Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._6.docx86.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                   

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе   федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной  программы основного общего образования по литературе (Программы по литературе к ученикам для  6класса /Т.М.Курдюмова // Программно-методические материалы: Литература 6 класс /Сост.:  Курдюмова Т.М. /М: Дрофа,2009/,   в  соответствии с положениями закона РФ «Об Образовании» (п.2,3 ст.32), «Концепции модернизации российского образования». В программе также  учитываются основные идеи и положения Программы  развития  и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Обучение строится на основе УМК

«Программа по литературе для 6 класса общеобразовательных учреждений» (Сост.: Курдюмова Т.М.)/Програмно-методические материалы: Литература 6 класс /  Сост.:  Курдюмова Т.М. /М: Дрофа,2009/ 

        В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется

целям изучения курса литературы, его вкладку в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

        Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях -  личностном, метапредметном и предметном.  В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии   с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно – ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

        Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.

        В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

         

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном  плане)

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455мч, в том числе: в 6 классе – 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Результаты изучения предмета «Литература»

        Личностными результатами обучающихся         основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно – нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет -  ресурсы и др.)

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно -  следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы  XVIII в., русских писателей  XIX- XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно -  художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой  терминологией при анализе литературного произведения;
  1. В  ценностно – ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1. В коммуникативной  сфере:
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров. Осмысление текста и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или отрывки  с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. в эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения изучаемых произведений обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

                Виды контроля:

- промежуточный пересказ (подробный пересказ, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизодов, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

-итоговый (за полугодие) анализ  эпизода, текст, включающий задания с выбором ответа, знание теоретико-литературных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Изучить

-авторов и содержание изученных произведений;

-основные  теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, жанры фольклора: сказка,  виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола,  сравнение, летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представление); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и

аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного  произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса -  сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выделять основную  нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать  изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст -  описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  •  видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т. д;
  • создавать сочинения - миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

В 6 классе в центре рассмотрения юного читателя находится герой, судьбу которого организует сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса — герой былин и сказок. Со знакомства с ним и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка особенно интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений в этом классе. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания.

Программа активно использует эти возможности. Так героиня повести В. Ф. Одоевского Маша (ровесница!) ведет дневник. Почему не попробовать создать собственный дневник одного дня или одной недели, глядя на то, как это делала героиня книги?

Герои прочитанных произведений участвуют в переписке. Почему не устроить состязание с ними в эпистолярном жанре?

Книга написана от лица героя-ровесника и повествует о годах его учебы. Почему не попробовать воспроизвести какой-то эпизод из жизни собственного класса?

Обращение к таким доступным и естественным вариантам деятельности принципиально важно. Мир литературы, который может показаться читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как важный участник событий, и, конечно, вокруг него присутствуют герои разных возрастов.

Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в XIX в. специальной и увлекательной литературы для детей и юношества — детской и юношеской литературы, которая сразу же завоевала всемирное признание

Содержание и календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела. Тема урока

Кол-во

ча-сов

Содержание

Виды

учебной

деятельности

Планируемый

результат

на базовом и повышенном уровне

Внутри-

предметные и меж-

предметные связи

Виды контроля

Д/З

Дата

1-2

Введение ( 2 часа).

Герой в мире художественного слова.

2

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения и его роль в сюжете. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений, знакомых ученикам. Подросток — герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л. Толстой).

На страницах автобиографических произведений

Рецептивная:

чтение вступительной статьи учебника;

репродуктивная:

составление таблицы, ответ на вопрос «литературный герой»,

продуктивная:

устное сочинение «мой любимый литературный герой»;

поисковая:

самостоятельный поиск  ответов на вопросы проблемного характера;

Изучить:

роль литературного героя в художественном произведении,

понимать:

аргументировано отвечать на вопросы, строить  монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы.

Создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Обществозна-ние: значение понятий  «гуманизм, самобытность».

Литература:

Понятие «образ», «литературный герой», «мировая литература», в чем заключается особенность автобиографических произведений?

Самостоятельная работа. Ответить на вопросы: какие герои-подростки встретились вам на страницах книг, прочитанных летом?

Ответить на вопросы учебника с.4

4.09

5.09

3.

История человечества в произведениях литературы  (6 часов)

Былины – богатырский эпос народа.

1

Понятие «былина» и «эпос». 

Былины и их герои.

Былины и их герои в живописи и музыке.

Репродуктивная:

Пересказ статьи учебника «Былины» по самостоятельно составленному плану; ответы на вопросы; чтение и восприятие текста былин;

осмысление сюжета произведений;

поисковая: установление ассоциативных связей былин с произведениями В. Васнецова, И.Билибина ,

Исследователь-

ская: сопоставление героев былин с литературными героями современных произведений.

Изучить: историческую основу былин, их содержание

понимать: жанровые особенности былин,

строить монологические высказывания, составлять план прочитанного.

Создавать обобщения, устанавливать аналогии.

История:

сопоставление текста с иллюстрациями к былинам.

ИЗО: иллюстрации В. Васнецова, И.Билибина,

найти в тексте эпизоды, соответствую-щие иллюстрациям;

что изображено на каждой из картин? Какая картина написана более реалистично? Почему? Как изобразили художники природу на картинах?

Самостоятельная работа. Составление плана.

 Сопоставление текста с иллюстрациями к былинам.

О каких сказителях упоминается в статье? Как слушатели воспринимали былину?

Чтение фрагмента былины, ответить на вопросы с. 13, подгото

вить иллюстрацию к былине.

11.09

4.

Былина «На заставе богатырской».

1

События на границах родной земли. Подвиг богатыря — основа сюжета былин. Илья Муромец — герой былин — защитник родной земли. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Художественное совершенство былины.

Рецептивная: чтение и восприятие текста;

репродуктивная:

Ответы на вопросы,

продуктивная: чем заинтересовала вас былина сегодня?

поисковая: поиск ответа на вопросы, комментирование  текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследователь-ская: анализ текста по вопросам.

