Зачетные контрольные работы по литературе 7 и 9 класс
тест по литературе на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Примерная контрольная работа (зачет) по литературе - 7 и 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_7_kl.docx28.05 КБ
Файл zachet_9_kl.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная контрольная работа

Вариант – 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ

  1. Героем какого цикла былин является Василий Буслаев:

А) Киевского

Б)Новгородского
В) Московского

  1. Ведущим художественным приемом в создании образа былинного богатыря является:

А) гипербола

Б) эпитет

В) метафора

  1. Какой из перечисленных жанров НЕ относится к фольклорным:

А) легенда

Б) сказка

В) летопись

  1. Как называется финно-угорский эпос:

А) «Песнь о Нибелунгах»

Б) «Песнь о Роланде»

В) «Калевала»

  1. Определите тему пословицы «Не за свое дело не берись, за своим – не ленись»:

А) о дружбе

Б) об учебе

В)  труде

  1. В состав какого произведения древнерусской литературы входят «Похвала князю Ярославу и книгам» и «Поучения Владимира Мономаха»:

А) «Повесть временных лет»

Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

В) «Сказание о смерти Олега от коня»

  1. К кому обращается М.В. Ломоносов в первой строфе «Оды на день восшествия на всероссийский престол….»:

А) к Петру 1

Б) к Елизавете

В) к Ивану Грозному

  1. Что предсказал кудесник князю Олегу в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»:

А) наследство

Б) смерть

В) скорую женитьбу

  1. Какое произведение НЕ входит в цикл «Повестей Белкина»:

А) «Гробовщик»

Б) «Метель»

В) «Дубровский»

  1. В каком произведении А.С. Пушкин обращается к образу «маленького человека»:

А) «Борис Годунов»

Б) «Медный всадник»

В) «Станционный смотритель»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру фольклора он относится.

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!

У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.

Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.

___________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент былины. Укажите былинного героя, описание которого вы прочитали.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

________________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент стихотворного текста. Укажите его автора и название стихотворения, из которого он взят.

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

______________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Как называется описание природы в литературном произведении?

«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика».

_____________________________________________________

  1. Что изображали картинки, висевшие в сенях станционного смотрителя из повести А.С. Пушкина?

_______________________________________________________

Часть 3

Прочитайте русскую народную сказку «Мудрая дева». Сопоставьте ее с «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Чем похожи главные героини? Чем отличаются? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.

 «Мудрая дева»

Русская народная сказка

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.

Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянника, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:

— Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.

Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:

— О чем слезы льешь, добрый молодец?

— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один дядя, и тот обижает!

— Какую ж обиду он тебе делает?

— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.

— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!

Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и отдает дяде вырученные деньги.

— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?

Парень признался.

— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.

Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:

— Поедем, станем сватать ту девицу.

Вот и поехали.

Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?

— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.

Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привязать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?

— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.

Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:

— Ты с кем живешь, девица?

— С батюшкой.

— Где ж твой отец?

— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.

— А когда назад воротится?

— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!

— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!

— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.

— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибудет, а ежели кругом — к вечеру будет?

— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом дорогою!

Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего племянника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант -2

Часть 1

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. Героем какого цикла былин является Садко?

А) Московского

Б) Киевского

В) Новгородского

  1. Определите тему пословицы «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»:

А) дружба

Б) Родина

В) любовь

  1. Какое из перечисленных произведений героического эпоса написано рунами:

А) «Калевала»

Б) «Песнь о Роланде»

В) «Василий Буслаев и новгородцы»

  1. Отличительной особенностью произведений древнерусской литературы является:

А) произведения распространялись в списках

Б) у всех произведений был автор

В) произведений древнерусской литературы передавались из уст в уста

  1. Какое из произведений НЕ относится к древнерусской литературе:

А) «Поучение Владимира Мономаха»

Б) «Повесть о Петре и Февронии»

В) «Петр и плотник»

  1. Кто из перечисленных поэтов писал оды:

А) А.С. Пушкин

Б) М.В. Ломоносов

В) М.Ю. Лермонтов

  1. Кого прославляет А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

А) Петра 1

Б) Елизавету

В) Бориса Годунова

  1. К драматическим произведениям А.С. Пушкина относится:

А) «Медный всадник»

Б) «Борис Годунов»

В) «Станционный смотритель»

  1. Какое произведение НЕ входит в сборник А.С. Пушкина «Повести Белкина»:

А) «Полтава»

Б) «Барышня-крестьянка»

В) «Выстрел»

  1. Отличительными особенностями «Повестей Белкина» А.С. Пушкина является:

А) внимание автора к деталям

Б) подробное объяснение поступков своих героев

В) сжатость и простота изложения

Г) обилие философских рассуждений

Д) прием «подставного автора»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Укажите имя былинного персонажа, которому принадлежат следующие слова:

- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!

