Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Верзилина Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   литературы                    5 класс             УМК В.Я.Коровиной

                                         

                        Тема. А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах.

         Цель: 1.  деятельностная: создание условий для усвоения темы;

                                                        -создание ситуации успеха;

                                                     - развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности;

                                                  -обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

                                                 - развитие навыков самоконтроля;

                                                 - развитие схематичного мышления.

                       2. содержательная:   1.Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.
                                                                 2.Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.
                                                                 3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
                                                                4. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

                     Тип урока.  Урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивация.

 Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Психологический настрой детей на урок.-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

.

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Л-1 личностные: внимание, уважение к окружающим;совершенствование духовно- нравственных качеств личности

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Актуализация знаний

Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ. Вспомним, что такое юмор. Правильно, юмор – это изображение чего-нибудь в смешном виде. А что изображал А. П. Чехов в своем рассказе?

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

 Находят опеделение слова  Юмор в словаре.

  1. Слушают ответы одноклассников.
  2. Оценивают.

Л-2 личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

П-2 познавательные:умение самостоятельно организовчвать собственную деятельность.

Р\4- регулятивные:понимание авторской позиции и своё отношение к ней

3. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.

Внимательно ли вы прочитали рассказ? Чтобы узнать это, проведем викторину.
- Какими словами начинается рассказ?
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
-Как фамилия фельдшера?
-Как зовут фельдшера?
-Сколько лет Курятину?
-Как фамилия дьячка?
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
- Какие инструменты называл Курятин?
- Назовите тему рассказа
.

Отвечают на вопросы викторины

В случаях затруднения обращаются к тексту рассказа.

Определение понятия тема  проверяют по литературоведческому словарю.

П-2 познавательные:умение самостоятельно организовчвать собственную деятельность, оценивать её

К-2 коммуникативные:умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Л-2 личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

ПР-3,5.предметные:  умение понимать и формулировать тему  литературного произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией

4. Открытие новых знаний. Комментированное чтение Цель этапа:развитие навыков выразительного чтения, умения работать в группе

Прочитаем по ролям эпизод удаления зуба дьячку.

Распределите роли.

Распределяют роли.

Читают текст рассказа

К-1 коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

5. Работа с иллюстративным материалом. Цель этапа: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к произведению,развитие навыков работы в Интернет

Рассмотрите иллюстрации в учебнике к этому произведению

Найдите в Интернете иллюстрации других художников к рассказу «Хирургия»

Рассматривают иллюстрации.

Обсуждают, делятся впечатлениями. Находят в Интернете иллюстрации других художников к рассказу «Хирургия» Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Л-2 личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач ресурсы  Интернет

 К-2 коммуникативные:умение создавать устные высказывания

Р-1 регулятивные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. 

Определите основную мысль рассказа..

 Правильно,

«Коли не умеешь… так не берись».

 Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

 У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин?

Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.
-
Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет.
 Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

 Работают с текстом , находят  слова «Коли не умеешь… так не берись».

Работают с фразеологическим словарём.

  Выпишите из словаря С. И. Ожегова.
Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием.
Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

К-1 коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

ПР-3,5.предметные:  умение понимать и формулировать тему  литературного произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией

 К-2 коммуникативные:умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Л-2 личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

             Физминутка

Организует  физминутку

Выполняют упражнения 

Мы писали и читали,

И немного мы устали.

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем:

Раз – направо, два – налево…

Отдыхаем мы умело! 

Л личностные: осознание важности физического здоровья

7.Работа с текстом. Закрепление основных понятий урока.

 Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли , развитие навыков самоконтроля

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер?  Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях.
Характеристика фельдшера Курятина. 

Цитата. (Что сказано). Прием. О чем это говорит?
Курятин. Значение фамилии. Жалкий человек.
Одежда. Не соответствует внешнему виду врача..
«выражение чувства долга и приятности».

Портрет. Хочет сыграть роль доктора.
«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние

Поведение. Не соответствует виду врача.
А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»)

Речь. (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Работают с текстом

Цитируют  («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). –

 («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).

характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»).

Во время аналитической беседы делают  записи на доске и в тетрадях.

«В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»

Делают вывод.

ПР -2 предметные: умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев

ПР-4 определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка . понимание их роли  в раскрытии идейно-художественного содержания

К-1,2 коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

8. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Цель этапа: формирование умений заниматься исследовательской деятельностью. создание ситуации успеха

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова.
Характеристика Вонмигласова.
Цитата. (Что сказано? О чем это говорит?
Вонмигласов. Значение фамилии. Служитель церкви.
«высокий, коренастый старик»
Портрет. Внешний вид. Обыкновенный человек.
«правый глаз с бельмом и полузакрытый» Портрет. Больной, несчастный, жалкий.
«бородавка, издали похожая на большую муху»
Деталь. Смешной человек.
Крестится на бутыль с карболкой.
Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
Доверяет фельдшеру удалить зуб.
Поведение. Глупость.
Старославянские слова.
Речь. Хочет казаться культурным.
Просторечные слова. Речь. Бескультурный, малообразованный человек.

Работают  текстом по характеристике образа Вонмигласова 

Делают вывод о характере Вонмигласова,Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

ПР -2 предметные: умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев

ПР-4 определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка . понимание их роли  в раскрытии идейно-художественного содержания

К-1,2 коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

9. Этап включения в систему знаний. 

Цель этапа:

развивать умение делать вывод из анализа текста, развитие навыков самоконтроля;

Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? Что из этого следует?
Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий. Итак, поработав с текстом ответим на вопросы:
- Смешные ли герои?
- Каким образом показал нам это А. П. Чехов?
- Над чем смеется писатель?

Отвечают на вопросы, делают вывод

К-1,2 коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

10.Коллективная работа Цель этапа: воспитание культуры речи, культуры поведения.

Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

К-2 коммуникативные:

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

П-1-познавательные:умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи

11.Работа в группах Цель этапа: развитие  умения работать в группе

Групповое задание.
Карточка 1. (Задание 1 группе).
Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?
2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.
3. Что скажешь, дружок? Где болит?
Карточка 2.
Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.
1.Его нужно выдернуть.
2. Его нужно вытащить.
3. Его нужно удалить.

Выполняют задания по группам.

Л-4 личностные:  понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых  средств в создании художественных образов коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 12. Рефлексия.

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания.

Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового?
- Чему мы учились?

 Что удалось нам сегодня на уроке?

 Чем запомнится эта встреча?

  Кто узнал новое для себя?


Отвечают.

Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова.

 Работать с текстом, составлять таблицу. Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать  говорящую фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя.

Р-2 регулятивные: оценивают свою работу.

К-2коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

14.  Задание на дом

Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"

Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...

Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"

Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного дух...

Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"

Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....

Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Пришвина "Голубая стрекоза".

Ученик получит возможность  определить один из нравственных уроков  рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных цен...