Знать: историю создания былин, худ. средства выразительности;

Понимать: особенности воплощения  в былинах  

Ильи Муромца — героя былин — защитника родной земли.

уметь:

характеризовать героя произведения, определять роль худ. средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи

 пр-я.

Выполнение консультативной помощи ученика-эксперта.

История: язычество на Руси

Рус. язык: средства выразительности худ. текста: метафора, эпитет, олицетворение, гипербола,

рассматривание иллюстраций и подбор цитат к ним из текста.

Самостоятельная работа.Составление характеристики героя, в том числе сопоставительной. Запись художественных средств выразительности и определение их роли в тексте.

С.13-14, пересказ статьи, повторить особенности драматургичес-ких произведений.

12.09

5.

История создания пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

1

Пьеса «Снегурочка» — «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев.

Т е о р и я.  Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.

Репродуктивная:

Ответы на вопросы,

продуктивная:

Устные сочинения «Каким предстает в тексте положительного героя.…», выразительное чтение

поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы,

исследователь-ская: анализ текста по вопросам и заданиям;  сопоставление литературных и народных сказок.

Знать: определение сказки, виды сказок;

понимать: образ положительного героя в произведении;

выявлять авторскую позицию, выразительно читать, строить монологические высказывания, находить устно-поэтические и книжные элементы

Проектирование способов выполнения задания.

Литература: автор, повествователь, авторский стиль, действие, акт сцена.

Работа со словарем

Устное сочинение: Чем отличается сказка от былины? Почему герои фольклорных произведений обладают только хорошими или только плохими качествами?

Назовите особенности драмы как рода литературы.

Ответить на вопросы с 30-31

18.

09

6.

Герои пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

1

Герои сказки. Могучий мир природы и юная героиня — Снегурочка.

поисковая: ответы на вопросы викторины.

Изучить: содержание сказки, особенности композициион-ного строения;

Понимать: роль символов в произведении.

комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновать собственную точку зрения.

Анализ эпизода.

Подготовить выразительное чтение фрагментов пьесы, ответить на вопросы к 3, 4 действию с.41-42, с.37

19.09

7.

Смысл пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

1

А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» — «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки. Могучий мир природы и юная героиня — Снегурочка.

Т е о р и я.  Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.

Репродуктивная:

Ответы на вопросы учебника.

Продуктивная, творческая:  создание собственного высказывания

Изучить жанровые особенности  сказки,

понимать  смысл названия произведения.

Строить сообщения исследователь-ского характера.

Русский язык:  словарная работа (фольклор, фольклористика, жанр ),

ИЗО: иллюстрации к сказке «Снегурочка» В.Васнецова

Лит-ра: сказки, постоянный эпитет,  гипербола.

Музыка: опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Фронтальный опрос.Ответить на вопросы: как пробуждаются в Снегурочке человеческие чувства? Какую роль играет подарок Весны –венок?

Почему, несмотря на трагическую гибель героев, поледний монолог царя Берендея оптимистичен?

Ответить на вопросы 1-4 с.43

Индивидуаль-ное задание:  

1 и 2 с.44

25.09

8.

Мир вещей далекого прошлого.

1

Детали быта, обихода  в произведениях о далеком прошлом.

Рецептивная: чтение  статьи учебника.

Продуктивная:

выразительное чтение, развернутый письменный ответ на вопрос.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Исследователь-ский: развернутые устные высказывания с опорой на литературоведчес-кий текст.

Изучить: понятие интерьер,

выразительно читать, выявлять авторскую позицию.

Строить сообщения исследователь-ского характера

Рус. язык: устаревшие слова.

Фронтальный опрос.Ответить на вопрос: что такое интерьер? Назовите предметы одежды, изображенные В.Васнецовым на эскизах к постановке Островского. Как художник изобразил избы берендеева царства?

Прочитать статью учебника с.46-47, ответить на вопросы.

26.09

9.

Литература 19 века (45 часов).

В. А. Жуков-ский. «Л е с н о й  ц а р ь».  

1

Расширение представлений о жанре баллады. Анализ стихотворного текста.

Т е о р и я.  Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

Рецептивная:

Чтение и восприятие

баллады.

Репродуктивная:

Пересказ.

Продуктивная:

развёрнутые ответы на вопросы; выразительное чтение баллады.

Исследователь-

ская: анализ поэтического текста баллады.

Изучить: понятие  о жанре баллады,

Понимать: жанровые особенности баллады,  воспринимать и анализировать поэтический текст;

Строить сообщения исследователь-ского характера

Литература: 

С какими произведениями вы знакомы? Что  вам показалось интересным в них?

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

1.Прочитать статью учебника с.50,

2.Прочитать балладу В.Жуковского «Кубок» и пересказать сюжет.

2.10

10

В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок».

1

Расширение представлений о жанре баллады. Анализ стихотворного текста.

Рецептивная: чтение  баллады

Репродуктивная: пересказ

Продуктивная,

творческая: сообщение о

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного текста.

Исследователь-ская: составление таблицы «Черты  баллады».

Изучить:

жанровые особенности баллады;

характеризовать героев произведения; строить рассказ о герое.

Самостоятельная работа с литературоведчес-ким портфолио (составление памятки и анализа поэтического текста).

Русский язык:

словарь: колорит.

Литература:

баллада

Свободная работа с текстами,
с дополнитель- ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Прочитать балладу «Лесной царь» и сделать иллюстрацию к произведению.

3.10

 

11

В. А. Жуковский

«Л е с н о й  ц а р ь».  З а г а д к и  в  с т и х а х.  Трагические события баллады «Лесной царь».

1

Особенности художественного перевода. Анализ поэтического произведения.

Репродуктивная: чтение баллады;

Продуктивная: построение рассуждения, анализ эпизодов.

Изучить: жанровые особенности баллады, их отличительные черты;

Понимать: жанровые особенности баллады,

создавать письменное оригинальное произведение

Редактирование работ

Русский язык:

Рассуждение как тип речи

Сопоставительный  анализ.

