Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Бахматова Ольга Геннадьевна

Урок литературы в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».    

                                         « Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».  

Цели урока:

 

Образовательная : на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» закрепить тему «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении», показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении.

Анализ художественных описаний рассказа( портрет, пейзаж, интерьер) с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения, исследование позиции автора- то есть целостное восприятие и истолкование произведения; необходимость теоретических знаний в становлении читателя для понимания того, как создается литературное произведение.

Развивающая: развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.

Оборудование:      Аудиокассета с музыкой Бетховина.

                                  Портрет И.С. Тургенева (Слайд 1).

                                  Рисунки учеников.

        Иллюстрации « Интерьер крестьянской избы Х1Х века». . ( Слайд  )

                                  Словарь Вл. Даля.

                                   Литературоведческие словари и справочники по литературе.

        Репродукции картин русских художников на темы крестьянской жизни и     русской природы. ( Слайды  ).

                                                               Ход урока.

I   этап.  Определение темы урока и постановка целей.

Вступительное слово учителя.

-Сегодня   мы познакомимся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк».  Прежде чем приступим  к работе над  рассказом, послушайте музыку Баха, а затем мы поделимся впечатлениями , которые оставила эта музыка в душе каждого из вас.

( Звучит музыка Бетховина).

-Какое настроение возникло при  слушании музыки?  Какую картину вы представили?

Ученики:

У меня было тревожно на душе, даже тоскливо.

Я представила ветхие избы крестьян.

Мне было очень грустно.

Я увидела крестьянский двор, нищих людей.

На душе было очень тоскливо.

Рассказ  оставляет в душе тяжелое чувство.

Нищета, убогость безысходность крестьянской жизни , переданные в рассказе, звучат и в музыке.

-К какому моменту рассказа подходит эта музыка?

 Ученики:

Можно отнести и началу и к концу рассказа.

Эта музыка звучит как горькое раздумье автора.

К описанию избы, передавая впечатления рассказчика.

- Музыка помогла нам настроиться на тему  урока: « Я посмотрел вокруг- сердце во мне заныло».  

Вдумчиво читая рассказ , вы заметили , какое большое место занимают художественные описания природы, внешности человека, обстановки жилища героя.

Цель нашего урока : заглянуть в творческую лабораторию И.С.Тургенева с тем , чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, то есть замысла автора.

Мы поработаем сейчас как литературоведы, рассмотрим все художественные описания в рассказе   « Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах.

На доске  висят сигнальные карты с заданиями, в распечатанном виде они лежат в каждой группе ( Приложение 1). Познакомьтесь с содержанием карт. Даю вам время -5 минут – для обсуждения и выбора .

После  выбора задания каждая группа получает лист с вопросами, словари лингвистических терминов или справочники по литературе, разрешается использовать критическую литературу по теме. Для самостоятельной работы отводится 5-7 минут, после чего все вопросы обсуждаются, слушаем выразительное чтение (очень важно, чтобы на уроке литературы обязательно звучало     « слово» автора . От каждой группы выступает один представитель и выражает общее мнение группы, остальные члены группы добавляют .

 

2  этап. Работа в группах(10 минут). Обсуждение результатов  работы.

 1 группа.Пейзаж.

  1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась…Дождь полил ручьями»). ( Слайд 2).
  2.  Какое общее впечатление производит гроза?
  3.  Какими средствами создаёт у читателя такое впечатление автор? Какие слова точно и выразительно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?)
  4. Как чувствует себя рассказчик во время грозы?
  5. В каком отношении к грозе находится главный герой?

Ученики :

- Тургенев – мастер пейзажа. Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание начала грозы- настраивает нас на то, что впереди гроза, конфликт. У нас возникает чувство ожидания  чего-то неприятного.

   Роль этого пейзажа в развитии действия в том, что он передает ожидание, напряженность. Из эпизода становится ясно, что место действия – лес, герои связаны с лесом.

    Уже в начале рассказа намечается параллель между человеком и природой.

--Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия («медленно поднималась»,  «навстречу неслись», «тревожно шевелились и трепетали», «внезапно сменился», «залитые мраком», «резко застучали»), сложные предложения.

-Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово “внезапно”, подчёркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали, зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями. Гроза – это движение.

-Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: “не видел ни зги”, “кое-как приютился к высокому кусту”, “сгорбившись... ожидал терпеливо конца ненастья”. А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется “при блеске молнии”, его “фигура словно выросла из земли”, несмотря на усиление грозы (“белая молния осветила его с головы до ног”, “дождик хлынул с удвоенною силою”), он спокоен. Он так силён, что без труда “сдёрнул с места” испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека “шлёпала по грязи, скользила, спотыкалась”, а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)

2 группа. Портрет.

- Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

- Найдите  в тексте и прочитайте  выразительно , что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете( используйте свои рисунки). (Слайды 5,6 ).

Заполните таблицу ( Слайд 7).

Внешние  проявления

Внутренние качества

- Какими  художественными средствами создан портрет?

-С каким чувством рисует автор портрет героя?

- Как портрет помогает понять характер героя?

- Почему лесник ,  человек, близкий к природе , тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища- Бирюк?

-  Что означает  слово « бирюк»  ( по словарю В. Даля)?  Соответствует ли это прозвище правде о леснике ?  Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Ученики :

Портрет- изображение внешности персонажа ( лица, фигуры, одежды, мимики, жестов, манеры держаться) как одно из средств его характеристики.

Бирюк появляется во время грозы и будто слит с ней: « появился , словно привидение», « вырастает как из-под земли»., « силен и ловок , как бес».

Внешность Фомы богатырская . Он высок, физически крепок. Автор  подчеркивает это с помощью эпитетов: «высокого росту, плечист»,  у него « могучие мышцы», « суровое мужественное лицо», глаза глядели «смело». Автор  любуется этим богатырем, он говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца»; оценивает его сложение :  «сложен на славу».

             Бирюк был немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше  всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства.

Чувства совести и сострадания борются в нем. Это наложило отпечаток и на его характер.

 По словарю В. Даля , «бирюк» имеет несколько значений:

               1) зверь , волк;

               2) нелюдимый , угрюмый человек.

« Русский человек на прозвища мастер».

 Наш герой  нелюдимый, замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила , оставила ему двух детей. Поэтому бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе , любящий и берегущий каждое дерево и кустик, не может быть плохим.

И хотя мужик-вор несколько раз в порыве гнева называет его « зверем», Бирюк способен сочувствовать.

В душе лесника победило сострадание к мужику. Хотя он сам недоволен этим. Характер у этого человека сложный, противоречивый: « Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится»- так Бирюк объясняет свою позицию.

Учитель.  Вопрос всему классу: « Почему хороший человек назван бирюком?»

      Учащиеся выясняют, что впечатление о бирюке создаётся по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живёт в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живёт одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то городским мещанином. Крепостное право тоже наложило свой отпечаток на жизнь этого человека. Быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит, а, может, и нужно говорить о его добросовестности, что не позволяет служить кое-как.

      И.С.Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком, сильной личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них.

-  

3 группа. Портрет .

  1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?
  2. Для чего в произведении нужен портрет?  ( Слайды 8, 9).

Ученики :

 Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом порубщика.  Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, с дрянной лошаденкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «испитое, морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно испуган, пытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Мужика подергивало», он «встряхивал голову и дышал ровно», говорил «унылым отчаянием»: «отпусти… с голодухи…  отпусти…», - кричал «жалобно, по-заячьи». Видя, что не пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил свое поведение.

- Мужик вошел во гнев, проклиная лесника: «Душегубец ты,  зверь, погибели на тебя нету…» Изменился и портрет мужика? «Глаза у него загорелись», «на лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом».

   

Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героев, глубже понимаем авторскую мысль.

4 группа.  Интерьер .

  1.  Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
  2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения. ( Слайды 10-13).
  3.  Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
  4. Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя).

 Ученики :

Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой. В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке – ружье. Даже лучина на столе горела печально. Сердце у рассказчика-охотника защемило от этой невеселой картины.

- Убожество избы подчеркивало существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

- Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх», а за совесть».

Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: “закоптелая, низкая и пустая” комната, “изорванный тулуп”, даже лучина светила, “печально вспыхивая и погасая”. Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: “сердце во мне заныло”, “не весело ночью войти в крестьянскую избу”. Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна.)

Когда группы обсуждают результаты работы друг друга, происходит столкновение разных позиций: одни говорят о Фоме как о бедном человеке, почти нищем, который достоин лишь сострадания, судя по тем условиям, в которых он живёт, в то время как другие видят в нём богатыря, могучего, даже немного страшного, таинственного.

Учитель:

Вопрос всему классу: «Почему такой человек, одарённый от природы красотой, силой, мужеством и многими другими необычайными возможностями, живёт в нищете, в условиях, вызывающих жалость? «

Найти в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая ответит на наш вопрос.

 «Я человек подневольный”.

- Насколько подневольный?

Такой же подневольный, как и другие крестьяне, — крепостной. Казалось бы, крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но в отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они “боялись его как огня”, ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его “душегубцем окаянным”, зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, “не бывало на свете такого мастера своего дела”.

Обращаю  внимание на парадокс: мастерство ставится не в заслугу, а в вину! Ставится ему в вину и его честность: “и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами”.

- Почему так происходит? Предлагаю выдвинуть гипотезы.

 Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться.

- На чьей же стороне автор-рассказчик?

- Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином всё-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого.

Вспоминаем, что «Записки охотника» — обвинительный акт крепостному праву.

Групповая работа.

Предлагаю детям предположить, как, по их мнению, зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.

Работу можно написать самостоятельно в группе , можно использовать речевые клише.

Крепостное право виновно в том, что человек, __________________________________, потому что его лучшие качества, как ____________, так и_______ — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают _________________.

Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком.

5 группа. Пейзаж.

  1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа ( кроме описания  начала грозы). (Слайды 16,17).
  2. Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюка»?
  3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?
  4. Продолжите заполнять  таблицу, из которой можно будет понять , как на фоне дождя  разворачивается конфликт между мужиком и лесником , и  позицию автора.( Слайд 18).

«Дождик перестал»

«Звездочки мерцали»

«Очертания деревьев …начинали выступать из мрака.»

« Вишь, какую ночку выбрал.»

« Лесник держал под собою вора.»

« Дождь начал опять накрапывать и скоро полил ручьями.»

 Ученики :

- При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Темно-синее  небо», «тяжелые громады туч», «длинные молнии» - это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе  «Бирюк» - это одно из действующих лиц.

- Появление каждого героя связано с молнией, дождем, грозой. «Белая молния озарила лесника с головы до ног…», «…при свете молнии увидал небольшую избушку», «небо продолжало расчищаться…», «дождик  начал опять накрапывать и скоро полил ручьями…», «Дождик все не переставал…»

- Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика (Таблица).

- Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

   

3  этап. Подведение итогов.

Выводы  учителя.

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать настроения героев , может выражать отношение к происходящему. В этом рассказе пейзаж- говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет , очеловечивает природу. В рассказ  «Бирюк» природа плачет- идет дождь. Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза- образ-символ в рассказе. Это не только явление природы. Бирюк- гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

Проблема «Природа- человек» получила здесь свое отражение.

В течение двух уроков мы убедились, что все художественные описания  в рассказе взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения. Сделаем вывод. ( слайд 19).

-Что  хотел сказать читателям автор рассказа «Бирюк»?  В чем главный смысл произведения , проведенный через  всеединство образов?

Ученики:

- И С Тургенев  показал , насколько тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян,  их отношения

Крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности

Учитель:

- И С Тургенева волновала судьба России , тревожили ее проблемы. Он сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях- современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных душ).

- Обратимся к цитате- теме урока « Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло». Кому принадлежат эти слова и когда они сказаны?

-Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще.

4 этап .  Обсуждение  домашнего задания.

Домашнее задание( на выбор):

1.Определить роль художественных описаний ( пейзажа и портрета) в рассказе «Бежин луг».

2. Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.

     3.Что в рассказе можно назвать «опасным», с точки зрения цензора?

