Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы на тему:

«Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Класс: 11

УМК: Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2019. – 289с.

Тема: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Место: первый и единственный урок

Тип урока: урок открытия нового знания комбинированного типа

Вид урока: урок-диалог

Теоретико-литературные понятия: актуализация: романтизм, неоромантизм, композиция, легенда, конфликт, мотив, образ, деталь;

Цели:

воспитывающие:

  • способствовать нравственному воспитанию обучающихся (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • создавать условия для приобщения обучающихся к духовному миру литературы (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • способствовать формированию художественного вкуса и интереса к чтению (посредством рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  • способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

  • способствовать осознанию обучающимися цели урока;
  • способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся;
  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);

обучающие:

  • создавать условия для знакомства обучающихся с творчеством М. Горького (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • способствовать развитию умения выделять композиционные и жанровые особенности рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»;
  • способствовать развитию умения сопоставлять две легенды в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявив общие мотивы, детали, события;

Личностные результаты:

  • нравственное воспитание обучающихся (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • приобщение к духовному миру литературы (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • формирование художественного вкуса и интереса к чтению (посредством рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • формирование положительной мотивации обучения;
  • осознание потребности в образовании и самообразовании;

Метапредметные результаты:

  • умение поставить цель и организовать ее достижение;
  • владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • реализация коммуникативных навыков;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ (на основе рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);

Предметные результаты:

  • обучающиеся познакомились с творчеством М.Горького (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
  • умение выделять композиционные и жанровые особенности рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»;
  • умение сопоставлять две легенды в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявив общие мотивы, детали, события;

Методы: наглядный метод, лекционный метод, метод деятельностного обучения, метод литературной беседы (постановка вопросов), эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов), интерпретационный метод, метод эмоционально-образного постижения, методы технологий развития критического мышления; метод самостоятельной работы;

Дидактический материал: учебник, презентационный материал, словарь С.И. Ожегова

План урока:

1.Организационно-мотивационный этап (3 мин);

2.Подготовка к восприятию новой темы (7 мин);

3.Аналитическая работа с текстом произведения (23 мин)

4.Рефлексия, подведение итогов (5 мин);

5.Выставление оценок, задавание домашнего задания (2 мин).

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа:

  • мотивировать

обучающихся к учебной

деятельности

посредством создания

эмоциональной

обстановки;

  • осознанное вхождение

обучающегося в

пространство учебной

деятельности, создание

предпосылок для

эмоционально

комфортной обстановки

на уроке.

- Добрый день! Я рада вас видеть. Садитесь.

- Чтение стихотворения Л.Мартынова «След»:
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

- Как вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», начался с чтения этого стихотворения?

- Приветствуют учителя, садятся.

- Слушают.

- В стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас. И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле, уходя… Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к одноклассникам;

Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в системе знаний по данному вопросу.

II. Подготовка к

восприятию новой темы

Цель этапа:

заинтересовать

обучающихся,

подготовить к

восприятию материала и беседе, определить цели.

- Прежде чем мы перейдем к рассказу, давайте повторим два литературных направления: романтизм и неоромантизм. Дайте определения и назовите отличительные черты.

– К какому литературному направлению отнесен этот рассказ?

- Что нужно сделать, для того, чтобы правильно определить жанр произведения?

- Какие возникли вопросы при чтении произведения?

- На эти вопросы мы и будем искать ответы. Сформулируйте тему урока, исходя из ваших вопросов.

- Романтизм – одно из крупнейших направлений в литературе конца XVIII – первой половины XIX в.. Отличительные черты романтических произведений:

  1. Протест против обыденности и прозаичности жизни, так как она полна тайн и неподвластна разуму.
  2. Пессимизм – идеи «космической», «мировой» скорби, тема «лежащего во зле страшного мира».
  3. В центре романтического произведения стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам, морально-нравственным нормам. Мы не осуждаем романтического героя, даже если он совершает преступление, например, убивает другого человека.
  4. «Двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставлены друг другу.
  5. Экзотическая, необыкновенно красивая природа. Чаще всего это бывает какая-то другая, чужая страна.