Прочитать балладу В.Жуковского «Роланд-оруженосец», пронумеровать строфы баллады, составить сюжетный план.

9.

10

12

Повесть С. Т. Аксаков.  «Д е т с к и е  г о д ы  Б а г р о в а - в н у к а»,

 

1

Герой произведения как читатель.

Т е о р и я.  Герой литературного произведения как читатель.

Репродуктивная: осмысление прочитанного материала.

Продуктивная: характеристика жанровых особенностей повести.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Изучить: жанровые особенности повести,

создавать письменное оригинальное произведение.

Выполнение консультативной помощи ученика-эксперта.

Рус.яз.: построение развернутого высказывания по плану.

Фронтальный опрос. Ответить на проблемный вопрос

Ответить на вопросы с.72.

Прочитать очерк «Буран».

10.10

13

С.Т.Аксаков. Очерк «Буран».

Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

1

 Пейзаж в прозаическом произведении. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.

Рецептивная:

Чтение вступительной статьи

Репродуктивная:

Ответы на вопросы репродуктивного хар-ра. Составление плана очерка.

Исследователь-ская: анализ текста.

Изучить: особенности изображения пейзажа в прозаическом произведении.

Понимать: нац. самобытность рус. лит-ры.

обосновывать суждения, создавать письменное оригинальное произведение

Выполнение консультативной помощи ученика-эксперта.

Лит-ра: жанровые особенности  очерка.

Фронтальный опрос. Ответить на вопросы.

1.Выполнить задание 1 и 2 (по выбору) с.72.

2.Ответить на вопросы с.74.

16.10

14.

Басни И.С.Крылова «Два мальчика».

1

Понятие о басне. Истоки  басенного жанра,  языковое своеобразие басен И. Крылова. Школа жизни подростка в баснях Крылова.

«Два мальчика»). Федюша и Сеня в басне «Два мальчика», представляющие различные типы поведения, Осуждение эгоизма Федюши.

Рецептивная: чтение статьи учебника, басни И.Крылова «Свинья под дубом».

Репродуктивная:

осмысление сюжета, хар-ра героини, ответы на вопросы.

Продуктивная:

выразительное чтение наизусть.

Поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос

Исследователь-ская: сопоставление иллюстраций и текста басни.

Изучить: жанровые особенности басен, сюжет произведения.

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Рецензирование выразительного чтения.

ИЗО: сопоставление иллюстрации  с текстом басни.

Фронтальный опрос. Ответить на вопросы: какими автор показывает героев? Есть ли в басне авторская оценка героев? В чем, на ваш взгляд заключается простота основного сюжета?

Выразительное чтение басни.

Ответить на сложные  вопросы с.77

17.10

15.

Басня И.Крылова «Волк и ягненок».

1

Истоки  басенного жанра,  языковое своеобразие басен И. Крылова. «Волк и Ягненок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне.

Рецептивная:

чтение басни.

Репродуктивная:

Ответ на вопрос:

«Какие особенности личности писателя отмечали современники»?

Изучить: содержание прочитанного произведения.

Понимать:

в чем заключается неповторимое идейно-художественное своеобразие басен Крылова.

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Рецензирование выразительного чтения.

ИЗО: портреты И.Крылова: какие особенности внешности и характера И.Крылова запечатлел каждый из художников?

Рус.яз: словарная работа: гениальность художника, цензурные искажения.

Лит-ра:

жанр басен.

Самостоятельная работа. Составление плана статьи учебника

Выучить басню «Волк и ягненок» наизусть.

23.10

16

Внеклассное чтение. Варианты одной басни. Игра «Знатоки басен».

1

 Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Мораль басен Крылова.

Рецептивная:

чтение басни.

Репродуктивная:

ответы на вопросы репродуктивного хар-ра.

Поисковая: комментирован-ное чтение, ответы на проблемные вопросы;  работа над сопоставлением текстов.

Сопоставление текстов.

Выполнение творческих заданий.

Рус.яз: построение рассуждения,

ИЗО: иллюстрации русских художников.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск

необходимой информации на заданную тему

Ответить на вопросы с.80-81

24.10

17

 В. Ф. Одоевский и его произведения для детей. Жанр дневника.

 «О т р ы в к и  и з  ж у р н а л а  М а ш и».  

1

Знакомство с творчеством В.Одоевского. Понятие о жанре дневника.

Рецептивная:

Чтение и восприятие текста,

Репродуктивная:

Осмысление характеров персонажей.

Продуктивная:

Выразительное чтение, ответ на вопросы.

Поисковая: комментирование монологов.

Познакомиться с содержанием прочитанного произведения.

Понимать: термины:

дневник

герой,

сюжет обнаруживать связи и противоречия между персонажами.

Выполнение творческих заданий.

Русский язык:

дневник

Фронтальный опрос. Выполнение

проблемных заданий.

Дочитать «Отрывки из журнала Маши».

Ответить на вопросыс.93-94

30.10

18

В.Одоевский  «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине.

1

Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

 Т е о р и я.  Дневник как жанр художественного произведения

Рецептивная:

Чтение и восприятие текста,

Репродуктивная:

Осмысление характеров персонажей.

Продуктивная:

Выразительное чтение, ответ на вопросы.

Поисковая: комментирование монологов.

Разобрать значение понятий:

дневник,

герой.

Понимать: определение «дневниковая запись»,

аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологические высказывания;

Устные сочинения. Монологический

Ответ.

31.10

19

Р\Р.Творческая работа по созданию дневника и ее обсуждение.

1

Дневник как жанр художественного произведения.

Выполнение творческой работы.

13.11

20

Портрет героя художественного произведения.

1

Портрет героя художественного произведения.

Рецептивная: чтение статьи .

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Продуктивная:

Запись основных положений статьи.

Изучить: понятие «портрет литературного героя».

Понимать: концепцию критической статьи.

 работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи.

Проектирование индивидуального маршрута выполнения проблемных зон в изученных темах.