Орать, да пахать, да крестьянствовати,

А бороздки тебе да помётывати,

А пенья-коренья вывёртывати,

А большие-то каменья в борозду валить!

________________________________________________________

  1. Дайте определение  преданиям.

Предания – это фольклорный жанр_______________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем поговорка отличается от пословицы? Какие темы затронуты в русских народных пословицах и поговорках (перечислите 2-3 темы)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент (укажите автора и название произведения).

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего.

__________________________________________________________

  1. Что вы понимаете под термином «образ-тип “маленького человека”»? Кто такие «маленькие люди»? Какое произведение с образом «маленького человека» вам известно?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Сопоставьте его с повестью «Станционный смотритель». Какая тема их объединяет? Что общего и различного между Владимиром Дубровским и Дуней – дочерью Самсона Вырина? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.

Дубровский

(отрывок)

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.

Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии довольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.

Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.

Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.

Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.

Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Зачетная контрольная работа

Вариант – 1

Часть 1

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. К жанрам несказочной прозы относятся:

А) былички и бывальщины

Б) исторические песни и предания

В) легенды и предания

  1. Отличительной особенностью произведений древнерусской литературы является:

А) произведения распространялись в списках

Б) у всех произведений был автор

В) произведений древнерусской литературы передавались из уст в уста

  1. Какую идею поднимает автор «Слова о полку Игореве»:

А) единения Русской земли

Б) величие женщины

В) восхваляет поход князя Игоря

  1. К особенностям русского классицизма относится:

А) правило «трех единств»

Б) гражданская тематика

В) культ чувства как ведущий

Г) изображение жизни простого человека

  1. К кому обращается М.В. Ломоносов в первой строфе «Оды на день восшествия на всероссийский престол….»:

А) к Петру 1

Б) к Елизавете

В) к Ивану Грозному

  1. Основателем романтизма в русской литературе считается:

А) А.С. Пушкин

Б) Г.Р Державин

В) В.А. Жуковский

  1. Любимыми жанрами русских поэтов-романтиков были

А) оды

Б) элегии и баллады

В) романы и повести

  1. Укажите героя комедии А.С. Грибоедова, у которого «и золотой мешок, и метит в генералы»:

А) Чацкий

Б) Скалозуб

В) Фамусов

  1. По какой причине А.С. Пушкин был отправлен в свою первую ссылку на юг?

А) из-за участия в декабристском восстании

Б) из-за дуэли с Н. Мартыновым

В) из-за написания вольнолюбивой лирики

  1.  В каком из перечисленных стихотворений А.С. Пушкин поднимает тему предназначения поэта:

А) «Анчар»

Б) «К Чаадаеву»

В) «Пророк»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Прочитайте текст. Определите, к какому из жанров несказочной прозы он относится? Почему?

Мне мой муж рассказывал. Когда он был маленький, он видел черта. Летом, когда нужно было таскать воду, они семьей переселялись в степь, в землянку. Зимой-то жили они в лесу, там буранов не бывает. Белили они на лето свою землянку, чистили, чтобы в нее въехать. А жила там неподалеку бабка. Он пошел к ней домой, а у ней кухня летняя была, заглянул в окошко. А бабка пирожки пекла когда, то через окошко угощала мальчуганов, которые к ней приходили. Смотрит, а кто-то сидит спиной к окну. В платке белом сидит, а голова, ну, будто бы острая что ли. Сидит, пирожки печет. Тут-то и заметил муж мой, что хата без хозяина кажись, двери пустые, окон нет. Испугался и убежал. Домашние спрашивают: "Что случилось, что случилось?". Рассказал он родителям. Но все обошлось, через некоторое время он выздоровел, забыл о том, что видел. Вот черти такие, черти они есть в миру. Они подражают человеку. Поди видали, как та бабка пирожки печет, а к ней дети приходят, хотели детей напугать, или, не дай Бог, забрать с собой. Порой видятся человеку козой, либо теленком. Чего человек хочет увидеть, тем и прикинутся. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто или что в «Слове о полку Игореве» предупреждает князя о неудачной битве? Каким образом?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое «ода»? Каковы отличительные особенности этого жанра? Какие оды Вам известны? В каком из литературных направлений жанр оды был востребован?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие особенности русского сентиментализма отразились в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие черты романтизма отразились в стихотворении А.С. Пушкина «К морю»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачетная контрольная работа

