Конспект урока литературы в 11 классе. Языковой анализ пейзажей в финале «Тихий Дон»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

Тип урока: развитие речи.

Жанр: лабораторная работа с текстом.

Оборудование: 1) портрет М. А. Шолохова,

                      2) раздаточный материал:

а) тексты – описания из 17-18 глав второго тома «Тихого Дона»,

б) литературоведческий текст: «Что такое пейзаж?»,

в) таблица «Средства выразительности речи»,

г) индивидуальная карточка-тест «ЕГЭ – В8».

Цели и задачи:  1) обучение анализу описательного текста,

                        2) подготовка к ЕГЭ (межпредметные связи),

                        3) повторение и закрепление основных идей романа «Тихий Дон» (подготовка к экзамену по литературе),

                        4) выработка навыков работы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок. Мероприятие: «День открытых дверей»

ГОУ «СОШ №394»

Тема урока:  «Языковой анализ пейзажей в финале романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Тип урока: развитие речи.

Жанр: лабораторная работа с текстом.

Оборудование:  1) портрет М. А. Шолохова,

2) раздаточный материал:

а) тексты – описания из 17-18 глав второго тома «Тихого Дона»,

б) литературоведческий текст: «Что такое пейзаж?»,

в) таблица «Средства выразительности речи»,

г) индивидуальная карточка-тест «ЕГЭ – В8».

Цели и задачи: 1) обучение анализу описательного текста,

2) подготовка к ЕГЭ (межпредметные связи),

3) повторение и закрепление основных идей романа «Тихий Дон» (подготовка к экзамену по литературе),

4) выработка навыков работы в группе.

Ход урока

  1. Орг. момент: объявление темы урока, задач, постановка цели: подготовка к решению самого сложного теста ЕГЭ. Контроль в конце урока.
  2. Повторение: типы речи, виды описания.
  3. Работа с листом №1. Чтение статьи «Что такое пейзаж?», конспектирование новых понятий и терминов.
  4. Выявление изобразительно-выразительных средств речи, характерных для пейзажа: тропы и синтаксические обороты речи. Чтение и анализ листа №2.
  5. Практическая работа с текстом романа. Каждый ряд получает для анализа свой пейзаж. Задания одинаковые: определить эпизод, его связь с идеей романа и роль в произведении (см. распечатку №1).
  6. Проверка работы, обсуждение, взаиморецензирование и оценивание ответов
  7. Анализ образных средств в тексте (индивидуальное выполнение задания В-8 в отдельных бланках.
  8. Домашнее задание: решить задания В-8 из книги ЕГЭ-2007.
  9. Итоги урока, оценки.

Распечатка №1

Задание №1:

  1. Выразительно прочитать эпизод, определить, о чем он, его связь с идеей романа
  2. Какова роль пейзажа в произведении? (см. распечатку №1)

Вариант I (конец 17 главы 2-ого тома)

(1) Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. (2) Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвые побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза. (3) Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…

(4) Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

(5) Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено.

(6) В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. (7) Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. (8) Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца.

Задание №2:

«В страшном эпизоде похорон самого любимого Григорием человека – Аксиньи – Шолохов использует большое количество цветовых, изобразительных и эмоционально-оценочных __________. В предложении 7 «Лучи его серебрили»… синтаксический оборот __________. В последнем предложении встречается несколько оборотов речи, среди которых: «черное и небо и черный диск солнца» - _________. «Словно пробудившись …» - __________».

Список терминов:

  1. лексический повтор
  2. гипербола
  3. сравнение
  4. символ
  5. инверсия
  6. антитеза
  7. перифраз
  8. эпитеты
  9. олицетворение
  10. парцелляция

Распечатка №2

Задание №1:

  1. Выразительно прочитать эпизод, определить, о чем он, его связь с идеей романа
  2. Какова роль пейзажа в произведении? (см. распечатку №1)

Вариант II (начало 18 главы 2-ого тома)

(1) Ранней весною, когда сойдет снег и подсохнет полегшая на зиму трава, в степи начинаются весенние палы. (2) Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец¸ взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам... (3) И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжженной и потрескавшейся земли. (4) Кругом весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета. (5) А там, где прошлись палы, зловеще чернеет мертвая, обуглившаяся земля. (6) Не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую темную пыль.

(7) Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (8) Он лишился всего, что было дорого его сердцу. (9) Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. (10) Остались только дети. (11) Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других…

Задание №2:

«Шолохов начинает последнюю главу романа «Тихий Дон» с описания пробуждающейся весенней природы и завершает пейзаж приемом ___________, в основе которого сравнения с душевным переживанием героя. Для создания национального колорита автор использует в предложении 2, 4 ___________, а также много цветовых, звуковых и оценочных ____________. Кроме того, для оценки жизни Григория писатель приводит в предложении 7 __________.

Список терминов:

  1. именительные темы
  2. литота
  3. фразеологизм
  4. антитеза (противопоставление)
  5. оксюморон
  6. диалектизмы
  7. риторическое обращение
  8. сравнение
  9. парцелляция
  10. эпитеты

Распечатка №3

Задание №1:

  1. Выразительно прочитать эпизод, определить, о чем он, его связь с идеей романа
  2. Какова роль пейзажа в произведении? (см. распечатку №1)

Вариант III (конец 18 главы 2-ого тома)

(1) Утром на следующий день он [Григорий] подошел к Дону против хутора Татарского… (2) У крутояра лед отошел от береги. (3) Прозрачно-зеленая вода плескались и обламывала иглистый ледок окраинцев. (4) Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.

(5) Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. (6) Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

(7) Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

(8) Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

(9) – Мишенька!.. Сынок!

(10) Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца…

(11) Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. (12) Он стол у ворот родного дома, держал на руках сына…

(13) Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

Задание №2:

«Шолохов завершает роман описанием весеннего Дона и хутора татарский, используя в предложениях 2, 3, 5 ___________, цветовые, одиночные, изобразительные _________. Мотив холода, льда поддерживается известным приемом (предл. 2, 3, 5) _________.

Завершается роман красивым, но ужасающим ___________ в предл. 13».

Список терминов:

  1. риторическое восклицание
  2. эпитеты
  3. вопросно-ответная форма изложения
  4. антитеза (противопоставление)
  5. лексический повтор
  6. диалектизмы
  7. оксюморон
  8. литота
  9. символ
  10. фразеологизм

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.

Бланк ответа

Класс:        Ф. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".

План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....