Рус.яз: конспект, приемы конспектирова-ния.

Составление конспекта статьи.

С.96 задание №4, создать устный портрет одноклассника

14.11

21

22-23

А. С. Пушкин. 

Послания и их роль в творчестве поэта

 «К  с е с т р е»,

 «К  П у щ и н у»,  «К  Ю д и н у»,  «Т о в а р и щ а м».  

Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы.

3

Т е о р и я.  Гимн. Послание.

Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Рецептивная:

Прослушивание стихотворений в исполнении актеров.

Репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов сти-я,

Продуктивная:

Выразительное чтение, устное словесное рисование.

Поисковая:

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с  произведениями музыки.

Изучить: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного за  указанный период, история появления сти-ий «К Пущину»,  «Товарищам»,

определение понятий «образ-символ», «эпитет», особенности жанра послания.

Понимать: настроение стихотворений

определять средства худ. выразительности.

Рецензирование ответа одноклассника.

Лит-ра:

эпитет,

 послание

ИЗО: портрет А.Пушкина

Анализ стихотворения по плану.

1.Ответить на вопросы с.104 (1,2).

1.Выучить наизусть стихотворение «К Пущину».

Написать сочинение на тему «Пушкин-лицеист».

20.11

21.11

27.11

24

М. Ю. Лермонтов. 

Мотив одиночества в творчестве поэта. «У т е с»,  «Н а  с е в е р е  д и к о м  с т о и т  о д и н о к о...»,  

1

Знакомство с биографией и творчеством писателя; наблюдение над языком произведения. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова.

Репродуктивная:

Осмысление характера персонажа.

Продуктивная: написание сочинения.

Поисковая: анализ лирического произведения.

Изучить: особенности содержание прочитанного произведения. 

 строить   устный ответ на  проблемный вопрос, определять собственное отношение к прочитанному.

Лит-ра:

Жанр стихотворения, изобразительно-выразительные средства языка.

Анализ стихотворений. Сопоставление стихотворений-переводов.

Выразительное чтение стихотворений.

28.11

25

Стихотворения М.Лермонтова «Три пальмы»

1

«Три пальмы» — баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. Т е о р и я.  Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.

Репродуктивная:

Ответы на вопросы репродуктивного хар-ра, пересказ статьи учебника.

Продуктивная: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос,

презентация заочной экскурсии.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Углубить представления о балладе.

Понимать:

 строить высказывание, анализировать текст, представлять информационный проект; развернуто обосновывать суждения. Рецензирование ответа одноклассника.

ИЗО: репродукции картин М.Пикова «Три пальмы», Д.Поленова «Караван в Аравийской пустыни».

Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения «Три пальмы».

4.

12

26

М.Лермонтов «Панорама Москвы».

1

«Панорама Москвы» — патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме).

Рецептивная: чтение и восприятие текста, ответы на вопросы.

Репродуктивная: осмысление сюжета, лирического чувства автора, ответы на вопросы.

Продуктивная:

выразительное чтение.

Поисковая: комментирование текста.

Изучить: понятие эпиграммы.

Понимать: значение  «метафора», «олицетворение», анализировать поэтический текст.

Рецензирование ответа одноклассника.

История:

исторический комментарий

Анализ текста.

Ответить на вопросы с.122

5.

12

27

И. С. Тургенев.«Б е ж и н  л у г».

 

1

«Бежин луг» — один из самых популярных рассказов сборника. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника».

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Продуктивная: выразительное чтение, пересказ, чтение диалогов.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос. Комментирование худ. произведения.

Исследователь-ская: сопоставление текстов описания природы

Познакомить ребят  с сюжетом рассказа, 

Уметь строить высказывания.

Выполнение консультативной помощи ученика-эксперта.

Лит-ра: план построения статьи

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы.

О каких чувствах  автор рассказа?

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Почему герою стало совестно перед своей собакой?

Пересказ эпизодов, ответить на вопросы с.154

11.12

28

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа.

1

  Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя — герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.

Т е о р и я.  Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует автор при создании портрета. Автор о своем герое.

Рецептивная: чтение и восприятие произведения.

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного хар-ра.

Продуктивная:

Устное словесное рисование, наблюдения   над языком рассказа, хар-ка главного  героя и других персонажей.

Изучить:

Определение понятий: портрет, герой, пейзаж, литературный герой.

Понимать: роль пейзажа в худ. произведении.

воспринимать и анализировать рассказ, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать, оперировать понятиями: портрет, пейзаж, интерьер.

Лит-ра:

понятия: портрет, герой, пейзаж, литературный герой.

Русский язык:

Тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование.

Самостоятельная характеристика.

Составление плана-характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какими приемами пользуется автор при создании героя?

Пересказ одной истории, рассказанной мальчиками.

12.12

29

И.С.Тургенев. Рассказы героев произведения «Бежин луг».

1

Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

Тонкость и точность психологических характеристик героев.

Рецептивная: полноценное восприятие

текста произведения.

Репродуктивная: ответы  на вопросы.

Продуктивная: сообщения учащихся.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследователь-ская: анализ образа главного героя.

Понимать: содержание прочитанного произведения, жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Понимать:

роль

портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии хар-ра главного героя.

Выполнение консультативной помощи ученика-эксперта.

Фронтальный опрос.

Пересказ близко к тексту фрагмента рассказа, в котором дается описание природы.

18.12

30

Пейзаж в рассказе И.Тургенева.

1

Взаимосвязь человека и природы в рассказе. Роль пейзажа.

Рецептивная: чтение и восприятие

Текста.

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Продуктивная: выразительное чтение эпизодов.

Исследователь-ская: анализ эпизодов рассказа.

Изучить:  текст рассказа.

Понимать: и находить тропы, определять их роль в тексте,

выявлять позицию автора; участвовать в диалоге,  обосновывать свою точку зрения, сопоставлять

 эпизоды описаний природы разных авторов; выделять средства передачи настроения; сравнивать тексты разных авторов,

рецензировать ответы.

