Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Карась Наталья Владимировна

Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._shukshin.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок литературы

Мы – люди, потрясённые Шукшиным

Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду.

Ничем другим больше не увидишь.

В. М. Шукшин

Из рабочих тетрадей 

Подготовила и провела

Карась Наталья Владимировна

Гусь-Хрустальный

2014

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить ребят с биографией писателя;
  • продолжить знакомство с творчеством Шукшина; особенностями малого жанра автора; любимыми героями;
  • продолжить обучение составлению синквейна

Воспитательные:

  • вызвать интерес к личности и творчеству прозаика;
  • продолжить прививать любовь к слову;
  • приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • развивать навыки творческого чтения;
  • развивать, обогащать речь учащихся.

Мы – люди, потрясённые Шукшиным

Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду.

Ничем другим больше не увидишь.

В. М. Шукшин

Из рабочих тетрадей

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по жизни и творчеству В. М. Шукшина. Заглянем на Алтай, где родился Василий Макарович, побываем в гостях у некоторых его героев. А начать мне бы хотелось со слов самого писателя: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь». Да Шукшин умел удивлять, задеть за живое, пробиться в души читателей. Он не щадил себя, торопясь, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял себе пожить расслабленно, развалившись, - писал Шукшин. - Вечно напряжён и собран».

Теперь давайте познакомимся с биографией писателя, а для этого заглянем на Алтай, в село Сростки.

Выступление заранее подготовленных учеников.

Дома вы читали рассказы Шукшина и вступительную статью учебника о писателе, поэтому вы можете ответить на вопрос:

-Кто же герои Шукшина?

Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие.

Ещё до того, как мы начнём обсуждать рассказы, которые вы прочитали дома, мне хочется познакомить вас с известной фразой Н. А. Островского из его кники  «Как закалялась сталь»:

«Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор мучения за подленькое и мелочное прошлое…»

-Как вы понимаете слова Островского  «бесцельно прожитые годы»?

- Это годы, когда ты не смог создать что-то хорошее, принести пользу людям.

- А важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?

А теперь следующая станция, совхоз «Гигант», и рассказ «Крепкий мужик».

- О чём он? Кратко перескажите.

О том, что Николай Шурыгин решил сломать пустую и ненужную, как он считал, церковь, чтобы использовать кирпич для постройки свинарника. И  это ему удалось, т.е. церковь он сломал.

- Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь?

Судя по манере поведения, по речи о Шурыгине можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной брани и крика у него не обходится ни одного дела.

Кроме того,  он любит выпить. Это ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти. В критические моменты он может быть страшен.

- Почему решил герой сломать церковь? Зачитайте.

 «Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».

Может быть это хорошо? Церковь пустая. Кирпич нужен. Наверное, это характеризует Николая как человека хозяйственного.

- Чем была церковь для односельчан Шурыгина?

См. текст

 «Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».

«Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её...».

 Мать: «Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла».

Да, она была красивая, оживляла село, прибавляла сил усталым и была олицетворением малой родины.

- Замечал ли эту красоту Шурыгин?

Нет.

- Как отнеслись односельчане к поступку Николая? (см. текст)

 «Кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь».

- Шурыгин, прекрати своевольничать!

Учитель:

- Немедленно прекратите! Чьё распоряжение? Это семнадцатый век!

- Кто из всех односельчан не только словом, но и делом стал отстаивать церковь?

Это учитель. Он «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной»

Но, когда Шурыгин «схватил его в беремя и понёс прочь от церкви», никто из народа под стену не стал.

- Что же делали люди? (см. текст)

 «Все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».

- Какая стилистическая фигура здесь используется  Шукшиным?

Анафора

- С какой целью?

Чтобы подчеркнуть всеобщее бездействие.

Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивление одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ бездействует. Шукшин знает и слабые и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.

И всё же народ осудил Николая.

- Кто он теперь для них?

«Идиот», «идол», «харя необразованная».

- Что сказала ему мать, узнав о его поступке?

 «Колька, идол ты окаянный…». (Зачитываем отрывок)

- Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? Добыл ли он кирпич? Почему?

