Урок литературного чтения во 2 классе Е. Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по литературе на тему

Журавлева Светлана Владимировна

Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "Е.Чарушин «Страшный рассказ»". 2-й класс

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ» 
Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;
  • развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;
  • развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитание любви и бережного отношения к животным.

Планируемые результаты: 
личностные: 

  • сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

на охрану окружающей среды;

  • мотивация к обучению и познанию;

метапредметные - развитие у обучающихся умений: 

  • отвечать на вопросы;
  • находить в вопросе ключевое слово;
  • предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
  • находить доказательства того или иного высказывания;

предметные - развитие у обучающихся умений: 

  • читать по ролям;
  • выразительно читать, читать по ролям;

Оборудование:  карточки для работы обучающихся в парах,  в группах, экран, проектор, презентация.

                                ХОД УРОКА

  I. Самоопределение к деятельности.

Какой наш девиз на уроке?

Скучать некогда.

Учитель: Ну а вам не надоело,

Не наскучило читать?

Дети: Нет!

Тому, кто занят делом.

Просто некогда скучать!

II. Опрос домашнего задания. С. 44 в рабочей тетради. (Дети работают в ГРУППАХ, восстанавливают деформированный план произведения М. Пришвина «Ребята и утята», раскладывая карточки по порядку)

1 группа

  1. Утка повела утят к озеру.
  2. Ребята ловили утят.
  3. Приказ взрослого.
  4. Семья продолжает путешествие.

2 группа

  1. Уточка чирок переводит своих питомцев к озеру, на свободу.
  2. Ребята зашвыряли утят шапками.
  3. Что вы будете делать с утятами?
  4. Семья продолжает своё путешествие.

3 группа

  1. К озеру!
  2. Беда.
  3. Спасайте!
  4. Свобода.

- Назовите удачный план, объясните  свою позицию. Какой вы составили план?

III. Речевая разминка.

-О чем идет речь?( слайд)

«Летом – в зеленом платьице.

Осенью – в цветном сарафане.

Зимой – в белой шубе. (- Олесе.)

Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»  (с. 12, 2,3 столбики)

- Во втором столбике найдите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе. (бузина, небеса, синева, тишина, чудеса)

-Какие звери живут в лесу?

- Вы сегодня познакомитесь с историей, которая произошла с одним из животных леса.

  IV. Актуализация знаний.         

- Дети. С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся? Подсказка: на уроке ИЗО мы о нем узнали, что он не только писал рассказы о животных, но иллюстрировал их.  

(слайд с портретом писателя)

РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)

Карточка для 1 группы. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил  с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

Карточка для 2 группы. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были  получены в этих путешествиях по родному краю.. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

Карточка для 3 группы.Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете , почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

  • Е. Чарушин воспитывался в семье …
  •  Писатель в детстве жил в городе …
  • Евгений Чарушин  любил … .
  • Он любил рисовать  … ;
  • Е. Чарушин был художником - …(слайд)

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

V. Постановка проблемы.

Дети в ГРУППАХ соотносят писателя и произведение.

Е. Чарушин

«Кошкин щенок»

М. Пришвин

«Кто кем становится?»

В. Берестов

«Ребята и утята»

А. Шибаев

«Страшный рассказ»

- Как вы думаете, с каким произведением Е. Чарушина будем знакомиться? Какие задачи поставим перед собой?

VI. Проектирование нового знания.

 (На слайде запись :

Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик)

- Какие чувства возникают  у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)

- Откройте учебники  ( с. 136) и прочитайте название.

( Дети читают «Страшный рассказ»)

- Скажите, когда и почему бывает страшно?( Когда темно и когда одни дома.)

-  Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

VII. Работа с текстом

-Дети, подумайте, оправдался ли наш прогноз, когда я и подготовленные дети закончим чтение.

Первичное чтение: 1-ю, 2-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 3-ю часть – учитель; 4-ю часть – подготовленные ученики.

- Кто хочет поделиться своими мыслями?(после прослушивания рассказа)( Пете и Шуре было страшно, они же были одни. Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.)

