Урок по литературе на тему: "Романтический пейзаж в рассказах М. Горького"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Цели урока:показать новаторство Горького; научить ассоциировать описание природы с душевным состоянием героя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiy.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:


Роль пейзажа в ранних романтических рассказах

Максима Горького.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

«Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер все так же носил его шепот по степи»;

«Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах»;

«Море шумело глухо и печально». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно такими мы видим героев ранних романтических рассказов Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море».

Итак, пейзаж одушевлен, море и степь бесконечны, они подчеркивают безграничность свободы героев, их неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу поменять. Чуть позже Макар Чудра заявит о такой позиции прямо, говоря о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

В романтическом пейзаже предстает перед нами и героиня другого рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя Макар Чудра и старуха Изергиль – главные герои этих рассказов. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функции морского пейзажа в рассказе Максима Горького "Челкаш"

Урок анализа художественного текста, с элементами исследовательской работы, составлением словаря эпитетов, встречающихся в рассказах  М. Горького...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...

Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...

Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....