 « Покрошилось много, ага…  Не знаю, как их потом долбать… попробовал ломиком – крепкая зараза. Действительно, литьё!».

 «К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, – подумал. – Ну и хрен с ними! Сгребу в кучу бульдозером, и пусть крапивой зарастает».

Итак, автор приводит нас к тому, что Николай совершил варварский, бесполезный поступок. И на душе у него, наверное, скверно. Недаром он постоянно пьёт водку, даже поёт, пытаясь всем показать, что несмотря ни на что у него прекрасное настроение.

- И как он себя оправдывает? (см. текст)

 «Приходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился…». (Зачитываем отрывок)

Был в истории человек по имени Геростат, грек из Малой Азии, которой разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославится. Так и Николай Шурыгин, конечно, прославился на всё село, И будут его помнить.

- Только не будет ли ему «мучительно больно» в конце жизни?

Хотелось бы надеяться, что будет.

- И ещё одна станция. Село Чебровка, где живёт Сёмка Рысь из рассказа «Мастер».

Как вы думаете, почему из совхоза «Гигант» мы отправляемся в Чебровку?

Главный герой, Сёмка Рысь, поразился красотой церкви. Он захотел её отремонтировать, обращался к церковным и светским властям, но нигде его не поддержали.

- Найдите эпизод, где Сёмка любуется этим храмом.

 «И стоит в зелени белая красавица. Столько лет стоит…» (Зачитываем отрывок)

Жаль, конечно, что не удалось Сёмке сделать задуманное. Но одно намерение уже само по себе дорого автору и показывает нам «забулдыгу, но непревзойдённого столяра» как человека способного любить и понимать прекрасное. Этот трактором по красоте не пройдётся.

Ещё один рассказ, который мы сегодня обсудим, называется «Гринька Малюгин». И следующая станция  - «Бензохранилище».

Главный герой рассказа - Гринька.

- Каким он был по мнению односельчан? (см. начало рассказа)

«Был он человек недоразвитый, придурковатый».

- Давайте найдём портрет героя.

 «Был он здоровенный парень…» (Зачитываем отрывок)

-Красив он?

Нет, длинные руки, вытянутое, как у лошади, лицо.

Далее автор пишет: «Вот такая история приключилась однажды с Гринькой.»

- Какая же история с ним приключилась?

Главный герой приехал на бензохранилище. И вдруг там начался пожар. Горели бочки с бензином в одной из машин. Гринька сел в горящую машину и направил её к реке, а сам выпрыгнул и сломал ногу. См. текст. «Гриньку точно кто-то толкнул сзади…»

-Что было бы, если бы он этого не сделал?

Взрыв. Очень сильный пожар. Сгорели бы машины, возможно, погибли люди.

- Как вели себя другие люди во время пожара?

Какой-то толстый мужчина (профорг) бегает и кричит: «Давайте брезент! Э-э! Куда вы? Успеем же!.. Э-э!..»

Итак, пока все паникуют, думают о своём спасение, один Гринька, недоразвитый, придурковатый, некрасивый парень сообразил, что нужно сделать. Интересно, как разные люди относятся к поступку Гриньки?

Девушка-корреспондентка

Она пишет о нем статью в газету.

 «На другой день Гриньке принесли газету…» (Зачитываем отрывок)

Да, она понимает, что он совершил «мужественный поступок», «рискуя жизнью, спас государственное имущество».

- А как к этому же поступку относится мать Гриньки?  См. текст.

«И вечно тебя несёт куда-то, дурака. Никто небось не побежал…»

И ещё мать задаёт сыну очень интересный вопрос. Какой?

-Деньжонок-то нисколько не дали?

-Что ей на это сказал сын?

Ты чо? Ненормальная какая-то…

-А сам Гринька считает, что совершил подвиг?

Нет, вот если бы его на Луну запустили… И на вопрос журналистки: «Что вас заставило броситься к горящей машине?». Он отвечает: «Дурость… Я же мог подорваться».

-Так какой же он на самом деле Гринька Малюгин?

