Воспитание смехом. Педагогическое эссе
статья по литературе (5 класс) на тему

Андреева Алла Юрьевна

Заметки из блокнота учителя-словесника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_smekhom.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алла  Юрьевна Андреева,

учитель  литературы

ГБОУ города Москвы «Школа № 345

 имени А. С. Пушкина»-

Подразделение  «353 им. А. С. Пушкина»

Воспитание смехом

Педагогическое эссе

        Особенность уроков русской словесности, на мой взгляд, состоит в том, что они должны доставлять удовольствие, воздействуя не только на разум, но и  на чувства. Убеждена, что урок литературы можно считать состоявшимся тогда, когда ученики сопереживают  прочитанному,  задумываясь, горюя и смеясь. Да, смеясь: над  ситуацией, озвученной на уроке, над героем, оказавшимся  в нелепом  положении, над веселым ответом  соседа, над собой. Смеясь вместе с автором, вместе с  одноклассниками, вместе с учителем.  Если  мои  ученики  бурно  реагируют, то не страшно, что немного нарушается  урочная дисциплина, важнее другое – дети заинтересованы.  И никто не отменял,  не переоценивал и воспитательную, и интеллектуальную, и дидактическую  роль смеха.  Это и разрядка, столь необходимая нашей перегруженной детворе. Это и учение с увлечением. Это и  выводы, к которым приходят сами ученики: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!». Это и доверие учителю, с которым сотрудничают.

Главное, разумеется, не перегнуть: не обидеть насмешкой ранимого ребенка, не испугать его в порыве высказаться искренне,  не сделать посмешищем для бойких на язык друзей. Поэтому  свою еженедельную пятиминутку  урока  «Как бедна у мира слова мастерская, подходящее откуда взять? (В. В. Маяковский) »  я провожу,  не называя имен. Если кому-то хочется, он  «авторизуется» сам.  Но себе  в блокнот вношу заметки, которыми  решила  поделиться  с коллегами, да и  пригласить улыбнуться вместе с нами, «авторами» этого  веселого момента на уроке литературы в 5 классе  школы № 353 имени А. С.  Пушкина города Москвы. Ответы детей умиляли и смешили. Детская логика непредсказуема, прочтение литературного текста пятиклассниками не похоже на  взрослое  понимание, их трактовка прочитанного  часто отличается от нашей, но я никогда не предполагала, что настолько!  

        Итак,

ГОВОРЯТ И РАССУЖДАЮТ  ДЕТИ

(Ответы пятиклассников на вопрос задания

по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Говорят не в шутку, а всерьёз…

C:\Users\US1\Desktop\vorona-i-lisica.jpg

         -Как вам видится Ворона? Аргументируйте текстом.

        -Ворона везучая: именно ей «Бог послал кусочек сыра».

        -Ворона находчивая: раз – и нашла сыр.

Смешное понимание семантики слова НАХОДЧИВАЯ. Нарочно не придумаешь! В толковых словарях находим:

НАХОДЧИВЫЙ. -ая, -ое; -ив. 1. Сообразительный, легко находящий выход из трудного положения. Н. человек. 2. Уместный и удачный. Н. ответ. II сущ. находчивость, -и, ж.

Хоть пополняй  запас современного словаря еще одним значением

 3. Находящий что-то. 

         -«Вороне где-то Бог послал кусочек сыра». Всё на Бога надеется. Такая же ленивая, как я.

        Самокритично! И по-детски открыто.

        -Ворона – маленькая дура! Съела бы сыр сразу, а не призадумывалась – а то  проворонила…

        -Конечно, грубовато, но практично… И оригинально: «Ворона проворонила»…

        -Ворона странная. И почему не улетела, когда увидела Лисицу?

        -Ворона каркнула –  и осталась «лохушкой».

Как слышим – так и пишем…  Это не первый и не последний жаргонизм и в этой работе. Просторечиями и жаргонизмами основательно  «замусорена» речь учеников. И они еще этого не осознали, по наивности, искренне  и доверительно, излагают свои чувства и эмоции своим словарным запасом: «Ворона повелась на лесть Лисицы», «Ворона тормознутая»  и подобное. Придется потихоньку удалять «слова-сорняки».

        -Ворона горластая,  но «петь не мастерица», она только глотку дерёт – каркает. Вот и прокаркала сыр.

        -Ворона глупая. Всем же понятно, что лисе верить нельзя.

        -Ворона доверчивая – поверила Лисице, что она и хороша, и петь может.

        -Ворона разомлела от Лисицыных хвалебных слов так, что «в зобу дыханье спёрло», потому что ей, наверное,  никто никогда такого не говорил.

        -Петь, конечно, Ворона совсем не умеет, а вот верит кому попало.

        -Ворона наивная, но самоуверенная, ей намекнули, что она может стать царь-птицей, она и расстаралась.

        -Ворона явно глуповатая, о чем-то «призадумалась», но не додумалась до того, что если рот разинет – сыр выпадет. Разиня.

        Интересная игра слов! Да еще и аллитерацию использовала (хотя эту звукопись привлекла интуитивно).

        -Ворона льстила  себе, что слова Лисицы – правда.

        -Добытчица! Где-то раздобыла себе сыр.

        Внешне Ворона явно не похожа на царь-птицу:  я прочитываю слова Лисицы - «какие пёрышки», «какой носок», «ангельский голосок» -  как насмешку.

И правильно делаешь!

        -Ворона неуклюжая и толстая, потому что рядом слово ВЗГРОМОЗДЯСЬ. Оно какое-то тяжёлое!

Замечательное чувство слова! Умничка! С тобой хоть сейчас начинай работать над исследовательским проектом!

***

«Смех есть веселость ума, улыбка — веселость сердца» (Братья Гонкур).  Дорогие мои коллеги-учителя,  нас почему-то выделяют в толпе по серьезным и озабоченным лицам…  Давайте находить веселое в нашей трудной  работе!  Почаще улыбайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь –  быть учителем....

Педагогическое эссе на тему: «Воспитание взгляд в будущее».

Педагогическое эссе на тему: «Воспитание взгляд в будущее».«В своем Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин немало времени уделил системе образования: &q...