает?

    Он обманул жену, сказав, что потерял зарплату. А сам  купил на эти деньги…

    -Что же он купил?

    Микроскоп.

    -Зачем столяру микроскоп?

    Ему очень интересно, что и в воде и в других жидкостях есть микробы.

    -Почему же так беспокоят Андрея микробы? Как он сам объясняет это? См. текст.

     «Дело в том, что человеку положено жить 150 лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм и, как только он чуток ослабевает, они берут верх»

    Мне хочется обратить ваше внимание на тонкий юмор, с которым автор описывает психологию А. Ерина, и его увлечённость.

    -Какие моменты можете вы назвать, где автор по-доброму смеётся над героем?

    Тогда, когда он решил микробов проволокой «накалывать».

    Зачитайте.

     «Как-то Андрей принёс с работы…» (Зачитываем отрывок)

    И когда он побаивается жены со сковородником.

    И когда на него нападает азарт любознательности, и он даже на время становится хозяином в доме»

    -А кто же по-вашему прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Что нужнее: шубки детям или микроскоп и борьба с микробами?

    Андрей, узнав, что жена отвезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну:

    «Да… Шубки надо. Ну ладно – шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! На карачках, но ползи в науку – великое дело.. Учись  знай. И не пей никогда… Да, они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает и без этого».

    -Как эти слова влияют на смысл рассказа?

    Живёт в А. Ерине тяга к науке. Может быть, из него получился бы хороший врач, учёный, исследователь. И теперь ему хочется, чтобы его мечту осуществил сын.

    -Почему «чудики» кажутся нам людьми «не от мира сего»?

    Потому что они не такие как большинство людей. Они как будто «парят» над действительностью, в них есть стремление к хорошему: к добру, к науке и т. д.

    А теперь давайте послушаем синквейны, которые у вас получились?

    1)Николай (Шурыгин)

    Упрямый, ограниченный.

    Ломает, ругается, пьёт.

    Николай  Шурыгин – современный Геростат.

    Крепкий мужик

    2) Гринька

    Смелый, странный.

    Спасает, хвалится, стесняется.

    Это герой нашего времени.

    Чудик        

    3)Андрей

    Увлечённый, смешной.

    Обманывает, исследует, грустит.

    В нём погиб учёный.

    Чудик

    Я очень рада, что вы прочитали предложенные мной рассказы. Подводя итог, мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что герои Шукшина – люди реальные, взятые из жизни. Их нельзя разделить на положительных и отрицательных. Надеюсь, что ваше путешествие в мир творчества этого писателя, актёра, режиссера, макавшего своё перо в правду, продолжится, и вы вместе со мной сможете сказать: «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».

    Домашнее задание: сочинение - миниатюра по одной из тем:

    1. Искусство должно учить добру.

    2. Над чем заставляют задуматься рассказы Шукшина?

    3. Новый тип героя в рассказах Шукшина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

    Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

    Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

    Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

    Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

    Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

    Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

    Открытый урок литературы  на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…»  (По  повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....

    Урок по литературе на тему: "Бедные люди"

    Данный урок по литературе в 9 классе У/О включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содержанием рассказа, коррекционно-развивающая, где на уроке основным является развитие ...

    Урок литературы на тему: "Праведные люди в неправедном мире".

    Урок литературы для обучающихся 10 класса, который раскрывает образы праведников в русской литературе....