Человек немного странный, не похожий на других, чудной. Он совершил подвиг, но немного стесняется этого. И совсем не считает, что его должны наградить.

-Что это за тип шукшинского героя?

Гриньку можно назвать чудиком.

-Какие они эти герои Шукшина?

Это люди, обладающие доброй душой, тянущиеся к прекрасному, к знаниям, к искусству. Поступки этих героев отличаются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, т. е. привычно для них как дыхание.

Да, Гринька Малюгин – чудик. Но именно такие люди на войне совершали подвиги, не думая ни о себе, ни о наградах…

- А теперь давайте заглянем на следующую станцию, в село, где живёт семья Андрея Ерина, ещё одного шукшинского «чудика» из рассказа «Микроскоп». Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина?

Потому что он мечтает о недостижимом. Он хочет избавить мир от микробов.

- Что же он для этого делает?

Он обманул жену, сказав, что потерял зарплату. А сам  купил на эти деньги…

-Что же он купил?

Микроскоп.

-Зачем столяру микроскоп?

Ему очень интересно, что и в воде и в других жидкостях есть микробы.

-Почему же так беспокоят Андрея микробы? Как он сам объясняет это? См. текст.

 «Дело в том, что человеку положено жить 150 лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм и, как только он чуток ослабевает, они берут верх»

Мне хочется обратить ваше внимание на тонкий юмор, с которым автор описывает психологию А. Ерина, и его увлечённость.

-Какие моменты можете вы назвать, где автор по-доброму смеётся над героем?

Тогда, когда он решил микробов проволокой «накалывать».

Зачитайте.

 «Как-то Андрей принёс с работы…» (Зачитываем отрывок)

И когда он побаивается жены со сковородником.

И когда на него нападает азарт любознательности, и он даже на время становится хозяином в доме»

-А кто же по-вашему прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Что нужнее: шубки детям или микроскоп и борьба с микробами?

Андрей, узнав, что жена отвезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну:

«Да… Шубки надо. Ну ладно – шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! На карачках, но ползи в науку – великое дело.. Учись  знай. И не пей никогда… Да, они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает и без этого».

-Как эти слова влияют на смысл рассказа?

Живёт в А. Ерине тяга к науке. Может быть, из него получился бы хороший врач, учёный, исследователь. И теперь ему хочется, чтобы его мечту осуществил сын.

-Почему «чудики» кажутся нам людьми «не от мира сего»?

Потому что они не такие как большинство людей. Они как будто «парят» над действительностью, в них есть стремление к хорошему: к добру, к науке и т. д.

А теперь давайте послушаем синквейны, которые у вас получились?

1)Николай (Шурыгин)

Упрямый, ограниченный.

Ломает, ругается, пьёт.

Николай  Шурыгин – современный Геростат.

Крепкий мужик

2) Гринька

Смелый, странный.

Спасает, хвалится, стесняется.

Это герой нашего времени.

Чудик        

3)Андрей

Увлечённый, смешной.

Обманывает, исследует, грустит.

В нём погиб учёный.

Чудик

Я очень рада, что вы прочитали предложенные мной рассказы. Подводя итог, мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что герои Шукшина – люди реальные, взятые из жизни. Их нельзя разделить на положительных и отрицательных. Надеюсь, что ваше путешествие в мир творчества этого писателя, актёра, режиссера, макавшего своё перо в правду, продолжится, и вы вместе со мной сможете сказать: «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».

Домашнее задание: сочинение - миниатюра по одной из тем:

1. Искусство должно учить добру.

2. Над чем заставляют задуматься рассказы Шукшина?

3. Новый тип героя в рассказах Шукшина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Открытый урок литературы  на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…»  (По  повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....

Урок по литературе на тему: "Бедные люди"

Данный урок по литературе в 9 классе У/О включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содержанием рассказа, коррекционно-развивающая, где на уроке основным является развитие ...

Урок литературы на тему: "Праведные люди в неправедном мире".

Урок литературы для обучающихся 10 класса, который раскрывает образы праведников в русской литературе....