Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произведений, позволяет ребятам увидеть общность тем и проблематики рассказов, близость взглядов наших замечательных писателей-сибиряков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otk._uroka_svet_iz_detstva_na_pechat.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: СВЕТ ИЗ ДЕТСТВА
6 класс
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина
Задачи:
- Познавательные: знать основное содержание рассказов «Уроки французского» В.Г. Распутина и «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева, анализируя тематику и проблематику произведений, доказать, что рассказы схожи по сюжетной линии и идее.
- Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.
Планируемые результаты:
- предметные:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.П. Астафьева и В.П. Распутина;
- предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
- воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД:
- оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
- определять нравственные проблемы, поднятые писателями;
- осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев;
- мотивация к учению;
- регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
- формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- работать по плану;
- планировать собственную деятельность;
- научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;
- познавательные УУД:
- сбор и выделение существенной информации;
- научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать исследовательскую позицию;
- коммуникативные УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог;
- метапредметные:
- развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
- уметь работать индивидуально, находить общие решения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Методы: словесные, наглядные, практические;
Технологии: концептуального анализа слова, образно-эмоционального обучения, игровая технология.
Этапы урока:
- Оргмомент
- Актуализация знаний. Литературная игра.
- Сравнительный анализ рассказов.
- Физминутка
- Составление метафорического портрета слов (Работа в группах с текстом)
- Выводы по проделанной работе.
- 7.Подведение итогов: раскрытие смысла темы урока
- Рефлексия
- Дом. задание. Заключительное слово учителя
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. За окном прекрасная погода. Весна дарит нам особое весеннее настроение. Давайте проведем этот урок продуктивно, пусть он каждому принесет радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
В этом году мы прочитали с вами замечательные рассказы наших сибирских писателей – Виктора Астафьева и Валентина Распутина. У нас с вами уже были уроки по этим произведениям. И сегодня наша задача – обобщить изученное, сравнить эти рассказы и выйти на новый уровень понимания данных текстов. -1 мин.
2. Актуализация знаний. В начале давайте проверим, помните ли вы тексты этих рассказов. И сделаем это в форме литературной игры. (Молодцы, ребята, вы помните текст)
3. Сравнительный анализ рассказов
А сейчас перейдем к сравнительному анализу данных произведений. Как вы думаете, что общего в этих рассказах? Что их объединяет?
- Место действия - Сибирь
- Оба рассказа основаны на реальных событиях - автобиографические
- Главные герои – деревенские мальчики
- Кем стали герои, встав взрослыми – известными писателями
Молодцы, ребята, вы, верно отметили внешнее сходство сюжетов.
- Физкультминутка
Учитель:
А теперь давайте встанем,
Руки к потолку потянем.
Покажите мне, где дверь?
Смотрим в окна все теперь.
В синем небе летит птица,
Ну а нам пора учиться...
Учащиеся:
Выполняют физические упражнения вместе с учителем
5. Работа в группах с текстом рассказов
Эти произведения схожи и своим глубинным смыслом, о котором мы сегодня с вами и поговорим.
Мы с вами знаем фактическое время событий, происходящих в этих рассказах. А какими предстают эти времена, как живется людям? (Это трудное время, люди живут бедно.)
Верно, ребята, это были нелегкие времена. И особенно трудно приходилось детям. Но в жизни героев есть взрослые, которые помогли им перенести не только тяготы времени, но и стали для них примером.
Это бабушка Вити – Катерина Петровна и учительница французского языка – Лидия Михайловна. Скажите, пожалуйста, какое качество объединяет этих двух женщин?
Конечно же, доброта! В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Доброта –это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям». («Словарь русского языка» С.И. Ожегов) Слайд.
Подходит это определение доброты к поступкам бабушки и Лидии Михайловны? Как это определение перекликается с их поступками. (Они были отзывчивыми, душевными, делали добро другим людям).
Эти две женщины были не только добрыми, но и умными. Известный искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Доброта, соединенная с умом, – это мудрость. Ум без доброты – хитрость». Мне очень нравится это определение. Оно ясное, точное, легко запоминается. Рекомендую вам его запомнить.
У кого из героев был ум без доброты? Конечно, сразу на память приходит Санька. Все его поступки в этом рассказе продиктованы хитростью, личной выгодой, а значит, эти поступки какие, ребята? (Злые). Но хитрость рано или поздно оборачивается против самого хитреца.
- Метафорический портрет. Добро и зло в этих рассказах – это проявление человеческих чувств, эмоций. Я предлагаю вам составить портреты нравственных понятий - добра и зла по этим рассказам. Это будет метафорический портрет. Вспоминаем, что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение). Посмотрите план портрета. Все должно быть связано с реалиями рассказа. Цветовые эпитеты вы обозначите с помощью цветной бумаги, затем эпитеты по вкусу. Жанр портрета обязывает, чтобы было нарисовано это чувство. Вам надо в группе обсудить, какой предмет из рассказа вы возьмете в качестве символа доброты или зла, это должно быть связано с рассказом. И вы будете выступать с защитой своего портрета. (на подготовку 3-5 мин.)