Лит-ра: 

пейзаж

Самостоятельная работа.

Ответить на проблемные  вопросы.

Пересказ эпизодов рассказа.

19

.12

31

Р\Р.Речевая характеристика рассказа И.Тургенева  «Бежин луг»

1

Речевая характеристика рассказа героев.

Поисковая:

Выбор ответов в тестовых заданиях.

Изучить: содержание произведений, теоретико-литературные понятия.

определять в тексте изобразительно-выразительные средства.

Выразительное чтение текста с последующим рецензированием.

Сравнительная характеристика героев.

Ответить на вопросы с.157

25.

12

32

 Н. А. Некрасов.  «К р е с т ь я н -с к и е  д е т и».

Художественные особенности произведения.

1

Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети.

Оформления стихотворения, рифма, виды стихотворных размеров и их связь с настроением, которым проникнуто стихотворение.

Рецептивная: чтение и восприятие

стих-ий .

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного хар-ра.

Продуктивная: рассуждения уч-ся.

Рассмотреть: биографические сведения о поэте, содержание стихотворений.

Понимать: идейное содержание

стих-ий.

(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель-ности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

 Лит-ра: 

лирический герой; стихотворные размеры

Выполнение  

проблемных заданий.

Письменный анализ стих-я

Чтение стихотворения по ролям.

26.12

33

Н.Некрасов «Школьник».

1

Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник».

Рецептивная:  чтение и восприятие стих-я.

Репродуктивная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы.

Продуктивная: 

Устное словесное рисование.

Поисковая:

Установление ассоциативных связей с произведениями живописи.                                                                                                                      

Изучить:

реальные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его х-р.

Понимать: 

Идею стихотворения,

передавать сюжет стих-я, анализировать поэтический текст.

ИЗО:

репродукции картин А.Пахомова «Школьник», А.Морозова «Сельская бесплатная школа».

Выразительное чтение стих-я, самостоятельная работа с текстом     (выборочное чтение, подбор цитат). Аргументирован-ный ответ на вопрос: как построено стихотворения? Каким изображен герой?

Ответить на вопросы с.165-166.

15.01

34

Р\Р.Герой художественного произведения и его имя.

1

Т е о р и я.

 Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении. Трехсложные размеры стиха.

.

Рецептивная: восприятие текста.

Репродуктивная: осмысление сюжета произведений по вопросам.

Продуктивная: устное словесное рисование образа героев.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Изучить: определение  понятия «герой художественного произведения»,

выразительно читать, выражать свое отношение к прочитанному;

Фронтальный опрос.

Пересказ отрывка, ответы на вопросыс.164                                            

16.01

35

Л. Н. Толстой.  «О т р о ч е с-

 т в о»  (главы). Герой-подросток и круг его чтения.

 

1

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание инсценировки, душевные качества

героя. «Отрочество» как часть автобиографичес-кой трилогии писателя.

Рецептивная:  чтение и восприятие текста.

Репродуктивная: осмысление

Продуктивная: выразительное чтение

Поисковая: комментирова-ние текста.

Изучить: творческую историю романа; содержание прочитанного произведения.

Понимать: жанровые особенности романа в стихах.

выразительно читать, строить устные высказывания,

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Лит-ра:

инсценировка. пьеса

Фронтальный опрос.

Ответить на вопрос: Как критика отнеслась к появлению произведения?

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы .

22.01

36

Л.Толстой «Отрочество». Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева.

1

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Рецептивная: восприятие текста  сказки.

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Продуктивная: обсуждение письменных ответов на вопрос; выразительное чтение, пересказ.

Поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями к произведению.

Изучить: содержание прочитанного произведения.

Понимать:  особенности и определение  понятия «автобиографическая трилогия»,

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Проектирование индивидуального маршрута выполнения проблемных зон в изученных темах.

Лит-ра:

автобиографическая

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы.

Написать сочинение-комментарий к одному из произведений Толстого на тему: «Счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним».

23.01

37

Р/р. Творческая работа по описанию природы.

1

Написание сочинения.

 

Сочинение.

Выполнить иллюстрации к работе.

29.01

38

Ф. Достоевский.

Фрагменты романа «Братья Карамазовы».

Характеристика героев.

.

1

Сведения о

Ф. Достоевском.

Главные герои произведения,  их поступки.

Своеобразие жанра.

Герои эпизода и трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Рецептивная: чтение произведения.

Репродуктивная:

ответы на вопросы.

Продуктивная: сообщения уч-ся. устные рассуждения.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный  вопрос;

Разобрать:

содержание прочитанного произведения.

Понимать:  роль героя в , пейзажа, сравнения произведении,

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

ИЗО:

иллюстрации

Литература:

жанр романа

Ответы на вопросы, самостоятельная работа.

Пересказ фрагмента «Илюша».

Ответить на вопросы с.222-223

30.01

       

39

Ф. Достоевский.

Фрагменты романа «Братья Карамазовы».

1

Знакомство со своеобразием творчества писателя.

Т е о р и я.  Эпизод в художественном произведении

Поисковая: комментирование художественного произведения, самостоятельный подбор цитат.

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Исследователь-ская: анализ текста.

Изучить: содержание прочитанного произведения.

Понимать: своеобразием творчества писателя;

воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою.
 Проектирование индивидуального маршрута выполнения проблемных зон в изученных темах.

Рус.яз:

справочная литература.

ИЗО: иллюстрации В.Лодягина

Устное словесное рисование, анализ, ответы на вопросы.

С.223-225, пересказ

5.02

40

А. П. Чехов.  «Х а м е л е о н»,

 

1

Жизнь и творчество писателя; составление цитатного плана одной главы.

Рецептивная: чтение сказки.

Репродуктивная: викторина по ранее изученным произведениям, ответы на вопросы репродуктивного характера.

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить: содержание прочитанного произведения.

Понимать: идейный смысл, художественные особенности.

выразительно читать, строить высказывания, отвечать на вопросы;

Самостоятельная работа  с литературоведчес-ким портфолио

 (составление таблицы «Сюжет и композиция произведения»)..

