Литературно - музыкальная композиция "Серебряный век в истории русской литературы"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Данная разработка содержит богатый материал на тему "Серебряный век в истории русской литературы"и поможет учителям литературы в интересной форме познакомить учащихся с поэзией Серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturn1.doc | 85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция «Серебряный век в русском искусстве».
Цель: приобщить учащихся к русской классической литературе;
пробудить интерес к творчеству Н. Гумилёва, О. Мандельштама,
Б. Пастернака.
Ход литературно – музыкальной композиции.
- Музыка.
- Ведущий. Чтение стихотворения А. Блока «Рождённые в года глухие».
- Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота – то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьётся с криком вороньё, -
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твоё!
- Ведущий. Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.
- Ведущий. Вслушаемся в голоса поэтов начала века.
- Музыка.
- Ведущий. Русский поэт Николай Степанович Гумилёв родился в Кронштадте 15 апреля 1886 года в семье военного корабельного врача. Вскоре после рождения сына семья Гумилёвых перебралась в Царское Село, потом в Грузию, в Тбилиси, где юный гимназист пробует писать стихи. В 1903 году Гумилёвы снова возвращаются в Царское Село, и семнадцатилетний Николай поступает в 7-ой класс Николаевской царской гимназии, директором которой был тогда Иннокентий Анненский.
- Ведущий. Очевидно, смолоду Н. Гумилёв рос упрямым и настойчивым. Он хотел быть героем, поэтом или путешественником и воспитывал в себе мужество и бесстрашие. Ещё гимназистом он издал первый сборник своих стихов, где так сказал о своём назначении:
- Чтец.
- Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
- Ведущий. Это была не только декларация, но попытка самоутверждения личности, попытка найти достойное место под небом. Стих Гумилёва обретает громкость, энергию, а сам автор превращается постепенно в путешественника и охотника за песнями мужества. Потом он начнёт проповедовать свою теорию поэзии, назовёт её загадочно и звонко: акмеизм.
- Ведущий. Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышаших песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара… Древние города Европы, Ближний Восток, Антильские острова, Средиземное море…
- Музыкальный фрагмент К . Дебюсси «Море».
- Чтец.
- И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг т горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я –
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
- Чтец.
- Жираф.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв,
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозна стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
- Ведущий. «Не мэтр был Гумилёв, а мастер», - скажет Марина Цветаева. Предчувствие ранней смерти не покидало Гумилёва на протяжении ряда лет. Он даже видел того, «кто занят отливаньем пули», которая оборвёт его жизнь.
- Чтение стихотворения на фоне музыки Моцарта «Реквием».
- Пуля, им отлитая. Просвищет
Над седою, вспененною Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, оно пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
- Ведущий. 24 августа 1921года Н. Гумилёв был расстрелян по постановлению Петроградского губчека, обвинённый в участии в контрреволюционном заговоре.
- Чтения стихотворения «Сады души».
- Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны,
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И – кто поймёт намёк старинной тайны? –
В них девушка в венке великой жрицы…
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
- Звучит «Реквием» Моцарта.
- Ведущий (чтение отрывка из рассказа В. Шаламова «Шерри – бренди»)
«Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук с белыми бескровными пальцами и грязными, отросшими трубочкой ногтями лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Рукавицы давно украли; для краж там нужна была только наглость – воровали среди бела дня. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решёткой, было прикреплено высоко под потолком.
- Ведущий. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Время от времени пальцы рук двигались, щёлкали, как кастаньеты, и ощупывали пуговицу, петлю, дыру на бушлате, смахивали какой-то сор и снова останавливались. Поэт так долго умирал, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль – что у него украли хлеб, который он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать, доказывать. Но сил для этого не было, и мысль о хлебе ослабла…
- Ведущий. Жизнь входила в него и выходила, и он умирал… К вечеру он умер… Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал руку, как кукла – марионетка. Стало быть, он умер на два дня раньше даты своей смерти – немаловажная деталь для будущих его биографов».
- Чтение стихотворения М. Дудина «Памяти Осипа Мандельштама»
- Вождь не помиловал.
И бог не спас его от лютой смерти,
И опоздало на порог
Освобождение в конверте.
Он был рождён не для тюрьмы,
А умер около параши,
Там на краю полярной тьмы,
Где даже страх уже не страшен.
В тюрьме холодной, как сугроб,
Душа от тела отлетела
И вши к нему на голый лоб
Сползли с измученного тела.
Изгой и пасынок судьбы
Унёс с собой свои печали.
И телеграфные столбы
Об этой смерти промолчали.
Он был высокой правде рад
И прожил жизнь свою поэтом.