- Неоромантизм - новое стремление к исключительному, сказочному, яркому – естественная реакция на мрачные, натуралистические тексты, предвещающие распад привычного мира и человеческого микрокосма. Писателей и поэтов снова интересует «я», идущее наперекор правилам (будь то герой или преступник), и соответствующий цветистый антураж – порой чересчур кричащий. Неоромантизм в русской литературе – это одновременно кипящий и нежный источник, один из тех, что будут питать высокую модернистскую традицию.

- К неоромантизму.

- Чтобы определить литературное направление и жанр, необходимо проанализировать весь рассказ.

- Зачем в рассказе появляется старуха Изергиль?

- Какова ее функция?

-С какой целью она рассказывает свои легенды?

- Как она связана с образами Данко и Ларры? Какому образу она ближе?

- Почему рассказчик – это молодой человек? Какова его функция в произведении?

- Почему один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой? Чего он боялся?

- Загадки Старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль».

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения

Познавательные УУД:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

III. Аналитическая работа с текстом произведения

Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ.

- С чего необходимо начинать анализ произведения?

- Давайте вспомним, что такое композиция?

- Какова композиция рассказа? Сколько частей он содержит? Что мы узнаем из каждой части?

- Что мы можем сказать о героях? Какое качество их всех объединяет?

- Как вы понимаете слово «гордость»?

- Найдите в словаре определение слова «гордость» (работа со словарем С.И. Ожегова).

- Чем отличается гордость от гордыни?

- Тема «гордого человека» – общая тема для самосознания человека начала ХХ века.

В каких еще произведениях герои говорят о «гордом человеке»? Что можно сказать о героях рассказа «Старуха Изергиль»?

- Что такое легенда?

- Рассмотрите две легенды, которые рассказывает Старуха. Что у них общего?

- Давайте повторим, что такое конфликт?

- Что такое образ, мотив и деталь в литературе?

- Найдите образы, события, мотивы и детали, которые повторяются в обеих легендах.

- Сделайте вывод, оформив в виде таблицы: в чем сходство и отличие Данко и Ларры? Как изображено общество?

- Зачем нам понадобилось заполнять таблицу? Что мы узнали нового из текста?

- Удалось ли нам ответить ответить на вопрос: почему композиция выстроена таким образом: легенда – история Старухи Изергиль – легенда?

- Для кого рассказывает историю жизни Старуха?

- Сопоставьте отношение рассказчика к Старухе (найдите в тексте)

а) в самом начале рассказа

б) в начале II части

в) в конце II части

г) в конце всего рассказа (финал)

- В чем заключается разница между этими двумя героями?

- Предлагают варианты:

- с анализа пространства и времени;

- композиции;

- роли пейзажа;

- системы персонажей;

- Соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.

- Выделяют три части:

I часть содержит: вступление, легенду о Ларре, заключение;

II часть представляет собой: вступление, биографию самой старухи Изергиль, заключение, новое вступление (к легенде о Данко);

III часть начинается сразу с легенды, содержит заключение не только легенды о Данко, но и всего рассказа.

- Гордость.

- Чувство собственного достоинства, самоуважения.

- По словарю С.И. Ожегова гордость – это:

- чувство собственного достоинства, самоуважения

- чувство удовлетворения от чего-либо

- высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

- Сатин: «Человек – это звучит гордо» («На дне» М.Горький), герои «Вишневого сада» (А.Чехов).

Наши герои – типично романтические – гордые, мужественные, противопоставленные обществу. Они живут мифами, легендами. По этим легендам они сверяют свою жизнь: для чего они живут? Как надо правильно жить?

- Легенда – жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества.

- общее время действия – языческое;

- конфликт (между человеком и обществом).

- Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях.

- Образ – это отображение жизни человека в художественном произведении.