ИЗО: иллюстрации к произведению.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы повышенной сложности.

6.

02

41

А.Чехов «Хамелеон». Юмористические средства в рассказе.

1

Смысл заголовков рассказов. Сатира в творчестве Чехова.

Особенности композиции. Герои сатирических рассказов. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах.

Рецептивная: чтение и восприятие

произведения.

Репродуктивная:

ответы на вопросы репродуктивного характера.

Продуктивная: выразительное чтение отрывков, размышления уч-ся  на тему: «Согласны ли вы с тем, что проза русских писателей 20 в. – особый пласт в русской и мировой литературе?»

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на  проблемные вопросы.

Исследователь-ская: анализ пр-я.

Изучить: понятие «сатира», композиция, говорящие фамилии.

Понимать: идейный смысл, жанровые особенности рассказа,

 создавать высказывания.

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

Литература:

Сатира, говорящие фамилии, художественная деталь в рассказе.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы,

самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Подготовит выразительное чтение по ролям.

Ответить на вопросы с. 232

12.

02

42

А.Чехов «Толстый и тонкий».

1

Т е о р и я.  Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Особенности композиции. Герои сатирических рассказов. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах.

Рецептивная: чтение и восприятие

произведения.

Репродуктивная:

ответы на вопросы репродуктивного характера.

Продуктивная: выразительное чтение отрывков,

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на  проблемные вопросы.

Исследователь-ская: анализ пр-я.

Изучить: понятие «сатира», композиция, говорящие фамилии.

Понимать: идейный смысл, жанровые особенности рассказа,

 создавать высказывания.

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

ИЗО:

иллюстрации И.Дудина

Фронтальный опрос.

Подготовиться к творческой работе.

13.

02

43

Р\Р. Герой и сюжет в произведении.

1

Взаимосвязь понятий герой и сюжет произведения.

Рецептивная: чтение и восприятие .

Продуктивная: выразительное чтение

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на  проблемный вопрос

Исследователь-ская: анализ текста.

Углубить представление о герое и сюжете в произведении, показать их взаимосвязь.

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление устного ответа на проблемный вопрос).

Характеристика героя по плану

С.235-236, пересказ статьи учебника.

19.

02

44

Н. Г. Гарин-Михайловский.  «Д е т с т в о  Т ё м ы»  (глава   «Э к з а м е н ы»)

.

1

Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать.

Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Рецептивная: чтение и восприятие

очерка.

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Продуктивная: сообщение о писателе.

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить:

содержание очерка.

Понимать: идейный смысл  произведения, особенности очерка.

выразительно читать, развернуто обосновывать суждения; искать нужную  информацию в разных источниках; воспринимать произведения искусства.

Лит-ра:

повесть

Самостоятельная работа. Ответить на вопросы, выполнение заданий повышенной трудности.

Подготовиться к сочинению, составить план эпизода, цитата, сделать наброски.

20.

02

45

Р/Р. Сочинение о герое повести Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы».

1

Т е о р и я.  Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Рецептивная: чтение и восприятие

стих-ий.

Репродуктивная:  ответы на вопросы.

Продуктивная:  выразительное чтение наизусть;

Поисковая: комментирование стих-я.

Исследователь-ская: анализ поэтического произведения.

Изучить: тексты стих-ий, их худ. особенности;

Понимать: идейный смысл стих-ий,

анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Лит-ра:

тема, идея. Заголовок.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы.

26.

02

  46

Поступок героя и характер. Мир вещей 19 века.

1

Творчество В.Маяковского, С.Есенина,

анализ лирических произведений;
выразительное чтение.

Рецептивная: чтение

Репродуктивная: ответы на вопросы для выяснения первоначальных впечатлений,

Продуктивная: защита мини-сочинения.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить: особенности творчества поэтов.

 выявлять авторскую позицию,

анализировать поэтическое произведение

(определять тему, идею значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении),

ИЗО: репродукция картин

Викторина. «О каком герое идет речь»? Ответить на вопросы: как вы думаете, какова основная идея стих-я;

Прочитать статью учебника с.137-140.

Выполнить задания с.141.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

27.

02

47

Проверочная работа по произведениям писателей  19 века о подростках.

1

Изображение героического прошлого России в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения;

Рецептивная: викторина

Продуктивная: выразительное чтение

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Исследователь-ская: анализ текста.

Изучить:  текст  произведений

Понимать: худ. своеобразие.

извлекать
необходимую информацию
из справочной литературы.

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

Рус.яз: способы передачи текста в зависимости от цели пересказа.

ИЗО: иллюстрации

худ-ов

Викторина. Беседа, выполнение заданий повышенной трудности.

Выразительное чтение стихотворений.

05

03

48

Т. Х. Уайт.  «С в е ч а  н а  в е т р у».  Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе.

1

«Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека. Т е о р и я.  Тетралогия.

Рецептивная: чтение и восприятие текста

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного хар-ра, выборочный пересказ.

Продуктивная: защита творческих работ: «Нравственная проблема сильной руки и справедливости»

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос,

Изучить: текст произведения, понятие «тетралогия».

Понимать: особенности тетралогии,

анализировать,

пересказывать текст; определять границы эпизода,

характеризовать героя

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

Русский язык:

словари

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы.

Пересказ одной из любимых глав.

06.

03

49

Марк Твен.  «П р и к л ю ч е н и я  Г е к л ь б е р р и  Ф и н н а».

Сопоставительная характеристика героев.

1

Развитие образа  героя. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия  «внутреннего  мира человека».

Рецептивная: чтение и восприятие текста

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного хар-ра, выборочный пересказ.

Продуктивная: защита творческих работ: «как во внешности героя раскрывается его характер?»

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос,

Изучить: текст произведения..

Понимать: худ. особенности автобиографических произведений,

анализировать,

пересказывать текст; определять границы эпизода,

характеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа; определять значение картин природы в рассказе.