Вариант – 1

Часть 1

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. К жанрам несказочной прозы относятся:

А) былички и бывальщины

Б) исторические песни и предания

В) легенды и предания

  1. Кому из персонажей «Слова о полку Игореве» принадлежат слова:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

А) Бояну

Б) Ярославне

В) буй-тур Всеволоду

  1. Поэтический перевод «Слова о полку Игореве» принадлежит:

А) В.А. Жуковскому

Б) Д.С. Лихачеву

В) Н.А. Заболоцкому

  1. Представителем классицизма НЕ является:

А) Н.М. Карамзин

Б) М.В. Ломоносов

В) Г.Р. Державин

Г) Д.И. Фонвизин

  1. Кто из поэтов-классицистов в своей оде воспел Екатерину II, но при этом показал ее земной женщиной, которая «мурзам не подражая почасту ходит пешком» и «пища самая простая бывает за ее столом»?

А) Г.Р. Державин

Б) В.А. Жуковский

В) М.. Ломоносов

  1. В каком из произведений ярко выразились основные черты русского сентиментализма:

А) В.А. Жуковский «Светлана»

Б) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В) А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  1. Во время какого русского праздника разворачиваются события баллады В.А. Жуковского «Светлана»:

А) Масленица

Б) Новый год

В) Святки

  1. Кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «служить бы рад, прислуживаться тошно»:

А) Фамусов

Б) Молчалин

В) Чацкий

  1. Кто является автором статьи «Мильон терзаний», посвященной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Гончаров

В) Н.М. Карамзин

  1. К вольнолюбивой лирике А.С. Пушкина относятся стихотворения:

А) «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

Б) «К Чаадаеву»

В) «К морю»

Г) «Анчар»

Д) «Пророк»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Прочитайте текст. Определите его жанр - быличка или бывальщина? Почему?

Это давняя история. Я слышал ее деда. Раньше машин не было. Ехал как-то раз путник верхом на лошади. Сколько он шел - никто не знает. Может день, а может два. Хотелось ему есть и пить. Он устал. По дороге ему повстречался дом, высокой, большой дом. Он обрадовался, думал попросит сейчас воды, а может и накормят его. Зашел в дом, а посреди комнаты накрыт богатый стол, самовар горячий. За столом люди сидят, двое-трое. Хозяйка ему говорит: "Садитесь, чай пейте", а у самой голос, ну мёд, а не голос! Садится путник за стол, а перед кушанием молитву стал читать про себя. Глядит, а все исчезло. Ни людей нет, ни самовара, а от стола остался только бараний нут.
Вот такие вещи иногда черти шутят. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие черты фольклора отражены в «Слове о полку Игореве»? Приведите 1-2 примера.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Какова его роль в тексте? Как называется описание природы в художественном произведении?

«Страшно воют ветры в стенах  опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою,  и в темных переходах келий. Там, опершись на  развалинах гробных  камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое  содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келий и представляю  себе тех, которые в них жили,- печальные картины! Здесь вижу седого  старца, преклонившего  колена перед распятием  и  молящегося  о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его  умерли, кроме чувства болезни  и слабости.  Там юный монах - с бледным  лицом,  с томным взором  - смотрит в поле сквозь  решетку окна,  видит  веселых птичек, свободно плавающих  в  море воздуха, видит – и проливает горькие слезы из  глаз своих. Он томится, вянет, сохнет - и унылый звон  колокола возвещает мне безвременную смерть его. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ  богоматери обращает неприятелей в бегство.  Все  сие обновляет  в моей памяти историю  нашего отечества - печальную историю тех  времен, когда свирепые  татары  и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности  российской столицы  и когда несчастная  Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто такой «романтический герой»? Напишите, какими чертами его наделяли поэты-романтики?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких стихотворениях А.С. Пушкина завялена тема любви? Как у Пушкина представлено это чувство?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетные контрольные работы по литературе 7 и 9 класс

Примерная контрольная работа (зачет) по литературе - 7 и 9 класс...

Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)

Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для  7 КЛАССА по теме  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...