Технологическая карта урока литературы по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kolmakova_m._p.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Колмакова Марина Петровна                                                        

Место работы: МБОУ «СОШ №20» г. Абакана

Предмет: литература

УМК: под ред. В.И Сахаров, С.А.Зинин

Тема урока: «Путь есть Камень» (по рассказу Х.-Л. Борхеса «Роза Парацельса»)  (Предполагаемая тема: формулируется самими обучающимися в конце урока).                                                                                            

Планируемые результаты:

Личностные:

уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме,  иметь чувство уважения к своей личности и  личности других, обладать способностью не терять своей индивидуальности, делать правильный выбор жизненного пути, развивать эстетическое сознание через освоение рассказа Х.-Л.Борхеса, а также через творческую деятельность.

Метапредметные: 

- уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить вопросы, требующие обсуждения;

-владеть аналитическими навыками при работе с текстом, навыками  критического мышления и  смыслового чтения;

-владеть навыками сжатого отбора материала и создания как устного, так и письменного монологического высказывания;

- развивать образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие и  рефлексивные способности;  

- уметь применять правила делового сотрудничества при работе в группе.

Предметные: 

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;  уметь  анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней.

Тип урока: урок - мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Оборудование:

1.Текст у каждого.

2.Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).

3.Мультимедийная установка. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

                                      Технологическая карта   урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1.Индуктор (мотивационно – организационный)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

-Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации,- запишите.

- У меня возникли вот такие ассоциации ( выводит на слайд собственные ассоциации) А когда я прочла рассказ аргентинского писателя 20 в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие - вы скажете в конце занятия.

Рассказ называется «Роза Парацельса».

Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.

-Что вы знаете об алхимии?

Записывают ассоциации.

Дают ответ: «Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некоего Философского камня»

Индивидуальная с обращением к личному опыту учащихся

Личностные: ответственно относиться к учению, быть готовым  к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  

2.Самоконструкция

Чтение рассказа учителем или заранее подготовленным учеником

- Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

-Какие вопросы требуют обдумывания?

-

Дети заранее разбиваются на группы по принципу «шести шляп критического мышления».  Каждая группа выбирает  свое задание в соответствии с приемом «шести шляп».

Слушают рассказ, ищут информацию.

Формулируют вопросы для обсуждения (цель урока) (Например: О каком ученике молил Бога Парацельс?

В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?

-Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?

-Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?

Что означает слово Камень?

Почему П. не показал юноше чудо?)

 Методический прием «Шесть шляп критического мышления». На данном уроке используется 4 шляпы: 1-Белая шляпа (изложение фактов),

2-Черная шляпа (критическая, негативная)

 3-Синяя шляпа

(аналитическая,поисковая)

4-Зеленая шляпа (творческая)

Индивидуальнно-групповая

Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

Регулятивные: уметь определять цели, ставить задачи, выделять главное, определять границы незнаемого. Планировать дальнейшую работу по достижению цели.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текста; постановка проблем.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, умение ставить вопросы.

3. Социоконструкция

Цель этапа:

 сформировать навыки анализа текста, навыки взаимодействия в группе

После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?

В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.

А для этого надо поработать с текстом.

 

Работают в группах: анализируют текст, выделяя ключевые слова, фразы; делают выводы.

Задания группам:

1 группа - Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений? Выявите личностные качества ученика,оцените их.Назовите те,которые не позволили ему встать на путь Познания.

2 группа - Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?

3 группа - Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?

Записи ведутся по принципу «двойного дневника»:

Цитата

Комментарии, рассуждения по поводу

4 группа - П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.

Проблемное задание. Работа с текстом.

Групповая, а 4 группа – индивидуальная или групповая (парная) на усмотрение обучающихся: создание творческого продукта

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,

Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия (оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»).

Познавательные: логические умения анализа и синтеза, обобщения, устанавливание причинно-следственных связей и зависимостей, формирование умений смыслового чтения и работы с текстом.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с членами группы: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

4. Социализация

Цель этапа: сформировать навыки  устного монологического высказывания

Выступления групп. Промежуточная рефлексия и самокоррекция результатов деятельности.

Устная монологическая речь, возможно, вступление в диалог как внутри группы, так и внутри класса.

Личностные:  чувствовать ответственности за результат работы группы, понимать свой вклад в общее дело.

Коммуникативные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владеть устной монологической речью.

5.Разрыв 

Цель: показать недостаточность знаний, подвигнуть к углублению в проблему

Читает финал рассказа Х. - Л.Борхеса

- Почему П. не показал Розу ученику?

- Как это характеризует  П.?

- Цветок принесен учеником, но рассказ назван «Роза Парацельса». Почему?

- Какие новые ассоциации  к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?

-Что же хотел показать Борхес?

- Как бы вы назвали наш урок?

Формирование информационного запроса : «А как у автора?» Сравнивают свои предположения финала с авторским. Отвечают на вопросы учителя. Определяют идею рассказа, формулируют тему урока.

Проблемная ситуация Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Познавательные: уметь устанавливать причинно- следственные связи, понимать замысел автора, формулировать тему урока

6. Рефлексия

Цель: проанализировать процесс и результаты деятельности

Учитель составляет свой синквейн

Составляют и озвучивают синквейны.

Сдают листы самооценки работы в группе.

Возможна индивидуальное и групповое составление синквейна.

Личностные: давать самооценку, адекватно понимать причины успеха или неудач; оценивать собственную учебную деятельность.

Регулятивные: оценивать  как результат мастерской, так и результат собственной деятельности, понимать значимость приобретаемых на уроке знаний и умений. 

Познавательные: уметь создавать обобщения (образ результата), устанавливать аналогии, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы.

Коммуникативные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

7.Домашнее задание

Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: «Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса»

«Диалог с Борхесом»

«Диалог с Парацельсом»

Записывают в дневник

Личностные: самоанализ, саморазвитие, критическое мышление; развивать эстетическое сознание на основе творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".

Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"

Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...

Технологическая карта урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "Материнское сердце"

Методическая разработка урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова Материнское сердце" (региональный компонент) с применением технологии критического мышления...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....

Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Пришвина "Голубая стрекоза".

Ученик получит возможность  определить один из нравственных уроков  рассказа «Голубая стрекоза» через понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных цен...