  • ОПРАВДАЛСЯ ЛИ ПРОГНОЗ?
  • Была ли с вами похожая ситуация?

Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?

Дети. Слова «сени», «чулан».

Учитель.  Объясните лексическое значение слов. Но прежде попробуйте выполнить задание в ПАРАХ. Соедините слово и   лексическое значение  этого слова  

Верста

- помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

Сени

- старинная русская мера длины, чуть больше километра.

Кузница

- кладовка, где хранятся продукты и разные вещи, подсобное помещение.

Чулан

- мастерская, в которой металл обрабатывается посредством ковки.

Проверим:

Верста

- старинная русская мера длины, чуть больше километра.

Сени

- помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

Кузница

- мастерская, в которой металл обрабатывается посредством ковки.

Чулан

- кладовка, где хранятся продукты и разные вещи, подсобное помещение.

Учитель. (слайд) СЕНИ – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилой частью дома.
ЧУЛАН –, подсобное помещение в доме, служащее кладовкой.

- Кто из животных является героем рассказа? Сочините загадку о еже.

- Сжался ты – не развернешь,-

На клубок, на мяч похож.

Сто иголок, а не шьешь.

- Не хочу, - ответил  …

ФИЗМИНУТКА.
- Кого ежи едят? (мышей)

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

(встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево)

Раз, два, три, четыре.

(хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири.

(пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз)

Вдруг раздался сильный звон,

(прыжок)

Побежали мышки вон.

(бег на месте на носках)

VII. Продолжение работы с текстом .

Работа над первую частью текста.

-Прочитайте 1-й и 2-й абзацы «жужжащим» чтением.

- Что узнали о мальчиках?

- Как озаглавите часть?

ШУРА И ПЕТЯ ОДНИ ДОМА.

(Постепенно пункты плана вывешиваются на доску. )

Прочитаем вторую часть по ролям

Учитель. Как называется разговор двух людей?  (ДИАЛОГ)

- Прочитаем вторую часть по ролям

- Как вели себя дети? (Хвастались, что ничего не боятся)

- Как озаглавим 2-ю часть?

РАЗГОВОР В КРОВАТИ.

- Прочитаем третью часть.

- Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП  и  ГРОМКОСТЬ.

( ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.
- ТЕМП - неспешный.
- ГРОМКОСТЬ – тихо.)

Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

- Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?  (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу)

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Подумайте над вопросами.

  • Что больше всего напугало ребят?
  • Как они чувствовали себя под одеялом?
  • Можно ли их назвать трусами?
  • Озаглавьте часть.

ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.

ФИЗМИНУТКА  для глаз

Работа над 4 частью текста .

Учитель. Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.

Смотрят – да это ёжик!

-А мы как будем читать эту фразу?
Учитель. Читаем четвертую часть «цепочкой».

 - Кто же напугал мальчиков?

- Озаглавьте часть.   (ДА ЭТО ЁЖИК!)

- Радостная ли концовка у этого рассказа?

-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?

Работа в группах  (1 вопрос тетради с. 45)

  • Объясни, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.

Рассказ называется страшным потому,___________________________

  • Мальчики очень испугались.
  • Ёж был очень страшный.
  • События рассказа были страшные.
  • Мальчики были трусливы и всего боялись.

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?                                                                        - А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

VIII. Итог урока.

-Какая из пословиц подходит к рассказу?

  • С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
  • Не будь овцой, так и волк не съест.
  • Пуганая ворона и куста боится.
  • У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
  • Ты пожалей и тебя пожалеют.

-  Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика. )

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

- Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?

- Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?

-Сделайте вывод.

Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

IX. Рефлексия.

Желтый смайлик  – понравился урок, узнал много нового;

Зелёный смайлик- я работал, но без удовольствия;

Красный смайлик  – мне было не интересно.

IX. Домашнее задание. ТПО с. 45 № 2, 3.

По желанию составите книжку-малышку о еже. . Подготовить сообщение о еже (2-3 предложения) Попробовать пересказать рассказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....