И перед жизнью виноват
Был только в этом, только в этом.
- Музыка.
- Ведущий. 14 января 1891 года у Эмиля Вениаминовича и Флоры Осиповны Мандельштам родился старший из сыновей – Осип.
- Чтец.
- Наливаются кровью аорты
И звучит по рядам шепоток:
- Я рождён в девяносто четвёртом,
- Я рождён в девяносто втором…
И в кулак зажимая истёртый,
Год рождения – с гурьбой и гуртом,
Я шепчу обескровленным ртом:
- Я рождён в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году – и столетья
Окружают меня огнём.
- Ведущий. Громадное влияние на Мандельштама оказала музыка. Современники вспоминают, что часто заставали его с наушниками на голове, сидящим с по-турецки поджатыми ногами на диване и увлечённо слушающим музыку. В такие минуты лучше его было не тревожить.
- Чтец.
- Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного мёда,
Как нам велели пчёлы Персефоны.
Не отвязать неприкреплённой лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчёлы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина – дремучий лес Тайгета,
Их пища – время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок –
Невзрачное сухое ожерелье
Из мёртвых пчёл, мёд превративших в солнце.
- Ведущий. Следующий очень важный этап для становления Мандельштама – поэта – учёба в весьма престижном Тенишевском коммерческом училище, дававшем разностороннюю практическую и гуманитарную подготовку.
- Ведущий. Мандельштама влекла литература и культура в широком смысле.
- Ведущий. Вот одно «молодое» стихотворение поэта, в котором звучит не личная грусть. По форме стихотворение чрезвычайно просто и даже бедно, но поэт говорит о самом важном, об отходящей навсегда России, приобщенной гением Петра к великолепию европейских веков, в которых скиталась душа поэта
- Чтец.
- На страшной высоте блуждающий огонь!
Но разве так звезда мерцает?
Прозрачная звезда, блуждающий огонь, -
Твой брат, Петрополь, умирает!
На страшной высоте земные сны горят,
Зелёная звезда летает.
О, если ты звезда, - воды и неба брат, -
Твой брат, Петрополь, умирает!
Чудовищный корабль на страшной высоте
Несётся, крылья расправляет…
Зелёная звезда, - в прекрасной нищете
Твой брат, Петрополь, умирает!
Прозрачная вода над чёрною Невой
Сломалась, воск бессмертья тает…
О, если ты звезда, - Петрополь, город твой,
Твой брат, Петрополь, умирает!
- Ведущий. Поражают стихотворения, посвящённые жене поэта.
- Чтец.
- Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчётна,
И как ты называешь
Мой трепет – всё равно;
И для чего признанье,
Когда бесповоротно
Моё существованье
Тобою решено?
Дай руку мне. Что страсти?
Танцующей змеи.
И таинство их власти –
Убийственный магнит!
И, змей тревожный танец
Остановить не смея,
Я созерцаю глянец
Девических ланит.
- Ведущий. 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован в своей квартире на улице Фурманова – той самой, которой было посвящено горькое стихотворение «Квартира тиха, как бумага».
- Чтец.
- Квартира тиха, как бумага –
Простая, без всяких затей, -
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки – баю
Колхозному баю пою.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель
Такую ухлопает моль.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.
- Звучит музыка. Ведущий выходит со свечой и читает стихотворение Б. Пастернака.
- Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла,
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
- Ведущий. Заснеженный, завьюженный февраль 1890 года… Он подарил нам Бориса Пастернака. У кого-то из вас это имя вызовет из глубин памяти знакомые стихотворные строки, кто-то же, наверняка, мало что знает о нём. А, между тем, поэтов, которым суждено было в начале 20 века принять эстафету великих русских мастеров поэтического слова 19 столетия, можно пересчитать по пальцам. И в их числе Борис Пастернак – один из самых достойнейших.
- Ведущий. Но тогда, в начале жизненного пути и на исходе бурного 19 века, он ничего не знал о своём предназначении. Часто мы задаём себе вопрос: в чём они, истоки поэтического таланта? Ищем и не находим ответа, потому что это дар божественный, не поддающийся анализу. Природа щедро одарила Пастернака. Не менее щедра была к нему и судьба, бросившая божественное зерно таланта на благодатную почву семьи Пастернаков.
- Чтец.
- Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины,
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
- Ведущий. Все эти мысли Борис Пастернак изложил позже, уже в конце своей жизни, а тогда, в начале века, в смятении от непростого выбора своего пути и чувствуя, что навсегда расстаться с музыкой он не в силах, он одевает музыку в словесные формулы.
- Чтец.
- Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
- Ведущий. Вот одно из ранних стихотворений поэта.
- Чтец.
- О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханья роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
- Ведущий. Музыкальность пастернаковских стихотворений поразительна: эти строки так и просятся, чтобы их положили на музыку.
- Звучит песня «Никого не будет в доме, кроме сумерек».
- Ведущий. Природа у Бориса Пастернака как живая. Впрочем, почему «как»? она и есть живая.
- Чтец.
- Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.
Сухая, тихая погода.
На улице, шага в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
Зима, и всё опять впервые.
В седые дали ноября
Уходят ветлы, как слепые,
Без палки и поводыря…
Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.
Пред ним стоит на перекрёстке,
Который полузанесло,
Берёза со звездой в причёске
И смотрится в его стекло.
Она подозревает втайне,
Что чудесами в решете
Полна зима на даче крайней,
Как у неё на высоте.
- Звучит песня «Снег идёт»
- Ведущий. Очень хочется верить, что мы хоть немного приблизились к тому времени, когда Борис Пастернак станет понятен и близок многим читателям.
- Чтец.
- Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
- Ведущий. Бориса Пастернака не стало 30 мая 1960 года. Этот день стал днём трагедии истинных почитателей таланта Бориса Леонидовича. В эти дни у Германа Плисецкого родились строки, посвящённые памяти Пастернака.
- Чтец.
- Поэты, побочные дети России!
Вас с чёрного хода всегда выносили.
На кладбище старом с косыми крестами
Крестились неграмотные крестьяне.
Теснились родные жалкою горсткой
В Тарханах, как в тридцать седьмом в Святогорском.
А я – посторонний заплаканный юнкер,
У края могилы застывший по струнке.
Я плачу. Я слёз не стыжусь и не прячу,
Хотя от стыда за страну свою плачу.
Бывало мне больно, бывало несытно,
Но этого мало – сегодня мне стыдно.
Какое нам дело, что скажут потомки?
Поэзию в землю зарыли подонки.
Мы славу свою уступаем задаром.
Как видно, она не нашим амбарам.
Как видно, у нас её край непочатый –
Поэзии истинной – хоть не печатай!
Лишь сосны с поэзией честно поступят:
Корнями схвати, никому не уступят.
- Ведущий. Родные и близкие Пастернака обратились с просьбой о захоронении праха великого русского поэта на Литературных мостках Ваганьковского кладбища. Им было в этом отказано. В официальном правительственном сообщении было заявлено: «По просьбе семьи прах будет погребён на кладбище в Переделкино».
- Чтение стихотворения А. Галича «Памяти Бориса Пастернака».
- Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье…
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане!
Даже киевские «письменники»
На поминки его поспели!..
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
И не то, чтобы с чем-то за сорок,
Ровно семьдесят, возраст смертный,
И не просто какой-то пасынок,
Член Литфонда, усопший смертный.
Ах, отсыпались лапы ёлочьи,
Отзвенели его метели!
До чего же мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Нет, никакая не свеча,
Горела люстра,
Очки на морде палача
Сверкали шустро.
А зал зевал, а зал скучал –
Мели, Емеля!
Ведь не тюрьму, и не в Сучан,
Не к «высшей мере»!
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу –
Голосованьем!
И кто-то спьяну вопрошал:
- За что? Кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом!
Мы не забудем этот смех
И эту скуку,
Мы – поименно – вспомним всех,
Кто поднял руку!..
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А за гробом встали мародёры
И несут почётный караул!..
- Ведущий. В старинной книге, в знаменитом «Ручном Оракуле», написанной в конце 17 века испанцем Бальтазаром Грасианом говорится, что высшим качеством человека кроме ума и дарования является «непосредственность и благородная вольнолюбивая независимость сердца».
- Чтец.
- Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, авва отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе,
Жизнь прожить – не поле перейти.
57. Музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.
Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....
Литературно-музыкальная композиция .Образ женщины в русской живописи.
Литературно-музыкальная композиция .образ женщины в русской живописи можно использовать на уроках музыки, ИЗО, как интегрированное занятие, а так же првести классный час в предверии Международного Жен...
Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"
Уроки-лекции сложны для девятиклассников. Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....
Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы
Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы...
сценарий литературно-музыкальной композиции "Комсомол в истории страны"
Данный сценарий можно использовать в рамках школьной игры "Зарница". Участники- ребята из детских общественых объединений...
Проектная работа. Тема: Литературное краеведение «Алексинская усадьба в истории и литературе Смоленщины»
Это замечательное место-село Алексино! О нем много написано, его посещают любители старины, здесь даже снимались фильмы. Наше село старинное и имеет богатейшу...