Рус.яз:  способы передачи текста.

Тестовая работа.

Пересказ одной из любимых глав.

12.

03

50

Марк Твен.  «П р и к л ю ч е н и я  Г е к л ь б е р р и  Ф и н н а».   СДиалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

Т е о р и я.  Юмор.

1

Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

Рецептивная: чтение и восприятие текста

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного хар-ра, выборочный пересказ.

Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос,

Изучить: текст произведения..

Понимать: худ. особенности автобиографических произведений,

анализировать,

пересказывать текст; определять границы эпизода,

характеризовать героя, понимать мастерство Твена-юмориста.

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы с.36-38

13.

03

51

Ж. Верн. 

Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Таинственный остров».

1

Жюль Верн и 65 романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» — одна из самых популярных «робинзонад».

Т е о р и я.  Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

Рецептивная: чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного.

Репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы.

Продуктивная: самостоятельный поиск ответов на вопросы, чтение по ролям.

Поисковая: комментирование текста худ. произведения,

Изучить:   

 Биографию автора, судьбу романа «Таинственный остров», его содержание, сюжет, героев,

Понимать: способы создания образа главного героя,

характеризовать чувства и поведение героя.

Выполнение роли консультационной помощи ученика-эксперта.

 

Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий.

Прочитать и пересказать

6 и7 гл. Ответить на вопросы с.65-66

19.

03

52

Герои романа «Таинственный остров».

1

Герберт — юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия романов и имена героев.

Рецептивная: осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы.

Продуктивная: составление характеристики героя,

Поисковая: комментирование худ. текста.

Рассмотреть: содержание произведения.

Понимать: 

Роль дружбы в жизни человека

составлять хар-ку героя по плану;

акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека.

ИЗО:   иллюстрации худ.

П.Луганского

Русский язык: словари

География:

географическая карта.

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы с. 66-67

20.

03

53

О. Уайльд.  «К е н т е р в и л ь с к о е  п р и в и д е н и е».  Рассказы и сказки О. Уайльда. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев.

1

Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Т е о р и я.  Пародия.

Рецептивная: осмысление сюжета сказки, ответы на вопросы.

Продуктивная: составление характеристики героев, устное словесное рисование,

Поисковая: комментирование худ. текста.

Рассмотреть: содержание произведения.

Понимать: определение «пародия», «ирония»

Выполнение консультационной роли помощи ученика-эксперта.

ИЗО:   иллюстрации к сказке

Пересказ, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Подготовить пересказ эпизодов.

02.

04

54

Литература 20 века. (17  часов). А. Т. Аверченко.  «С м е р т ь  а ф р и к а н с к о г о  о х о т н и к а».  

1

Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Т е о р и я.  Эпилог. Название произведения.

Рецептивная: чтение отрывка.

Репродуктивная: подробный пересказ с изменением лица.

Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование худ. текста;   

Исследователь- ская: анализ текста  по вопросам и заданиям.

Разобрать: текст рассказа

Понимать:  философскую концепцию,

составлять хар-ку героя на основе текста  по плану; развернуто обосновывать суждения;  делать выводы  и обобщения; выделять границы эпизода.

Лит-ра:

эпилог

Ответить на вопросы повышенной трудности.

Ответить на вопросы с. 151-152, пересказ эпизодов.

03.

04

55

М. Горький.  «Д е т с т в о»  (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка.

1

Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Т е о р и я.  Авторская позиция.

Рецептивная: чтение отрывка.

Репродуктивная: подробный пересказ Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование худ. текста;   

Исследователь- ская: анализ текста  по вопросам и заданиям.

Разобрать: текст рассказа, понятие «автобиографическое произведение»

Понимать:  авторскую позицию,

составлять хар-ку героя на основе текста  по плану; развернуто обосновывать суждения;  делать выводы  и обобщения; выделять границы эпизода.

Лит-ра:

автобиографическое произведение

Ответить на вопросы повышенной сложности.

Ответить на вопросы с.162

09.

04

56

А. С. Грин.  «Г н е в  о т ц а».  

1

Преданность сына-отцу путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Т е о р и я.  Слово в рассказе.

Рецептивная: чтение отрывка.

Репродуктивная: подробный пересказ Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование худ. текста;   

Исследователь- ская: анализ текста  по вопросам и заданиям.

Разобрать: план анализа худ. текста,

Понимать:  определения художественных средств выразительности,

составлять хар-ку героя на основе текста  по плану; развернуто обосновывать суждения;  делать выводы  и обобщения; выделять границы эпизода.

ИЗО: репродукции портрета писателя, фотографии Дома-музея А.Грина.

Описание иллюстраций письменная работа).

Ответить на вопросы с.170-171

10.

04

57-58

К. Г. Паустовс-кий.  «П о в е с т ь  о  ж и з н и»  (главы  «Г а р д е м а р и н»,  «К а к  в ы г л я д и т  р а й»).

 

2

«Далекие годы» как первая из шести» «частей «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра героя в свой флот. «Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Т е о р и я.  Роль пейзажа в прозе.

Рецептивная: чтение фрагментов повести

Репродуктивная: осмысление содержания, ответы на вопросы, пересказ.

Поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями других писателей.

Изучить

творчество  автора, факты его жизни, сюжет повести.

Понимать: авторское отношение к изображаемому, влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя,

воспроизводить все приключения и события в жизни героя.

Русский язык:

Словарь: гардемарин, палаш, эфес, азимут, корвет, штиль.

Фронтальный опрос.

Пересказ эпизодов, ответить на вопросы с.184.

16

04

17

04

59-60

Р\Р.  Великолепная страна моей мечты.

2

Выполнение творческой работы.

23

04

24

04

61

Ф. А. Искандер.  «Д е т с т в о  Ч и к а»  (глава «Чик и Пушкин»). Автор и его герой.

1

Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Важность главы «Чик и Пушкин», как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Т е о р и я.  Инсценировка.

Рецептивная: чтение отрывка.

Репродуктивная: подробный пересказ.

Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование худ. текста;    установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Исследователь- ская: анализ текста рассказа по вопросам и заданиям.

Разобрать: текст произведения,

Понимать:  

составлять хар-ку героя на основе текста  по плану; развернуто обосновывать суждения;  делать выводы  и обобщения; выделять границы эпизода.

Выполнение консультационной роли помощи ученика-эксперта

Составление плана.

Комментированное чтение.

Ответить на вопросы 194, подготовиться к инсценировке эпизода.

30

04

62

Урок-инсценировка.

1

Инсценировка.

07.

05

63

Родная природа в стихах русских поэтов.

И.Бунин «Детство», «Первый соловей»,

А.Блок «Ветер принес издалека».

1

Родная природа в стихах русских поэтов.

Рецептивная: чтение стихотворений

Репродуктивная: ответы на вопросы

Поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить

стихотворения А.Блока и И.Бунина

Понимать: авторское отношение к изображаемому, лирические настроения стихотворений о родной природе.

ИЗО: репродукции пейзажей А.Герасимова «После дождя», 

О.Светличной

«Луг с белыми цветами», И.Левитан «Сумерки. Луна».

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Обсуждение высказываний.

Выразительное чтение стихотворений.

08.

05

64

К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак

« Июль»

1

Родная природа в стихах русских поэтов.

Рецептивная: чтение стихотворений

Репродуктивная: ответы на вопросы

Поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить

стихотворения А.Блока и И.Бунина

Понимать: авторское отношение к изображаемому, лирические настроения стихотворений о родной природе.

Выполнение консультационной роли помощи ученика-эксперта

ИЗО: репродукции пейзажей А.Герасимова «После дождя», 

О.Светличной

«Луг с белыми цветами», И.Левитан «Сумерки. Луна».

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Обсуждение высказываний.

Чтение стихотворений наизусть.

14.

05

65-66

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны.

2

К. М. Симонов.  «М а л ь ч и ш к а  н а  л а ф е т е»,  «С ы н  а р т и л л е р и с -та» 

Т е о р и я.  Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Рецептивная: чтение стихотворений.

Репродуктивная: осмысление содержания лирических произведений,

Поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить лирические произведения К. Симонова

Понимать: авторское отношение к изображаемому, значение поэзии  в годы войны

Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Обсуждение высказываний.

Чтение фрагмента стихотворения наизусть

15.05

67-68

Песни о Великой Отечественной войне

2

Е. К. Винокуров.  «В  п о л я х  з а  В и с л о й  с о н н о й...»;  п е с н и  в о е н н ы х  л е т:  «М о я  М о с к в а»  (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского) (чтение произведений по выбору учителя и учащихся).

Т е о р и я.  Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Рецептивная: чтение стихотворений.

Репродуктивная: осмысление содержания лирических произведений,

Поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Изучить лирические произведения советских поэтов о Великой Отечественной войне.

Понимать: авторское отношение к изображаемому, значение поэзии  в годы войны.

Выполнение консультацион-ной роли помощи ученика-эксперта

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Обсуждение высказываний.

Чтение фрагмента стихотворения наизусть

21.

05

22.

05

69

Герой художественного произведения и автор.

1

Автор и герой в произведениях худ. литературы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие критической статьи

Репродуктивная: пересказ статьи учебника

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Определять авторское отношение к героям произведения, повторить и обобщить изученное в 6 классе.

Выполнение консультационной роли помощи ученика-эксперта

Пересказ и анализ текста.

С.223-223, ответить на вопросы.

28.

05

70

Обобщающий урок.

1

29.

05

Учебно – методические комплексы и пособия:

П/П

Название

Выходные данные

Кол-во

1.

Литература 6 кл. Т.Ф.Курдюмова.

Москва, «Просвещение»,

2009г.

15

2.

Читаем, спорим, думаем. Вопросы и задания

по литературе.

Москва, «Просвещение»,

 2009г.

3.

Задания по литературе 6 класс.

Москва, «Творческий центр»,

2010г.

4.

Журнал «Литература в школе».

5.

Контрольные и проверочные материалы по литературе в 6 кл.

Москва, «Дрофа».

2012г.

6.

И.Аркин. Уроки литературы в 6  классе.

Москва, «Просвещение»,

2008г.

7.

Бельская Л. Литературные викторины

Москва, «Просвещение»,

2010г.

8

Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  6  класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова.

Москва: Дрофа,

2012г.

 Список литературы для учителя и обучающихся:

П/П

Название

Выходные данные

Кол-во

1.

Поурочные разработки по литературе в 6  кл.

Москва, «Просвещение»,

2010г.

2.

Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы.

Москва, «Дрофа».

2010г.

3.

Методические рекомендации для учителя

(5 кл.)

Москва, «Дрофа».

2010г.

4.

Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова.

Москва: Айрис-Пресс.

2009г.

5.

2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова.  

Москва: Феникс.

2010г

Интернет-ресурсы

Формы проверки знаний обучающихся

Используются устные и письменные формы проверки знаний обучающихся по предмету: устный ответ, проверочные и контрольные работы, тестирование, сочинение.

Оценка устных ответов обучающихся. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.  

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

Оценка контрольных работ по литературе:

•        «5» – выполнил все задания правильно;

•        «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;

•        «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

•        «2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

Оценка тестов:. «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

Оценка сочинений.

        Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

        Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

•            соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•          полнота раскрытия темы;

•        правильность фактического материала;

•        последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

•        разнообразие словаря и грамматического строя речи;

•        стилевое единство и выразительность речи;

•        число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка        Основные критерии отметки

        Содержание и речь        Грамотность

«5»        1.        Содержание работы полностью соответствует теме.

2.        Фактические ошибки отсутствуют.

3.         Содержание излагается последовательно.

4.        Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.        Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.        Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»        1.        Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.        Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.        Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.        Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.        Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.        Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»        1.        В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.        Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.        Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.        Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.        Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.        Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»        1.        Работа не соответствует теме.

2.        Допущено много фактических неточностей.

3.        Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.        Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.        Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.        Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...