Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Арамян Нунэ Генриховна

Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

учителя МБОУ гимназия №4 г. Пятигорска Арамян Н.Г.

Класс: 11

Тема урока: «Размышления о предназначении человека» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цель урока: формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях.

Задачи:

  1. Дать представление о предназначении человека через выявление истинных и ложных жизненных ценностей.
  2.  Развивать аналитическое и критическое мышление, умение сравнивать, описывать характеры и мотивы поступков разных героев произведения.
  3.  Воспитывать у школьников чувство уважения к готовности пожертвовать собой во имя своего народа и его заветов, к проявлению героизма в критической ситуации и неприятия эгоизма, индивидуализма и высокомерия.


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия.

Предметные

-  сформировать основы нравственной культуры, представление об истинных и ложных ценностях;

- сформировать представления о роли героической личности в жизни целого народа, его духовно-нравственном развитии;

- уметь анализировать произведение литературы.

Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её;

- научиться приемам знакомства с новой информацией.

Регулятивные УУД

- формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;

- уметь запоминать информацию и применять её в работе;

- адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные УУД

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем;

- уметь взаимодействовать в группе;

- уметь слушать новую информацию;

- уметь выражать свою мысль.

Личностные

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- приобрести мотивацию к творческому труду, работе на результат;

- сформировать уважительное отношение к истинным духовным ценностям в процессе знакомства с произведением М. Горького;

- выработать познавательную потребность.

Тип урока: урок-дискуссия

Используемое оборудованиекомпьютер, проектор, экран, доска

Используемые ЦОР

http://www.infourok.ru  - учебно-методический портал

http://www.proskolu.ru/- бесплатный школьный портал

http://nsportal.ru – cоциальная сеть работников образования

Пояснительная записка:

На этом уроке ученики расширяют свои знания о нравственных ориентирах человека и учатся различать истинные и ложные ценности, вырабатывают правильное представление о предназначении человека и смысле его жизни.

Класс заранее поделён на три группы, двум из которых дано домашнее задание определить жизненную позицию основных героев двух легенд: Данко и Ларры, а третьей группе (более сильным ученикам) определить плюсы и минусы каждой позиции.

Первая группа знакомит с жизненной позицией Данко.

Вторая группа знакомит с жизненной позицией Ларры.

Третья группа выступает в роли третейского суда.

Ход урока:

  1. Этап мотивации. Критерии оценивания.

  1. Этап целеполагания.

Учитель читает фрагменты из двух легенд, характеризующие жизненное кредо Данко («Что сделаю я для людей?!..») и Ларры («…он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего…») и просит дать характеристику каждому герою.

Чтение отрывков сопровождается музыкальными фрагментами, дополняющими портреты героев.

  1. Этап актуализации.

Каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает о герое легенды.

Коротко обозначая сюжет легенды, ученик дает характеристику Данко или Ларры (допустима пристрастность), сопровождая свое выступление атрибутами, позволяющими сделать его более убедительным (видеоряд, аудиозаписи).

Третья группа предлагает говорящим вопросы для освещения (возможна поддержка группы):

- Назовите основные черты, характерные для описываемого героя.

- Можно ли их назвать сильными или слабыми сторонами личности персонажа?

- Чем обусловлено такое поведение героя?

- Оправдываете вы такое поведение или осуждаете?

- Почему?

  1. Этап открытия нового знания.

Третья группа анализирует ответы ребят, представлявших Данко и Ларру, и отмечает удачные (убедительные) и неудачные (неубедительные) аргументы каждой стороны.

Выступая в качестве третейского суда, члены третьей группы говорят о следе, который оставляет каждый герой (Данко – голубые искры, олицетворяющие лучшее в человеке, свет и добро; Ларра – тень как синоним тьмы, худшего, эгоистичного, низменного, что есть в человеке), и об истинном предназначении человека.

На доске заполняется таблица плюсов и минусов каждого героя (один из вариантов заполнения таблицы: отношения «герой-толпа», отличительные черты характеров героев (положительные/отрицательные), отношение к жизни, поступки героев, отношение автора к героям, читательская реакция).

Учитель расширяет высказанные мысли, переходя к более масштабной идее о смысле жизни человека.

- Нужно ли человеку бессмертие?

- Зачем оно?

- Нужно ли к нему стремиться?

- В чем заключается истинное бессмертие человека?

Учитель:

- Две легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» позволили нам задаться серьезными философскими вопросами, задуматься о предназначении человека и понять, что истинный смысл жизни не в бессмертии и не в желании самоутвердиться, противопоставляя себя обществу и вступая с ним в конфронтацию. Неразумная толпа часто не понимает своих героев, но герои понимают ее, жалеют, видя в ней не толпу, но людей, несчастных и слабых, нуждающихся в помощи и заслуживающих быть спасенными. Герои не требуют наград и благодарности, ибо у них есть высшая цель – служение своему народу, готовность пожертвовать собой, чтобы сохранить людей и их заветы, чтобы дать им надежду на будущее.

Эгоисты, противопоставляющие себя обществу и требующие абсолютной свободы действий, пренебрегающие интересами и мнением окружающих, обречены на одиночество и вечную неудовлетворенность. Человек не может быть один, ибо он социальное существо, бессмертие для него станет наказанием и родит мысли о смерти как избавлении.

Итак, смысл жизни есть служение людям во имя идеалов любви и добра, без ожидания благодарности и почитания.

  1.  Рефлексия учебной деятельности.

Учитель

- Подумайте, какие мысли родились у вас во время обсуждения произведения М. Горького.

- Что нового вы узнали?

- Изменили ли мнение по какому-либо вопросу?

- Какие сделали для себя выводы?

Произведения литературы философского характера хороши тем, что надолго оставляет читателя неудовлетворенным, готовым к поиску ответов на вновь и вновь рождающиеся вопросы. Главное, чтобы ощущение послевкусия было приятным и настраивало на желание жить и находить в своей жизни новые смыслы.

  1. Этап ознакомления с домашним заданием и оценивание.

Выставление оценок с опорой на активность учащихся и убедительность их позиции.

Домашнее задание:

- Напишите эссе, выбрав тему для размышления самостоятельно, но при этом опираясь на проблематику сегодняшнего урока.

- Я благодарю вас за работу. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе

Урок в форме работы в группах с заданиями к  текстам философского содержания.  Проводила в классах  разного уровня подготовки,  тексты вызывали у ребят    большой интерес...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"...

Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....

Урок в 9 классе по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (Данко)

Урок в 9 классе с узбекским языком обучения по новому учебнику....