5 этап.  Рефлексия.  

Заполните анкету.

  1. На уроке я работал  (активно/ пассивно).
  2. Своей работой на уроке я  (доволен/ не доволен).
  3. Урок для меня показался ( коротким/ длинным)
  4. За урок я (устал/ не устал).
  5. Мое настроение стало ( лучше/ хуже).
  6. Материал урока мне был ( понятен/ не понятен,  полезен/ бесполезен, интересен/ скучен).
  7. Домашнее задание мне кажется ( легким/ трудным).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- мастерская по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк». « Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло.»

Слайд 3

1 группа . Пейзаж. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась…Дождь полил ручьями».) Какое общее впечатление производит гроза? Какими средствами создаёт у читателя такое впечатление автор? Какие слова точно и выразительно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?) Как чувствует себя рассказчик во время грозы? В каком отношении к грозе находится главный герой?

Слайд 4

2 группа . Портрет. Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении? Найдите в тексте и прочитайте выразительно , что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете. Какими художественными средствами создан портрет? -С каким чувством рисует автор портрет героя? - Как портрет помогает понять характер героя? - Почему лесник , человек, близкий к природе , тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища- Бирюк? - Что означает слово « бирюк» ( по словарю В. Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике ? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Слайд 6

Кадр из кинофильма «Бирюк»

Слайд 7

Внешние проявления Подневольный. Мрачный. Нелюдимый. Хмурый. Грозный ( гроза всех мужиков). Грубый. Немногословный. Сильный физически. Необщительный. Одинокий. Покинутый. Бедный. Внутренние качества Мужественный. Совестливый. Сострадательный. Добросовестный. Великодушный. Добрый. Отзывчивый. Понимающий. Хозяйственный. Заботливый. Честный.

Слайд 8

3 группа . Портрет . Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок? Для чего в произведении нужен портрет?

Слайд 9

Типы из «Записок охотника» . Иллюстрация к рассказу « Бирюк».

Слайд 10

4 группа. Интерьер . Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении? Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка? Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя).

Слайд 11

В избе Бирюка

Слайд 14

Типы из «Записок охотника» . Иллюстрация к рассказу « Бирюк».

Слайд 15

Крепостное право виновно в том, что человек ,_________________________, __________________________________ потому что его лучшие качества, как ____________, так и _______ — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают _________________.

Слайд 16

5 группа. Пейзаж. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа ( кроме описания начала грозы). Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюка»? Какие чувства передает Тургенев в описании природы? Продолжите заполнять таблицу, из которой можно будет понять , как на фоне дождя разворачивается конфликт между мужиком и лесником , и позицию автора

Слайд 18

1.«Дождик перестал» «Звездочки мерцали» « Очертания деревьев …начинали выступать из мрака» 2. « …небо продолжало расчищаться : в лесу чуть-чуть светлело» 3. « Дождь начал опять накрапывать и скоро полил ручьями» 4. « Дождик стучал по крыше и скользил по окнам….» 5. « Дождик все не переставал.» 6. « Дождик вам не переждать…» 1. « Вишь, какую ночку выбрал» 2. лесник « держал под собою вора» 3. Бирюк « ввел мужика в комнату…» 4. « Я внутренне дал себе слово…освободить бедняка». « Мужика подергивало» 5. « Я ждал , что будет». « Убирайся к черту». 6. « Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты , я вижу , славный малый».

Слайд 19

Пейзаж, интерьер, портрет, - средства создания образа в произведении и выражения точки зрения автора , ,

Слайд 20

Домашнее задание 1.Определить роль художественных описаний ( пейзажа и портрета) в рассказе «Бежин луг». 2. Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя. 3. Что в рассказе можно назвать «опасным», с точки зрения цензора?

Слайд 21

Рефлексия. 1.На уроке я работал (активно/ пассивно). 2.Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен). 3.Урок для меня показался ( коротким/ длинным) 4.За урок я (устал/ не устал). 5.Мое настроение стало ( лучше/ хуже). 6.Материал урока мне был ( понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен). 7.Домашнее задание мне кажется ( легким/ трудным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».

Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».

Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»....