КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»
тест по литературе (7 класс)

Антонова Ольга Леонидовна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для  7 КЛАССА по теме  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_l_7_kl_drevnerus_lit.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

1.Дайте определение.   Былина -  

2.Назовите 5 героев былин

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

4.Соберите пословицы:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

Венец мужества -

надо людей любить (яп.)

Обещай медленно,

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

Знаешь – говори,

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Кто людей любит,

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

скромность (араб.)

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)

5.Когда существовала древнерусская литература?  

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Чтить –

Вдовица –

Леность –

Целовать крест –

Сирый –

Преставиться

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

9. Расположите элементы сюжета в правильном порядке   полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба.

10.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

1.Дайте определение.   Былина -  

2.Назовите 5 героев былин

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

4.Соберите пословицы:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

Венец мужества -

надо людей любить (яп.)

Обещай медленно,

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

Знаешь – говори,

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Кто людей любит,

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

скромность (араб.)

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)

5.Когда существовала древнерусская литература?  

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Чтить –

Вдовица –

Леность –

Целовать крест –

Сирый –

Преставиться –

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

9. Расположите элементы сюжета в правильном порядке   полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба.

10.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

Ответы

 «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Цели и задачи:

1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература»;

2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Вопросы контрольной работы:

1.Дайте определение:

Былина – (лиро-эпический жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и героях)

2.Назовите 5 героев былин (Илья Муромец, Микула Селянинович, Вольга, Садко, Василий Буслаев)

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

Киевский цикл

Новгородский цикл

Действие происходит в Киеве (или Киев упоминается)

В центре – князь Владимир

Тема защиты русской земли от кочевников

Гл. герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Действие происходит в Новгороде

Поднимаются социальные темы

В центре – герой-новгородец

Гл. герои – Садко, Василий Буслаев

4.Соберите пословицы:

Дерево держится корнями

а человек – родственниками (абхаз.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

чем просить у других (кит.)

Венец мужества -

скромность (араб.) надо людей любить (яп.)

Обещай медленно,

выполняй быстро (англ.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Если ты сделал добро – скрой,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Как поступишь с другими,

так поступят с тобой (асс.)

Знаешь – говори,

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Конь узнается в скачке,

человек – в делах (казах.)

Кто людей любит,

тот долго живёт (яп.)

Не смейся над старым,

сам состаришься (яп.)

5.Когда существовала древнерусская литература?  (11-17 вв.)

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Чтить – уважать

Вдовица – вдова

Леность – лень

Целовать крест – клясться

Сирый – одинокий

Преставиться – умереть

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

(в «Поучении» учит не лениться, помогать нуждающимся, не нарушать клятв, не гордиться своим положением, почитать людей, быть милостивыми справедливым)

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

(сказки – фольклорный жанр и жития – жанр древнерусской литературы. От сказки – герои разгадываю загадки, есть волшебные помощники; от жития – прославляются святые, есть похвальное слово)

9.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря[1], глаголя[2]: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ[3] и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363[4].

(Если же спросить славянских грамотеев: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом, и Мефодий, брат его. И если спросить, в какое время,
то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, царя болгарского, в год от сотворения мира 855.)


[1] Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?

[2] Глаголать - говорить

[3] От слова ведать = знать

[4] Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению 

Список использованной литературы:

1. Коровина В.Я. «Литература. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2011. Ч.1.

2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2015. Ч.1.  – С.7-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

презентация к уроку литературы в 9 классе характеристика древнерусской литературы

презентация к уроку литературы в 9 классе характеристика древнерусской литературы...