Горький - мастер романтического пейзажа
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Зорина Лариса Геннадьевна

Анализ отрывка рассказа Максима Горького "Старуха Изергиль". Работа с текстом на уроке словесности, направленная на выявление индивидуальных стилевых черт, специфики, поэтики и мировосприятия писателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_master_romanticheskogo_peyzazha.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРЬКИЙ – МАСТЕР РОМАНТИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА

 (АНАЛИЗ ОТРЫВКА РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»)

 (Работа с текстом на уроке словесности, направленная на

выявление индивидуальных стилевых черт, специфики

поэтики и мировосприятия писателя)


Цели:         Данное занятие открывает цикл уроков словесности, объединенных общей задачей:

1)         выявить индивидуальные стилевые черты, специфику поэтики и мировосприятия Горького;

2)        выявить, какие языковые средства и средства художественной выразительности использует Горький; их функции в тексте;

3)         работать над формированием умений учащихся «читать» пейзажи;

4)         развивать образное и логическое мышление; формировать филологическую компетентность.

Оборудование: портрет писателя, фоновая музыка, словари.

Жизнь и поэзия одно.

В. Жуковский

От всего человека остается часть

речи. Часть речи вообще. Часть речи.

И. Бродский

Гений – это бессмертный

вариант простого человека.

С. Довлатов

I. Вступительное слово учителя. Характер работы. Эпиграфы.

Справедливо считают, что идеальный, вечный смысл художественного произведения от биографической справки ничего не выигрывает, потому что истинная автобиография творца – это его произведения. Независимо от своей воли писатель прежде всего рассказывает о себе.

– У каждого художника слова есть творения, которые могут быть названы своеобразными лингвистическими автопортретами. Как вы понимаете эту метафору?

– Какие произведения писателей XIX века являются для вас символом их творчества?

II. – Сегодня в центре внимания – одна из противоречивых личностей XX века.

Чтение, запись фрагмента текста.

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.

Чтение, запись текста.

– Автор, название, композиционная часть. (М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль», 1895, экспозиция.)

Какую грань писательского таланта М. Горького открывает данная миниатюра? (Мастер романтического пейзажа.)

– Назовите слова, определяющие общую тональность эпизода и рассказа М. Горького в целом. (Странных очертаний и красок... началом чудной сказки.)

Традиции какого литературного направления ясно прослеживаются в данном отрывке? (Традиции романтизма, экзотичность картин природы, необычность, «странность» изображаемого.)

Определите пространственно-временные характеристики эпизода. Почему они важны для понимания специфики произведения в целом?

(Море – «свободная стихия», вечер – граница дня и ночи, яви и сна, реальности и небытия – традиционный хронотоп романтического произведения.)

– Какие цвета использует автор при описании пейзажа? Как выбор лексики, обозначающей цвет, характеризует своеобразие авторской манеры и служит выражению идеи рассказа?

(Романтический пейзаж построен на контрастных сочетаниях (пепельно-голубые матово-черные – золотые). Яркие, насыщенные цвета и оттенки выражают мощь, первородную красоту и величие стихии.)

Принцип контраста, антитезы лежит в основе построения данного текста. Его можно проследить на различных языковых уровнях (контекстуальном и синтаксическом). Приведите соответствующие примеры.

Лексические антонимы: мягкие – резкие, тут – там; контекстуальные антонимы: острый (запах моря) – жирные (испарения земли); синтаксические антонимы: (обрывки туч) как клубы дыма – как обломки скал.

В чем сходство и в чем различие словосочетаний запах моря, испарения земли и обрывки туч, клочки неба? Как это связано с их структурой, значением и синтаксической функцией в предложении?

(Общность структуры: это именные словосочетания с зависимым словом-существительным в род. под. (атрибутивные отношения, связь – управление).

Различия в значении и синтаксической функции в предложении.

Первые два словосочетания – запах моря, испарения земли – имеют прямое значение, в предложении это два разных члена; зависимое слово – это несогласованное определение.

Вторые два словосочетания – обрывки туч, клочки неба – употреблены в переносном, метафорическом смысле; с точки зрения синтаксиса – это один член предложения.)

Охарактеризуйте мелодический рисунок миниатюры. Какие выразительные синтаксические средства, фигуры использует автор?

(В создании размеренной, плавной, необычной мелодики текста важную роль играют: инверсии, обособленные определения (стоящие в постпозиции, распространенные и нераспространенные), синтаксически параллельные конструкции со сравнительным оборотом, однородные члены предложения, связанные союзом и.)

Пунктуационное чтение 1-2-го предложений.

Полный синтаксический разбор 3-го предложения (с общей характеристикой и схемой).

– Какую роль играет парное соединение однородных членов с обобщающим словом в данном отрывке?

(Предложения с однородными членами обладают яркой экспрессивностью. Союз и сближает семантически отдаленные понятия (красиво и грустно), показывает равнозначность и нераздельность природы и человека (запахи и звуки, тучи и люди).)

Какие слова подчеркивают одушевленный характер пейзажа? Какова идейно-смысловая нагрузка данного приема?

(Бродили (обрывки туч) – олицетворение.

Ласково (блестели клочки неба) – эпитет.

Олицетворение окружающей природы подчеркивает неординарность, исключительность характера романтических персонажей.)

Подводя итог сказанному, назовите основные черты стиля Горького-романтика.

– Запишите высказывание А.Н. Толстого о М. Горьком. Соответствуют ли эти слова воссозданному на уроке лингвистическому автопортрету писателя?

Он выдумал жизнь радостную, полную волнующих предчувствий...

Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.

(А.Н. Толстой)

– Случаен ли выбор художественных средств, использованных Толстым? (Присутствует элемент стилизации – использование характерных приемов романтических произведений – инверсий, ярких эпитетов, перифраз; сохранен принцип контраста: выдуманная жизнь и реальная, изменяющая действительность).

– Пунктуационный анализ высказывания (обращаем внимание на связь мелодики и пунктуации, а также на способ выражения однородных членов: перечислительная и познавательная интонация).

– Каким образом могут быть истолкованы слова А.Н. Толстого при анализе стиля писателя? (Эпиграф, прямая речь, сложноподчиненное предложение, предложение с вводной или вставной конструкций).

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение на тему «Лингвистический портрет М. Горького (с использованием анализируемого на уроке текста и высказывания А.Н. Толстого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького.  Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа...

Мастер-класс "Пейзаж"-объемная картина

Мастер-класс  на  тему "Пейзаж"-объемная  картина...

Урок по литературе на тему: "Романтический пейзаж в рассказах М. Горького"

Цели урока:показать новаторство Горького; научить ассоциировать описание природы с душевным состоянием героя....

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...