- Мотив – значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме или идее. Он может воплощаться в образах, смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении, выступать в виде эпиграфа или «прятаться» в подтексте.

- Деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ.

- Приложение 1.

- Узнали, что герои похожи, их отличия - кажущиеся. Цель повествования – скрытое поучение, притча.

- Нет.

- Для рассказчика.

- Неприязненное;

«Видит голый скелет с тусклыми черными глазами»;

Рассказчик сам расспрашивает старуху;

Сам ложится около нее, греет.

- В возрасте, в опыте, в национальности, в образе жизни.

Познавательные УУД:

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, желание узнать больше.

IV. Рефлексия, подведение итогов

Цель этапа:

  • подвести итог, оценить свою работу на уроке

- Смогли ли мы разгадать все загадки Изергиль? Удалось ли ответить на ваши вопросы?

- Для оценки своей деятельности предлагаю технику «Рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

- Да.

- Рефлексируют.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;
- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

V. Выставление оценок, задавание домашнего задания

Цель этапа:

  • продолжить

знакомство с творчеством М. Горького, обобщение

материала

Выставление оценок.
Домашнее задание:
#1053;аписать сочинение – рассуждение на одну из тем:
- «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?»
2. Индивидуальное сообщение «Отношение М.Горького к революции».

- Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Герои

Мотив

Ларра

Данко

а) Внешность и характер

красивый
сильный

свободный

гордый, эгоист

ловок, хищен

силен, жесток

смелый

гордый

молодой

красавец

альтруист

б) Глаза

«глаза холодные и гордые»

«в очах много силы и живого огня»

в) Происхождение

человек-орел

«один из тех людей»

г) Отношение к герою

«ничем не лучше их» (людей)

«он лучший их всех»

Общие мотивы

1. Поиск сердца

Сердце – камень

(«все искал что-то на своей груди, хватаясь за нее руками»; «ударил им /ножом/ себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им»)

Сердце – солнце

(«оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»)

2. Тоска

«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»

«…их дума родила в нем тоску»

3. Смерть

«Он не может умереть!»

«…ожидая смерти»

«…упал и – умер»

4. Страх

«всех… сковал страх»

«страшное наказание»

«Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…»

«из тьмы смотрело … что-то страшное»

5. Свобода

«Остался он один, свободный»

Свобода – это его наказание

кинул он взор «на свободную землю»

6. Отравление

«можно было бы отравить ею /тоской/ всех людей»

«в ядовитом смраде болота»

7. Смех

«Он засмеялся»

«Засмеялся гордо»

8. Гордость

«Ты, гордый, слушай!»

«Глаза его были холодны и горды»

«засмеялся гордо»

«гордое сердце»

9. Забвение

«И забыли о ней, как забывают обо всем на свете»

«Люди … не заметили смерти его»

«Один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой»

10. Втаптывание

«Встал ногой на ее грудь так, что из ее уст кровь брызнула к небу

«наступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло»

11. Камень (мотив камня)

«он бросился на людей, подняв камень»

«сломался нож – точно в камень ударили им»

«люди … стали как камни»

События

а) суд

«хотели разорвать его лошадьми»

«предлагали сжечь его»

«усталые и злые стали судить Данко»

«Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они»

б) гроза

«И тут произошло великое. Грянул гром с небес…. Это силы небесные…»

«гроза грянула над лесом» – это злые силы, что-то страшное, темное и холодное»

Изображение людей

«могучее племя людей»

жестокие

нет памяти

не умеют прощать

«сильные и смелые люди»; «пали духом»;

«усталые и злые»

«как стадо овец»

«они – как звери»

«как волки»

жестокие

нет памяти

не умеют прощать

Отношение героя к людям

«говорил с ними, как с равными себе»

«спросил так, точно они были рабы»

« в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей»».
«Что сделаю
я для людей?»

Благодарю за просмотр!

Технологическую карту подготовила Ксения Михайловна Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока   были использованы  уроки учителей ...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....