- Защита портретов по группам. (Мах. балл – 19
Тому тяжело, кто не помнит добро. А наши герои помнили добро, что было сделано для них?
67. Выводы по проделанной работе. А когда герои осознали то добро, которое для них было сделано? (Когда стали старше, повзрослели). В. П. Астафьев всю свою жизнь чувствовал вину перед бабушкой, потому что он не смог приехать к ней на похороны, его не отпустили с работы. Вот как он об этом вспоминал. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет. И некому прощать...»
Но писатель отдал дань уважения и памяти своей бабушке, он увековечил ее образ в книге с говорящим названием «Последний поклон». Он хотел, чтобы люди, читая его книгу, берегли своих родных, и тогда будет жить в памяти людской и его бабушка.
И если бабушка Астафьева не успела прочитать его книгу, посвященную ей, то Валентин Распутин однажды получил письмо из Франции, на конверте было написано: Россия, Иркутск, писателю Валентину Распутину
«Меня зовут Лидия Михайловна. Я коренная москвичка. Но папу направили работать в Забайкалье. После окончания школы поступила в Иркутский педагогический институт.
В 1951 г. по распределению вуза приехала работать учителем в глухую деревню Усть-Уда. Среди шумных сверстников Валентин Распутин особенно не выделялся – высокий, худенький, скромный, бедненькая куртка, поношенная шапка, на ногах – чиги…
После своего увольнения я поездила по свету. Работала в Камбодже, в Алжире, во Франции.
Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной русской литературе. И когда я услышала фамилию «Распутин», сразу подумала – не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я 2 года учила французскому?
В Париже я преподавала в Сорбонне. Как-то зашла в книжный магазин. Так и оказался у меня небольшой томик рассказов Распутина. Стала читать рассказ под названием «Уроки французского» и обомлела – ведь Лидия Михайловна по всему выходит я…
Я написала ему и получила ответ: «Я знал, что обязательно найду Вас. Ваш старательный и бестолковый ученик Валя Распутин».
Валентину Распутину большой поклон за добрую память о нас, учителях, за то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное…»
(Сорбонна — это один из старейших университетов Европы и мира, расположенный в Париже
7.Подведение итогов: раскрытие смысла темы урока
Подведем итоги.
1.Вернемся к теме нашего урока, скажите, пожалуйста, почему наш урок так назван? О каком свете из детства говорится?
2. А мы почувствовали эту доброту? (Писатели передали ее нам, чтобы мы несли его дальше, передавали окружающим)
3. Значит, какое свойство имеет доброта, что от него рождается? (оно расширяется, его становится больше).
8. Рефлексия:
- Авторы учит нас тому, что
-Сегодня на уроке мне было интересно узнать, что
- Мне захотелось прочесть…
Слайд: общее фото писателей. Они были друзьями и единомышленниками. Уважали талант друг друга. Распутин: я думаю, что теперешняя наша русская литература должна поставить памятник нашим бабушкам…
Каждый из нас, если не на бумаге, то в памяти должен бить и бить свои последние поклоны. Хорошо, что вы сделали это на бумаге, подвигнув на благодарную память многие тысячи людей, которые… без вашей силы и искренности, без Вашего магнетизма и не удосужились бы на эту память».
9. Заключительное слово учителя
Дом. зад. написать сочинение «Могли ли герои подружиться?».
Наш урок подошел к концу. Ребята, вы хорошо поработали. Ставлю оценки.
Метафорический портрет чувств «Добро» и «Зло»
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой
Добро | Баллы | |
Подобрать эпитеты по цвету | 2 | |
Подобрать эпитеты по вкусу | 2 | |
Подобрать сравнение с одним из союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО | 5 | |
Нарисовать портрет чувства, используя узнаваемый предмет из текста как символ | 10 | |
Итого: | 19 |
Метафорический портрет чувств «Добро» и «Зло»
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой
Зло | Баллы | |
Подобрать эпитеты по цвету | 2 | |
Подобрать эпитеты по вкусу | 2 | |
Подобрать сравнение с одним из союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО | 5 | |
Нарисовать портрет чувства, используя узнаваемый предмет из текста как символ | 10 | |
Итого: | 19 |
Метафорический портрет чувств «Добро» и «Зло»
по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Добро | Баллы | |
Подобрать эпитеты по цвету | 2 | |
Подобрать эпитеты по вкусу | 2 | |
Подобрать сравнение с одним из союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО | 5 | |
Нарисовать портрет чувства, используя узнаваемый предмет из текста как символ | 10 | |
Итого: | 19 |
Метафорический портрет чувств «Добро» и «Зло»
по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Зло | Баллы | |
Подобрать эпитеты по цвету | 2 | |
Подобрать эпитеты по вкусу | 2 | |
Подобрать сравнение с одним из союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО | 5 | |
Нарисовать портрет чувства, используя узнаваемый предмет из текста как символ | 10 | |
Итого: | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....
Конспект урока литературы в 11 классе. Языковой анализ пейзажей в финале «Тихий Дон»
Тип урока: развитие речи.Жанр: лабораторная работа с текстом.Оборудование: 1) портрет М. А. Шолохова, 2) раздаточный материа...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...
Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...