Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературы:"Славный он был мужик..."(По рассказу И.С. Тургенева "Муму")
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    Донгак Наталья Андреевна

    урок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mumu.docx30.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Славный он был мужик…» (По рассказу И.С. Тургенева «Муму»)

    Тип урока: изучение нового материала

    Вид урока: урок-знакомство

    Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

    Задачи:

    • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
    • освоение теоретико-литературных понятий;
    • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
    • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

    Оборудование урока:

    • кластер «Средства создания литературного героя»,
    • памятки-инструкции

    Технологическая карта

    Структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    УУД

    1. Организация начала урока (1мин)

    Готовность класса. Приветствие

    Проверяют необходимые предметы на рабочем столе

    1) Регулятивные:

    - волевая саморегуляция;

    2) Личностные:

    - смыслообразование (Я должен посмотреть...)

    3) Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    2. Мотивация  (3мин)

    Дает установку:

    «Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»);

    «Что такое знакомство?»

    Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

    Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

    «Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»

    «Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?»

     Работа с кластером

    «Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?»

    «Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?»

    3. Целеполагание

    (5 мин)

    Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?»

    Необходима тема для общения

    Определение темы урока

    1) Регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи,

    - планирование,

    - прогнозирование.

    2) Познавательные:

    - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    3) Общеучебные:

    Моделирование,

    выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Актуализация знаний (5 мин)

    Проверка д/з

    Давайте попробуем сформулировать тему урока.

    А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь».

    Герасим – главный герой рассказа

    Запись темы в тетради

    Фронтальный опрос

    Какие чувства у вас возникали во время чтения?

    Кто вызывал у вас эти чувства?

    Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

    Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

    Почему именно с ним?

    Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

    1) Познавательные:

    - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    2) Логические:

    - анализ, сравнение, синтез.

    3) Регулятивные:

    - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

    4. Планирование деятельности (3 мин)

    Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…». (Учитель фиксирует УЗ на доске)

    Составление плана работы и постановка УЗ

    Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.

    Схема1

    Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое

     Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

    1) Познавательные:

    - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    2) Логические:

    - анализ, сравнение, синтез.

    3) Регулятивные:

    - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

    5.Этап реализации

    (10 мин)

    Составление портрета литературного героя по схеме

    Обрааз Герасима

    Работа по памятке-инструкции по группам

    1) Регулятивные:

    - волевая саморегуляция;

    2) Личностные:

    - смыслообразование (Я должен посмотреть...)

    3) Коммуникативные:

    - умение работать в группе, находить общее решение;

    -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

    6.Итоги работы в группах (7 мин)

    Портрет Герасима

    Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?

    «Славный он был мужик..»

    Ответы учащихся

    Выступление учащихся от группы

    - Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

    -  А вы могли бы назвать Герасима славным?

    - Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»

    1)Личностные:

    -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

    -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

     3)Коммуникативные:

    -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

    7.Рефлексия

    (4 мин)

    Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

    - Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

    - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

    - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

    «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».

    1) Познавательные:

    - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    2) Логические:

    - анализ, сравнение, синтез.

    3) Регулятивные:

    - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

    Домашнее задание (2 мин)

    С.224, в.10 инструктаж

    Памятка-инструкция №1
    (для групповой работы)
    Портрет Герасима 
    (внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

    1. Прочитайте инструкцию до конца.

    2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

    • Каким вы представляете Герасима?
    • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
    • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
    • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
    • Почему автор сравнивает героя с гусаком?
    • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

    3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

    4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

    5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

    6. Спасибо за работу!

     

    Памятка-инструкция №2
    (для групповой работы)
    Обязанности Герасима

    1. Прочитайте инструкцию до конца.

    2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

    • Чем занимался Герасим в деревне?
    • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
    • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
    • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
    • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

    3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

    4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

    5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

    6.  Спасибо за работу!

     

    Памятка-инструкция №3
    (для групповой работы)
    Интерьер (обстановка каморки Герасима)

    1. Прочитайте инструкцию до конца.

    2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

    • Найдите описание каморки Герасима.
    • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
    • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
    • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
    • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

    3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

    4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

    5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

    6.  Спасибо за работу!

     

    Памятка-инструкция №4
    (для групповой работы)
    Поведение Герасима

    1. Прочитайте инструкцию до конца.

    2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

    • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
    • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
    • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
    • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
    • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

    3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

    4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

    5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

    6.  Спасибо за работу!

    Памятка-инструкция №5
    (для групповой работы)
    Поступки Герасима, отношение к другим героям.

    1. Прочитайте инструкцию до конца.

    2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

    • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
    • Как Герасим относится к другим героям? Почему?
    • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

    3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

    4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

    5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

    6.  Спасибо за работу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"

    Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися,  что такое Крымская  война и кто  был истинным геро...

    Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".

    Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"

    Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...

    Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"

    Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и  таких  инновационные приемы,...

    Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"

    Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

    Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...